ЮЖНЫЙ ОСТРОВ «ГОВОРЛЯНДИЯ». Методические рекомендации к использованию универсального игрового образовательного модуля для речевого развития дошкольников
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Ольга Вячеславовна

Методическое сопровождение для организации образовательного процесса с дошкольниками в рамках модуля представляет собой практический материал  (игры и упражнения) направленные на речевое , познавательное и личностное развитие дошкольника и предусматривающий модификацию (изменение) для учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuzhnyy_ostrov_govorlyandiya.docx277.77 КБ

Предварительный просмотр:

О.К. Пересыпкина, Г.Ю. Коркина, Е.В. Ермолаева, О.В. Кузнецова

ЮЖНЫЙ ОСТРОВ «ГОВОРЛЯНДИЯ»

Методические рекомендации к использованию универсального игрового образовательного модуля для речевого развития дошкольников

Самара

2019

Содержание

Введение

  1. Модульный подход в организации развивающей среды по речевому развитию дошкольников

  1. Особенности организации образовательного процесса средствами универсального игрового образовательного модуля «Южный остров «Говорляндия»

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Одним из главных критериев Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее Стандарт) (Приказ №1155 Министерства образования и науки РФ) является обеспечение речевого развития детей, которое включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» [29, п.2.6.]. Это обусловлено, прежде всего социальной значимостью речи и ее ролью в формировании личности. Кроме того, в настоящее время мы видим увеличение количества дошкольников, испытывающих затруднения в развитии речи, что неизбежно может сказаться на общении как с близкими, так и с чужими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками. В будущем это может привести к затруднениям адаптации в детском коллективе, ограничению круга общения, проблемам в обучении, ограничениям в выборе профессиям и др.

Стандарт дошкольного образования дает возможность каждой дошкольной образовательной организации разработать свою основную образовательную программу, включающую содержание образовательного процесса, описание организации партнерских взаимоотношений между участниками образовательной деятельности и делает «особый» акцент на организацию развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС), которая является одним из ключевых условий для успешного речевого развития дошкольников.  

К сожалению, педагоги дошкольных образовательных учреждений все еще находятся на этапе понимания вопроса, как, и каким образом, можно организовать развивающую предметно-пространственную среду, отвечающую всем требованиям Стандарта ДО, но, и быть «понятной» в плане ее реализации, то есть, иметь учебно-методическое сопровождение.

Предлагаемые авторами методические рекомендации являются решением данных вопросов. Речь идет об использовании модульного подхода, который включает в себя объединение предметно-развивающей среды с методическим сопровождением по речевому развитию дошкольников 3-7 лет (в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи).

  1. Модульный подход в организации развивающей среды по речевому развитию дошкольников

 «Южный остров «Говорляндия»

C:\Users\User\Desktop\ЮГ КОНКУРСЫ\КОНКУРС_ДЕТСКИЙ САД 2016_СИПКРО\Детский сад года 2016\для конкурса дс года\ФОТО СРЕДА 01.10.2016\IMG_4854_cr.jpg

Рис. 1

Размещение модуля находится в свободном месте (рекреационной части детского сада) и представляет собой сюжетную линию частей острова (замок «Речецветик», гора «Фантазий», пик «Размышлений», «Зоополис», парк «АБВГДЕЙКА», озеро «Познаний» и др.) с элементами растительного, животного и предметного мира (Рис. 1). При создании модуля использовалась водоэмульсионная краска, декоративная шпатлевка, пластик, ткань фетр.

Страж страны «Говорляндия» самый добрый и справедливый сказочный герой – Щелкунчик (размер 120х80), выполнен в технике «Папье-маше».

Для совместной деятельности педагога с детьми в рамках модуля предусмотрен раздаточный материал, который хранится в «Волшебном сундучке» (коробка 60х30, обшитая яркой тканью): объемные буквы, выполненные из ткани, поролона, дерева, шерсти, клеенки и декоративных элементов; магниты с изображением рыб, животных, птиц, геометрических фигур; предметные картинки, карточки с предлогами, буквами, символами для звуков; демонстрационный материал).

  1. Особенности организации образовательного процесса средствами универсального игрового образовательного модуля «Южный остров «Говорляндия»

В основе модели образовательного процесса при использовании модуля по речевому развитию у детей 3-7 лет лежит основа Н.А. Коротковой.

Согласно данной модели образовательный процесс с дошкольниками в модуле может выстраиваться как в форме совместной деятельности взрослого с детьми, так и в форме свободной самостоятельной деятельности самих детей.

