Пальчиковые игры как эффективный способ развития мелкой моторики в раннем возрасте.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Иванова Ольга Николаевна

Пальчиковые игры — один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igra_kak_effektivnyy_sposob_razvitiya_melkoy.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игра как эффективный способ развития мелкой в раннем возрасте.

Учеными давно установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0 до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка (т.к. в 3 года фраза должна быть сформирована), поэтому заниматься с ребенком необходимо с младенчества.

Есть множество  способов развития мелкой моторики рук.  Одним из самых интересных и доступных как воспитателям, так и родителям являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и рук, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, потешек, сказок, историй. Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить с основными видами эмоций, способами их проявления.

У детей, с которыми регулярно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиваются  творческие способности и коммуникативные умения, такие дети быстрее и проще учатся справляться  с ложкой и карандашом, они более внимательны и эмоционально устойчивы. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления.

Рекомендации к проведению пальчиковых игр:

Для того чтобы пальчиковые игры выполняли свои развивающие функции

необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

1) Играйте чаще, с удовольствием, с личной вовлеченностью.

2) Стишки выучивайте наизусть.

3) Выполняйте все движения совместно, проговаривая слова и придерживаясь

медленного темпа.

4) Заведите себе «памятку» — картотеку пальчиковых игр, возьмите оттуда 2

-3 игры, хорошенько заучите их, затем добавляйте новые, более сложные.

5) Хвалите ваше чадо, даже если он еще неуклюжий, а вместо слов у него

получаются только нечленораздельные звуки.

6) Никогда не заставляйте ребенка играть, если он этого не хочет в данный

момент. Переключите его внимание, поддержите интерес.

Пальчиковые игры для возраста от 1 года до 3 лет на развивающих занятиях обязательно располагаются в порядке возрастания сложности.

Схема обучения пальчиковой гимнастики:

  демонстрация игры педагогом (можно даже не один раз, чтобы увлечь детей игрой)

 взрослый совершает действия ребёнка руками для облегчения запоминания и поддержания игровой мотивации

 самостоятельные действия руками ребёнка под произносимый педагогом текст. Следует отметить, что в возрасте от 1 года до 3 лет, даже если малыши уже и умеют говорить, не надо заставлять их произносить текст игры. Детям этого возраста ещё сложно одновременно произносить текст и производить необходимые действия руками. Само содержание пальчиковой гимнастики должно быть понятно и интересно детям – только в этом случае они с увлечением включатся в игру.

Картотека пальчиковых игр  для детей раннего возраста.

«Наши ручки»

Где же наши ручки?

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нет наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки.

Вытягивают ручки

вперед

Показывают ручки.

Спрятали ручки за спину

Опять показывают ручки.

«Кулачки»

Кулачки сложили,

Кулачками били.

Тук-тук!

Тук-тук!

Тук-тук!

Сложить кулачки обоих рук

Бьют кулачками.

«Очки»

Бабушка очки надела

И детишек разглядела.

И детишки очки н

адели

Бабушку разглядели.

Колечки подносят к глазам

Дети повторяют действия за

воспитателем.

«Дождик, дождик»

Дождик, дождик,

Кап да кап, кап...

Мокрые дорожки.

Все ровно пойду

гулять,

Пусть промокнут ножки.

Дети повернули ладошку кверху и

Указательным па

льцем имитируют

Капельки дождя и повторяют за

взрослым: «Кап..»

«Пароход»

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он словно печка:

Пых, пых...

Дети обе сложенные ладони

поворачивают влево и

вправо,

повторяют за взрослым: «Пых..»

С добрым утром!

С добрым утром, глазки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки.

Вы проснулись?

С добрым утром, солнце.

Мы проснулись!

Дети поглаживают глазки, смотрят в

бинокль.

Прикладывают ладони к ушкам.

Поглаживают, кисти рук, хлопают в

ладоши.

Поглаживают ножки, притопывают.

