«Развитие общеречевых навыков дошкольников в изобразительной деятельности»
статья по развитию речи

Лаврентьева Ольга Анатольевна
В процессе работы с детьми логопедической группы я столкнулась с проблемами нарушения формирования всех компонентов речевой системы: позднее начало речи, своеобразный ход ее развития, замедленный темп, ограниченный запас слов, трудности формирования грамматического строя речи, дефекты произношения и звукового анализа.
Неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. У детей речевой группы задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных форм внимания,  страдают все виды памяти, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие общеречевых  навыков  дошкольников
в изобразительной деятельности»

Лаврентьева Ольга Анатольевна

Введение

В процессе работы с детьми логопедической группы я столкнулась с проблемами нарушения формирования всех компонентов речевой системы: позднее начало речи, своеобразный ход ее развития, замедленный темп, ограниченный запас слов, трудности формирования грамматического строя речи, дефекты произношения и звукового анализа.

Неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. У детей речевой группы задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных форм внимания,  страдают все виды памяти, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением.

Речь – формируется в деятельности, наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет ИЗО – деятельность. Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.

В свое работе по развитию речи я решила сделать акцент  на изобразительную деятельность, так как увидела прямую связь между процессом рисования и положительными результатами в развитии речевых навыков у детей. Особенное влияние рисунок оказывает на формирование связной речи, так как рисование помогает озвучить ребенку свои фантазии, свой замысел и высказать свое мнение.

Для того, чтобы эта работа проходила более продуктивно я прочитала специальную литературу, прошла обучение на курсах, попыталась создать в группе необходимую предметно-развивающую среду, продумывала специальные конспекты комплексных занятий по различным лексическим темам. Также к этой работе были привлечены родители, проводились консультации «Рисуем вместе с детьми», «Книга своими руками». Мы с ребятами организовывали выставки своих работ, обсуждения за круглым столом.

Речевое развитие детей 

 Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.

Становление и формирование связной речи у нормально развивающихся дошкольников рассматривается в работах: В.А.Петровой, Г.М. Ляминой, Н.С.Карпинской и т.д. Авторы характеризуют развитие связной речи на различных возрастных этапах, раскрывают значение ее развития у ребенка – дошкольника, а также предлагают методику развития речи детей. Научные исследования ученых- педагогов нашли отображение в современных вариативных программах по дошкольной педагогике, в учебниках и методических пособиях.

Не менее значима проблема формирования развития связной речи у дошкольников с ОНР. Вопросами ее изучения занимались такие ученые, педагоги, методисты, как : Филичева Т.Б., Чиркины Г.В., Ефименкова Л.Н. и др.

В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка.

На первом году развиваются голосовые реакции, подражание, понимание, усваиваются первые слова.

На втором году – понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь).

На третьем году – понимание, активная речь: словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции.

На четвертом году - отмечается значительное улучшение произношения, речь становится более отчетливой, носит ситуативный характер. В речи детей преобладают простые, распространенные предложения. Шире начинают использоваться прилагательные, наречия и предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Уже на первом году речь начинает выполнять функцию общения и становится орудием развивающегося мышления.

На пятом году – резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность детей. Они начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер. Происходит рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в слогах.

 На шестом году – ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня: правильно произносит все звуки, отчетливо и ясно произносит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. Его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

На седьмом году жизни ребенок овладевает правильным звуковым оформлением слов, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Он свободно пользуется монологической речью.

В каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторонами речевого развития выделяются и такие, которые играют большую роль не столько в данном конкретном периоде, сколько в последующем речевом развитии ребенка. К ним относятся: начало развития, понимание слов взрослого в конце первого – начале второго полугодия первого года жизни, овладение активным словарем в последней четверти первого года, усвоение грамматических форм в конце второго года жизни и т.д.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Эти формы жизнедеятельности отличаются друг от друга по типу взаимоотношений взрослого и малыша. Обучающая роль взрослого наиболее четко выражается в режимных моментах и на занятиях. С этой точки зрения наиболее эффективны занятия по рисованию.

Изобразительная деятельность

Почему же рисунок оказывает такое стимулирующее действие на деятельность мозга ребенка?

Прежде всего нельзя забывать, что мышление детей первых лет жизни есть по преимуществу мышление образное, и рисунок, давая наглядную основу, существенно облегчает процесс "сцепления" ассоциаций. Кроме того, наглядность и образность, а часто и красочность рисунка влияют на эмоциональную сферу ребенка: возникновение под карандашом или кисточкой изображения доставляет ему удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что облегчает протекание ассоциативных процессов.

Представления ребенка об окружающем мире отличаются от представлений взрослого человека. Каким огромным и зачастую враждебным выглядит предметный мир, воспринимаемый ребенком? Какие яркие бывают переживания, страхи и радости, впечатления от происходящих событий в душе у ребенка? Каким образом возможно выражение переполняющих его чувств?

Из опыта общения с детьми мы знаем, что словарный запас ребенка не велик, так же, как невелики и его языковые возможности, его способность сформулировать мысль, объяснить словесно свое состояние. Ребенок может лишь односложно выразить то или иное состояние души или передать свой общий эмоциональный настрой. И именно рисование становится одним из тех необходимых инструментов, которые позволяют ему в доступной для себя форме выразить всю гамму чувств и переживаний. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его мира, предметного и пространственного. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит таинственное превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в рисунок. Объект можно определить одним общим словом, понятием и заключить в его изображении целую гамму переживаний и представлений. Тогда предмет в рисунке отразится схемой, символом, шаблоном.