В рамках совместной деятельности взрослого с детьми решаются речевые задачи самого широкого плана:

  • обогащение активного словаря ребенка (номинативный, глагольный, словарь признаков);
  • развитие грамматического строя речи (словообразование, словоизменение);
  • развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, описание картин и предметов, работа с загадками, стихами и пословицами);
  • воспитание звуковой культуры речи (развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи правильного произношения звуков);
  • подготовка к обучению грамоте (выделение звуков, звукобуквенный анализ слов, деление слов на слоги, составление схем предложений).

При наличии в дошкольной организации детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) модуль «Южный остров «Говорляндия» является одним из вариантов проектирования развивающей предметно-пространственной среды, позволяющим осуществить индивидуализацию дошкольного образования детей с ТНР.В данном случае специалист и воспитатели, работающие с детьми данной категории в рамках модуля, при отборе форм образовательной деятельности, их содержания и элементов развивающей предметно-пространственной среды, должны учитывать структуру дефекта, уровень речевого развития ребенка, его индивидуальные возможности для эффективного развития компенсаторного механизма. Коррекционно-развивающая работа в рамках использования модуля может выстраиваться как в процессе подгрупповых, так и индивидуальных занятий.

В системе оценки эффективности представленного содержания образовательной деятельности в рамках использования модуля «Южный остров «Говорляндия» в работе с детьми с ТНР специалист может использовать диагностику Н.В. Нищевой или Е.В. Мазановой, с помощью которой можно выявить особенности речевого развития дошкольников вышеуказанной категории.

Варианты содержания образовательной деятельности, включающее подробное описание постановки образовательного процесса в работе с детьми 3-7 лет в рамках использования модуля[1]

Игра «Веселый аттракцион»

(модульная часть «Парк «АБВгдей - ка»)

(для детей 5-7 лет)

Задачи. Расширять словарь по теме «День знаний» (узнавание и называние школьных принадлежностей). Развивать навыки звукобуквенного анализа. Формировать элементы словесно-логического мышления. Развивать зрительные и слуховые процессы: фонематический слух, внимание, память, восприятие.

Оборудование. «Волшебный» сундучок, предметные картинки (школа, ручка, линейка, закладка, карандаш, стерка, пенал, кисточка, мел, циркуль, портфель, доска), карточки с буквами Ш, Р, Л, З, С, К, П, М, Ц, Д.

Игровая задача и игровые действия. Отгадать загадку, выделить первый звук в угаданном слове, поместить карточку с названной буквой на «Колесо обозрения».

Правила игры. Количество играющих – 5-6 человек. Играть по очереди.

Побеждает тот ребенок, который отгадает предложенные загадки и правильно выделит все звуки в словах.

Описание игры

Педагог предлагает детям отправиться в парк развлечений «Речецветик».

  • Сколько здесь аттракционов и развлечений!
  • Посмотрите, нас встречает здесь страж страны Говорляндия Щелкунчик. Он приготовил вам «Волшебный» сундучок с заданиями.

Школа – это светлый дом.

Мы учиться будем в нем.

Там научимся писать,

Складывать и умножать.

В школе мастерские есть…

Интересных дел не счесть!

И звонок веселый,

Вот что значит школа!      (Л. Арсенова) [1]

  • Щелкунчик предлагает вам прокатиться на «Колесе обозрения».

Дети рассматривают колесо, называют буквы, прикрепленные к кабинкам.

  • Как вы думаете, с чем (кем) можно встретиться в кабинке с буквой К? (Скотом, кубиком, книгой …).
  • Чтобы прокатиться на «Колесе обозрения», нужно отгадать загадки.

Буквы напечатанные, очень аккуратные.

Буквы для письма я пишу сама. (Ручка.) [2]

Я – умейка, прямота – главная моя черта. (Линейка.) [2]

Я нужна вам для порядка,

Зря страницы не листай!

Там, где я, здесь и читай. (Закладка.) [2]

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все что хочешь.

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (Карандаш.) [2]

Хоть не прачка я, друзья,

Стираю старательно я. (Стёрка.) [2]

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (Пенал.) [2]

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка.) [2]

Пишут им ученики, отвечая у доски. (Мел.) [2]

Сговорились две ноги, делать дуги и круги. (Циркуль.) [2]

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель.) [2]

По черному белым пишут то и дело.

Потрут тряпицей – чиста страница. (Доска.)  [2]

Дети отгадывают загадки, выбирают картинки (отгадки). Затем выделяют в словах первый звук и ищут на «Колесе обозрения» соответствующую букву.

Модификация

Для детей 5 лет:

Детям раздаются картинки, предлагается послушать загадку и выбрать нужную отгадку. Затем педагог предлагает ребенку четко произнести свое слово и выделить голосом первый звук.

