Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Уварова Александра Владимировна

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе  группе

«Звуки Н-Нь  и буква Н»

Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Уточнить произношение звуков [Н], [Нь];

-Учить выделять звуки [Н], [Нь] из состава слова;

-Учить дифференцировать звуки по твердости – мягкости;

- Продолжать учить проводить звуковой анализ слов;

- Формировать навык чтения открытых слогов, односложных слов.

Коррекционно-развивающая:

- Развивать фонематический слух, логическое мышление, слуховую память, зрительное восприятие, воображение.

Коррекционно-воспитательная:

- Воспитывать усидчивость и умение дружно работать в коллективе.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети заходят в группу из спальни, встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! 

 

2.  Сюрпризный момент

Воспитатель обращает внимание детей на воздушные шары, виднеющиеся из-за штор: «Посмотрите, кто-то прислал нам письмо, да не простое, оно прилетело к нам на воздушных шарах, интересно, кто его отправил и что в нем? Занимайте свои места, будем открывать письмо.  Дети садятся за столы.

 

3.  Сообщением темы занятия

 

Воспитатель достает из конверта картинку с изображением грустного Незнайки.  Посмотрите ребята, кто этот герой? Интересно почему он грустный? Давайте  прочитаем письмо от нашего героя и поймем, что же с ним случилось (воспитатель читает письмо).

 

 

Здравствуйте ребята, живу я в Цветочном городе со своими друзьями. Мы очень дружный и трудолюбивый народ, любим учиться и узнавать много нового.  Я тоже люблю учиться, но не всегда бываю внимательным, вот так я пропустил все самое интересное про звуки «Н» «Нь» и теперь не могу справиться с заданиями.  Очень надеюсь, что вы мне поможете и расскажите все про эти звуки. Заранее спасибо. Ваш Незнайка.

                                

Воспитатаель:  Ребята поможем Незнайке?  Тогда сегодня мы отправимся с вами в путешествие со звуками «Н» «Нь» и буквой Н.   

 

4.  Основная часть

 

Воспитатель достает из конверта первое задание Незнйки.  

 

На доску вывешиваются предметные картинки «нота» «ножницы» «носок». 

Воспитатель: Незнайка просит помочь разобраться, что общего у этих слов (ответы детей).

Ребята, вы правы в этих словах встречается твердый звук «Н», расскажите про него Незнайке (согласный т.к. нельзя петь, твердый,  обозначается синим цветом).

 

Ребята, смотрите незнайка еще картинки в конверт положил.

На доску вывешиваются предметные картинки «нитки» «книга» «пень». 

Воспитатель: Что общего в этих словах (ответы детей).

Вы правы в этих словах встречается мягкий звук «Нь», расскажите Незнайке про него (согласный т.к. нельзя петь, мягкий, обозначается зеленым цветом).

Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошо справились. Давай посмотрим какие еще задания приготовил для нас Незнайка.

 

Воспитатель показывает детям изображение комнаты с различными предметами.

Воспитатель: Незнайка получил задание найти в своей комнате предметы, в названии которых есть звуки «Н» «Нь», давайте назовем все предметы и если в их названии встречается твердый звук «Н» - повесим на этот предмет синий квадрат, а если мягкий «Нь» - зеленый.

Воспитатель называет предметы, дети по очереди выходят к доске и вешают на предмет квадрат соответствующего цвета.

Воспитатель: Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили. 


Воспитатель: Незнайка живет в доме, у него замечательная, светлая комната. Скажите, где же живут звуки?  (Дом  звука – это буква, у звуков «Н» «Нь» -дом буква Н (показывает букву). 

 

Дидактическая игра «На что похожа буква Н».

 

Воспитатель вывешивает плакат «На что похожа буква Н» и рассказывает детям: Незнайка просит рассказать ему как же выглядит буква Н, давайте посмотрим внимательно, подумаем и расскажем, на что же похожа буква «Н?» (ответы детей).

 

Воспитатель: Молодцы, теперь Незнайка точно узнает букву Н, когда встретит ее.   Но Незнайка спрашивает, как отличить букву от звука (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем, видим). Давайте сядем за столы и выложим букву Н из счетных палочек. 

Дети выкладывают букву Н.