Руки протягивают к солнцу и

улыбаются.

«Наш малыш»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш

Согнуть пальцы в кулачок, затем по

очереди разгибать их начиная с

большого

«В детский сад идти пора»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики, ура!

Дети поочередно загибают пальчики

руки.

Дети машут

кистями рук.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки – Желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите».

Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки.

Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки. Бегут всеми пальцами обеих рук. Хлопают в ладоши. Грозят пальцем ведущей руки. Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола. Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т.д.

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке – ладоши,

А пальчики – Антоше.

Моющие движения. Поглаживающие движения по щекам. Интенсивное потирание ладоней. Массаж поочередно каждого пальчика, «снимаем» перчатки.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме (друг другу) улыбаемся.

Хлопают в ладоши.

Совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями.

«Моют» лицо, растирают уши. Улыбаются.

Жил-был зайчик – Длинные ушки. Отморозил зайчик

Носик на опушке. Отморозил носик,

Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Хлопают в ладоши.3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Трут нос. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Гладят кобчик. Крутят руль.

«Лапки-царапки»

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка,

Мягкие лапки,

А в лапках – цап-царапки.  

Дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки.Дети выпрямляют пальцы, в шутка царапаются. Игру можно повторить несколько раз.

«Ежик»

Ежик маленький замерз,

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело

 – Ежик развернулся!

Прижмите пальцы – ежик убрал иголки. Выпрямите пальцы – ежик показал колючки.

«Птички»

Вот птички летают, машут крылышками. Приземлились птички, крылышки сложили. Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек! Вот как птички зернышки клюют! Наелись птички и улетели.  

Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями). Соедините ладони вместе. Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими. Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью. Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.

«Моторчик»

Давайте поиграем в машинки.

Би - би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины.

Надо завести моторчики.

Дайте детям машины и предложите поиграть. Покажите малышам, как завести моторы. Для этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать вокруг друг друга. «Моторчики» могут работать быстро и медленно. Игру можно повторить несколько раз.

«Разминка»

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Предложите детям сделать разминку для рук: плавно поднять руки перед собой и встряхнуть кисти. Упражнение сопровождайте четверостишием. Такую игру-разминку можно проводить как расслабляющее упражнение во время занятий, в ходе которых дети действуют руками.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

 Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того, как малыши запомнят движения, проведите игру с группой детей. Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.

«Вышли пальчики гулять»

Раз, два, три, четыре, пять – Вышли пальчики гулять.

 Раз, два, три, четыре, пять – В домик спрятались опять.

Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение (по ходу чтения дети повторяют движения).Поочередно разогните пальцы, начиная с большого. Пошевелите пальцами. Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца. Повторите игру с пальцами другой руки.

«Замок»

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?

 Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

 Мы замочек покрутили…

И открыли!

Соедините пальцы рук в «Замок». Постучите по столу сомкнутыми в замок руками. Круговые движения сомкнутыми руками. Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны. Расцепите пальцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с крупами для развития мелкой моторики детей раннего возраста.

Игры с крупами для развития мелкой моторики детей раннего возраста....

Игры с крупами для развития мелкой моторики с раннего возраста

Цели и задачи:Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;разви...

Презентация "Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников"

В презентации представлен материал для развития и совершенствования мелкой моторики  детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр....

Консультация "Игры с крупами для развития мелкой моторики с раннего возраста"

Игры с крупами для развития мелкой моторики с раннего возраста     Одним из важных аспектов развития дошкольника, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев р...

Консультация "Игры с крупами для развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Консультация "Игры с крупами для развития мелкой моторики детей раннего возраста"...

Консультация для родителей «Игры с крупами для развития мелкой моторики детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Игры с крупами для развития мелкой моторики детей раннего возраста»...

Консультация для родителей «Игры с крупами для развития мелкой моторики детей раннего возраста»

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте является одной из первостепенных задач. Специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Для развития моторики рук создано много ...