  • Посмотрите, кабинка с буквой К. Как вы думаете, что мы разместим в этой кабинке? (Карандаш.) и т.д.

Для детей с ОВЗ:

  1. Педагог называет школьные принадлежности, изображенные на картинке, ребенок их узнает и показывает[2].
  2. Детям предлагается назвать школьные принадлежности, опираясь на предметные картинки. Далее педагог демонстрирует любые две и загадывает загадку.  Дети отгадывают загадку, выбирают картинку с отгадкой и размещают их на «Колесе обозрения».

Упражнение «Забавные звуки»

(модульная часть «Проспект звучный»)

(для детей 3-5 лет)

Задачи: Формировать навыки звукового анализа. Развивать умение правильно произносить гласные звуки. Развивать слуховое восприятие и внимание.

Игровой материал: схемы артикуляции гласных звуков [а, у, и, о, э, ы], игрушки-животные.

Задание:

  1. Для произношения звука [а]: широко открыть «клювики» (рот), когда мама-птица (педагог) «принесет зернышки» (покажет схему артикуляции звука [а]).
  2. Встать друг за другом, образуя «поезд» (педагог заранее ставит в разных местах игрушечных животных, мимо которых едет «поезд»). Дать сигнал «У – у – у…» перед отправлением «поезда», или, когда на его пути встретятся животные.

Модификация:

 Для детей 4-5 лет:

Задания для инициирования звука [и] – «Лошадка», [о] – «У куклы Маши заболел зуб», [э] – «Клоун смеется», [ы] – «Пароход».

Для детей с ОВЗ:

Выполнение заданий по показу.

Игровая ситуация «Интервью»

(модульная часть «Замок Речецветик»)

(для детей 4-7 лет)

Задачи. Развивать умение формулировать и задавать вопросы, правильно на них отвечать. Развивать речевую активность, быстроту мышления, сообразительность, находчивость.

Оборудование. Микрофон, карточки с изображением представителей разных профессий (повар, воспитатель, учитель, парикмахер, продавец, почтальон, маляр, дворник, врач, музыкальный руководитель), атрибуты для каждой профессии (колпак, поварешка, фартук, детские книги, мяч, очки, указка, мел, расческа, ножницы, фен, весы, набор овощей, монеты, сумка, газеты, письма, ведро, перчатки, кисть, валик, метла, совок, лопата, белый халат, эндоскоп, ложечка для осмотра горла, ноты, бубен, металлофон), схема интервью.

Игровая задача и игровые действия. Участники игры подходят к микрофону, представляются, задают вопросы выбранному представителю профессии, который отвечает на заданный вопрос. Если ответ не удовлетворил «журналиста», он может задать уточняющие вопросы. Задавать вопросы можно только после того, как «журналист» поднял руку, получил микрофон, далее по схеме интервью (улыбнуться, представиться, назвать, кому адресуется вопрос, задать вопрос, поблагодарить за ответ)

Правила игры. Количество играющих 6-8 человек. Играть по очереди. Побеждает тот ребенок, который придумает самые интересные и необычные вопросы.

Описание игры

Педагог сообщает детям, что сегодня они будут играть в игру «Интервью». Предлагает вспомнить, кто работает в нашем детском саду (выставляются карточки в модуле).

  • Одни участники будут представителями выбранных профессий, другие – журналистами, которые будут им задавать вопросы (брать интервью).

Дети – работники выбирают себе подходящие атрибуты, подчеркивающие принадлежность к той или иной профессии.

Модификация

 Для детей 4-5 лет:  

Интервью у детей берет педагог, старается стимулировать их полнее ответить на поставленные вопросы.

  • Кто вы? (Я – повар.)
  • Какие инструменты вам нужны для работы? (Для работы мне нужны фартук, колпак, столовые и кухонные приборы, плита, продукты.)
  • Что вы можете делать? (Я умею готовить суп и щи, жарить рыбу, печь пироги и т.д.)
  • Я хочу сделать салат из овощей. Как мне это сделать?  и.т.д.

Для детей с ОВЗ:

Дети рассматривают иллюстрации с изображением работников детского сада, называют знакомые профессии: повар, воспитатель, музыкальный руководитель, медсестра и др. Затем отбирают необходимые атрибуты для каждой профессии:

  • Это повар. Что нужно повару для работы? (Повару нужен колпак, кастрюля, поварешка…)
  • Кто хочет стать поваром?
  • Что можно спросить у повара? (Зачем повару кастрюля? Что он умеет делать? Из чего можно сварить компот? ...)