Воспитатель: Молодцы ребята, как ловко справились с заданием. Сколько понадобилось счетных палочек, что б выложить букву Н. (Ответы детей)

 

Воспитатель достает из конверта предметную картинку – музыкальный инструмент «труба». Незнайка пишет, что очень хочет научиться играть на трубе, но для этого ему что-то нужно выучить, а что именно спрятано в загадке-ребусе.  Давайте поможем Незнайке Решить ребус.

 Воспитатель вывешивает плакат – ребус с картинками  ножницы,  облако, тапочки,  аист.  Нужно назвать картинки, определить первый звук в слове, выбрать букву, соответствующую данному звуку и прикрепить ее на доску. Затем прочитать получившееся слово. Дети выполняют задание. В конце игры один ребенок читает слово «Нота».  Молодцы ребята, конечно, Незнайке нужно познакомиться с нотами, прежде чем учиться играть на трубе.  

Воспитатель: Подумайте сколько звуков в слове «нота» (ответы детей). Возьмите звуковую карточку обозначающую слово из 4 звуков. На строчке самостоятельно выложите слово нота. (Воспитатель следит за составлением слова детьми, помогает при необходимости). Молодцы, все старались. А теперь давайте составим звуковую схему данного слова (дети выполняют задание, воспитатель контролирует и помогает при необходимости).  Все справились с заданием? Давай проверим, какой самый первый звук в слове «нота», почему его обозначают синим цветом, какой последний звук в слове «нота», почему он обозначается красным цветом. Сколько всего гласных звуков в данном слове, сколько согласных. Сколько всего звуков? (ответы детей).

Воспитатель: Какие молодцы, как хорошо справились с заданием, даже Незнайка стал веселым и улыбается.

5. Итог занятия.

 Воспитатель.

Вот и помогли мы Незнайке выполнить задания, какие испытания мы с вами сегодня прошли?  (Ответы детей) В благодарность Незнайка приготовил вам подарки. Эти буквы вы, ребята, разукрасьте как вам нравится.  А все задания мы аккуратно сложим в почтовую

коробку и отправим Незнайке в Цветочный город.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyate_neznayka.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе  группе

«Звуки Н-Нь  и буква Н»

Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Уточнить произношение звуков [Н], [Нь];

-Учить выделять звуки [Н], [Нь] из состава слова;

-Учить дифференцировать звуки по твердости – мягкости;

- Продолжать учить проводить звуковой анализ слов;

- Формировать навык чтения открытых слогов, односложных слов.

Коррекционно-развивающая:

- Развивать фонематический слух, логическое мышление, слуховую память, зрительное восприятие, воображение.

Коррекционно-воспитательная:

- Воспитывать усидчивость и умение дружно работать в коллективе.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети заходят в группу из спальни, встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! 

2.  Сюрпризный момент

Воспитатель обращает внимание детей на воздушные шары, виднеющиеся из-за штор: «Посмотрите, кто-то прислал нам письмо, да не простое, оно прилетело к нам на воздушных шарах, интересно, кто его отправил и что в нем? Занимайте свои места, будем открывать письмо.  Дети садятся за столы.

3.  Сообщением темы занятия

Воспитатель достает из конверта картинку с изображением грустного Незнайки.  Посмотрите ребята, кто этот герой? Интересно почему он грустный? Давайте  прочитаем письмо от нашего героя и поймем, что же с ним случилось (воспитатель читает письмо).

Здравствуйте ребята, живу я в Цветочном городе со своими друзьями. Мы очень дружный и трудолюбивый народ, любим учиться и узнавать много нового.  Я тоже люблю учиться, но не всегда бываю внимательным, вот так я пропустил все самое интересное про звуки «Н» «Нь» и теперь не могу справиться с заданиями.  Очень надеюсь, что вы мне поможете и расскажите все про эти звуки. Заранее спасибо. Ваш Незнайка.

                                 

Воспитатаель:  Ребята поможем Незнайке?  Тогда сегодня мы отправимся с вами в путешествие со звуками «Н» «Нь» и буквой Н.  

4.  Основная часть

Воспитатель достает из конверта первое задание Незнйки.  

На доску вывешиваются предметные картинки «нота» «ножницы» «носок».  

Воспитатель: Незнайка просит помочь разобраться, что общего у этих слов (ответы детей).