Заключение

Представленное в методических рекомендациях описание по созданию универсального игрового образовательного модуля «Южный остров «Говорляндия», содержание деятельности по его использованию в разных возрастных группах, предусматривающего модификацию для возможности решения разных образовательных задач в зависимости от поставленной педагогом цели, для возможности осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья (ТНР), методическое сопровождение для педагогов, предоставляющее средства для самообразования и способы организации партнерских взаимоотношений с родителями по вопросам речевого развития дошкольников позволит в короткое время достичь положительных результатов:

  • У детей – развитие фонетической, лексической, грамматической, связной речи, коммуникативной деятельности, личностных качеств (активности, самостоятельности, инициативности);
  • У педагогов – овладение знаниями и практическими навыками в реализации модульного подхода;
  • У родителей – мотивация к активному участию в процессе формирования РППС, участию в речевом развитии детей путем использования модуля в домашних условиях.

С целью повышения педагогических компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций, установления совместных партнерских отношений с родителями, а также обучения студентов средних и специальных, высших учебных педагогических заведений данный практический материал может транслироваться на курсах повышения квалификации, на практических семинарах, мастер-классах и встречах с родителями.

Литература

  1. Аверин С.А., Волосовец Т.В. «Дошкольные образовательные модули – основа формирования развивающей среды ребенка». Журнал «Дошкольное воспитание» 09/2015 – С.10-13.
  2. Алексеева М.М.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1997. – 400 с.
  3. Балабанова В.П., Богданова Л.Т., Лалаева Р.И., Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Нищева Н.В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 240 с.
  4. Верещагина Н. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 4-5 лет в группе детского сада. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
  5. Верещагина Н. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 5-6 лет в группе детского сада. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
  6. Верещагина Н. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 6-7 лет в группе детского сада. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
  7. Верещагина Н. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3-4 лет в группе детского сада. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
  8. Е.В. Мазанова. Обследование речи детей 4-5 (5-6), (6-7) лет с ОНР. Экспресс-диагностика.
  9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Л.Н. Ефименкова - М.: ВЛАДОС, 1985. - 64 с.
  10. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников: Под ред. Р.Е. Левиной. М., Просвещение, 1971. - 67 с.
  11. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж. / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
  12. Колодяжная Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей         ДОУ. – Ростов Н/Д.: ТЦ «Учитель», 2002. – 32 с.
  13. Коноваленко С.В. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С.В. Коноваленко. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.
  14. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
  15. Кошелева Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - М.: Владос, 2015. - 95 c.
  16. Кузнецова Л. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с пространственными предлогами / Л. Кузнецова, А. Дройская // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 106-107.
  17. Ляско Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c.
  18. Письмо Миобрнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014 № 08-249 // Вестник образования. – 2014. – Апрель. – № 7
  19. Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка : для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей / Е. А. Пожиленко. – СПб. : КАРО, 2006. – 640 с.
  20. Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь : из опыта совместной работы логопеда и воспитателя / Е. Пожиленко, Е. Игнатьева // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 32-40.
  21. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Высшая школа, 1986. – 135 с.
  22. Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 192 c.
  23. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 176 c.
  24. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст] /В.И. Селиверстов - М.: ВЛАДОС, 1994. - 344 с.
  25. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит [Текст] /Т.А. Ткаченко - СПб.: Детство пресс, 1997. - 73 с.
  26. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом /Г.А. Тумакова - М.: ВЛАДОС, 2001. - 56 с.
  27. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития: лекции. М.: Педагогический университет. Первое сентября 2010. - 68 c.
  28. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. -  256 с.
  29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с.
  30. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи : пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей / М. Е. Хватцев. – СПб. : КАРО ; Дельта +, 2004. – 272 с. – (Коррекционная педагогика).
  31. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/Н.В. Новоторцева, Т.В. Башаева Н.Н. Васильева, Н.В. Клюева и др. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2011 - 480 с.


[1] В подборе учебно-методических материалов использовались разработки авторов, указанных в списке литературы. Ряд дидактических игр и заданий модифицирован и дополнен разработками авторами данных рекомендаций.  

[2] В работе с неговорящими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным о...

«Использование универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени» для познавательного развития дошкольников старшего возраста»

Технология : мастер-классЦель мастер-класса:повышение профессионального уровня педагогов-участников посредством использования универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине вр...

«Методические рекомендации по использованию ЭОР в образовательном процессе дошкольника»

В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образовани...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников

Данные методические рекомендации посвящены использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников и подготовлены в помощь воспитателям ДОУ....