Ребята, вы правы в этих словах встречается твердый звук «Н», расскажите про него Незнайке (согласный т.к. нельзя петь, твердый,  обозначается синим цветом).

Ребята, смотрите незнайка еще картинки в конверт положил.

На доску вывешиваются предметные картинки «нитки» «книга» «пень».  

Воспитатель: Что общего в этих словах (ответы детей).

Вы правы в этих словах встречается мягкий звук «Нь», расскажите Незнайке про него (согласный т.к. нельзя петь, мягкий, обозначается зеленым цветом).

Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошо справились. Давай посмотрим какие еще задания приготовил для нас Незнайка.

Воспитатель показывает детям изображение комнаты с различными предметами.

Воспитатель: Незнайка получил задание найти в своей комнате предметы, в названии которых есть звуки «Н» «Нь», давайте назовем все предметы и если в их названии встречается твердый звук «Н» - повесим на этот предмет синий квадрат, а если мягкий «Нь» - зеленый.

Воспитатель называет предметы, дети по очереди выходят к доске и вешают на предмет квадрат соответствующего цвета.

Воспитатель: Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили. 


Воспитатель: Незнайка живет в доме, у него замечательная, светлая комната. Скажите, где же живут звуки?  (Дом  звука – это буква, у звуков «Н» «Нь» -дом буква Н (показывает букву). 

Дидактическая игра «На что похожа буква Н».

Воспитатель вывешивает плакат «На что похожа буква Н» и рассказывает детям: Незнайка просит рассказать ему как же выглядит буква Н, давайте посмотрим внимательно, подумаем и расскажем, на что же похожа буква «Н?» (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, теперь Незнайка точно узнает букву Н, когда встретит ее.   Но Незнайка спрашивает, как отличить букву от звука (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем, видим). Давайте сядем за столы и выложим букву Н из счетных палочек.  

Дети выкладывают букву Н.

Воспитатель: Молодцы ребята, как ловко справились с заданием. Сколько понадобилось счетных палочек, что б выложить букву Н. (Ответы детей)

Воспитатель достает из конверта предметную картинку – музыкальный инструмент «труба». Незнайка пишет, что очень хочет научиться играть на трубе, но для этого ему что-то нужно выучить, а что именно спрятано в загадке-ребусе.  Давайте поможем Незнайке Решить ребус.

 Воспитатель вывешивает плакат – ребус с картинками  ножницы,  облако, тапочки,  аист.  Нужно назвать картинки, определить первый звук в слове, выбрать букву, соответствующую данному звуку и прикрепить ее на доску. Затем прочитать получившееся слово. Дети выполняют задание. В конце игры один ребенок читает слово «Нота».  Молодцы ребята, конечно, Незнайке нужно познакомиться с нотами, прежде чем учиться играть на трубе.  

Воспитатель: Подумайте сколько звуков в слове «нота» (ответы детей). Возьмите звуковую карточку обозначающую слово из 4 звуков. На строчке самостоятельно выложите слово нота. (Воспитатель следит за составлением слова детьми, помогает при необходимости). Молодцы, все старались. А теперь давайте составим звуковую схему данного слова (дети выполняют задание, воспитатель контролирует и помогает при необходимости).  Все справились с заданием? Давай проверим, какой самый первый звук в слове «нота», почему его обозначают синим цветом, какой последний звук в слове «нота», почему он обозначается красным цветом. Сколько всего гласных звуков в данном слове, сколько согласных. Сколько всего звуков? (ответы детей).

Воспитатель: Какие молодцы, как хорошо справились с заданием, даже Незнайка стал веселым и улыбается.

5. Итог занятия.

 Воспитатель.

Вот и помогли мы Незнайке выполнить задания, какие испытания мы с вами сегодня прошли?  (Ответы детей) В благодарность Незнайка приготовил вам подарки. Эти буквы вы, ребята, разукрасьте как вам нравится.  А все задания мы аккуратно сложим в почтовую

коробку и отправим Незнайке в Цветочный город. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»

Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе

Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р

Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (подготовительная группа). Дифференциация звуков «т» и «д» (система Г.А. Каше)

Каше Галина Амосовна – педагог-дефектолог, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР, научный корреспондент АПН СССР. Педагогическая сис...