Можно «выразиться» пространнее, и тогда рисунок будет обрастать подробностями, запечатленными в нем осознанно, так как о них можно «сказать», только зная по опыту. Рисование в жизни ребенка связано с важнейшими психологическими функциями, зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Оно не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Таким образом на каждом возрастном этапе дошкольного детства происходит решение все более усложняющихся задач по изобразительной деятельности.

Задачи изобразительной деятельности в разных возрастных группах

В младшей группе воспитываем у детей интерес к рисованию, знакомим с бумагой, карандашами, кистью, красками. Штрихами, мазками, линией подводим детей к изображению простых предметов и явлений окружающей жизни. Учим проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, округлые линии. Подводим детей к изображению простых округлых форм.

Во второй младшей группе продолжаем учить детей правильно держать карандаш (кисть). Формируем умение ритмом штрихов, мазков изображать явления окружающей действительности. Воспитываем у детей умение проводить прямые линии в разных направлениях, учим изображать предметы округлой формы. Учим образно отражать простейшие предметы и явления, сочетая округлые формы с прямыми линиями. Воспитываем умение изображать предметы четырехугольной формы и сочетать их с предметами округлой формы.

В средней группе учим детей изображать в рисунке предметы круглой, овальной формы, правильно располагать части, соотносить их по форме, создавать выразительный образ. Воспитываем умение применять сочетания цветов и оттенков для создания выразительного образа. Учим рисовать элементы узора по мотивам народных игрушек, составлять узоры на полосе, прямоугольнике, квадрате, розете. Учим передавать в рисунке предметы окружающей действительности, фигуру человека (условно), создавать выразительный образ. Учим изображать в одном рисунке несколько предметов, связывая их единым содержанием.

В средней группе вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством (дымковская, филимоновская, калининская глиняная игрушка, керамическая посуда)

В старшей группе учим детей рисовать с натуры и по представлению цветы, овощи, фрукты, игрушки, животных и человека, передавать несложные движения, добиваться выразительности образа. Учим составлять узоры на разнообразных формах, ритмично располагая кольца, круги, точки, различные геометрические формы и растительные элементы, развиваем чувство цвета, пропорции, расположения предмета.

В старшей группе продолжаем учить составлению узоров по мотивам народного искусства.

Подготовительная к школе группа. Продолжаем учить детей рисовать с натуры и по представлению цветы, овощи, фрукты, игрушки, животных и человека, выразительно передавая форму, пропорции, расположение частей, окраску; создавать композицию в сюжетном рисунке; располагать персонажей и предметы на всем листе, на широкой полосе, помещая ближе или дальше. Учим детей передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит, сочетания различных изобразительных материалов. Закрепляем умение составлять узоры на бумаге разной формы по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

Вывод: таким образом можно проследить закономерность речевого развития детей и изобразительной деятельности: от простого к сложному, от узкого к широкому. Овладевая чувственным опытом приобретенным в процессе рисования ребенок оречевляет его, что непосредственно влияет на процесс формирования речи и, в то же время, овладевая общеречевыми навыками (темп, ритм, интонация и др.)  ребенок приобретает знания и представления, необходимые для положительной динамики рисунка в изобразительной деятельности.

Для отслеживания динамики в речевом развитии детей через изодеятельность, я стала ежемесячно проводить занятия соответствующие лексической теме с опорой на речевой материал. И как итогом этих занятий являются выставки – обсуждения детских работ, составление книжек, беседы по ним (пересказ, сочинение рассказов).

Список литературы

  • Максаков А. И. «Правильно ли говорит ваш

         ребенок».Москва 2006г.

  • Ушакова О. С. «Развитие речи дошкольников». Москва 2001г.
  • Комарова Т. С. (Сост.) «Программа воспитания и обучения в детском саду». Москва 2006г.
  • Белобрыкина О. А. «Речь и общение». Ярославль 1998г.
  • Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». Москва 1981г.
  • Генинг М. Г. «Воспитание у дошкольников правильной речи». Чебоксары 1976г.
  • Королёва Т. В. «Занятия по рисованию в детском саду». Москва 2007г.
  • Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Москва 2008г.
  • Ветлугина Н. А. (Ред.) «Художественное творчество в детском саду». Москва 1974г.
  •  Сакулина Н. П. (Ред.) «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию». Москва 1979г.
  •  Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно!». Санкт-Петербург  2008г.
  •  Кравчунас Б. К. «Детское рисование как художественное творчество» Санкт-Петербург  2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум на тему: "Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности".

1. Презентация на тему: "Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности". 2. Сообщение по теме: "Значение рисования, лепки, аппликации для всестороннего воспитания, развития позн...

Презентация на тему "Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности"

Искусство несет людям свет, добро, развивая интерес к изодеятельности, совершенствует познавательные способности, эстетическое воспитание, образные представления, воображение, художественно - творческ...

Практическое занятие по теме "Познавательное развитие дошкольника в изобразительной деятельности"

Практическое занятие по теме "Познавательное развитие дошкольника в изобразителной деятельности" состоит из трех этапов: аппликация "Цыпленок", лепка "Мышарик - друг Цыпленка" и рисование "Домик для д...

Совместная деятельность воспитатель с детьми по развитию речи и изобразительной деятельности "Во саду ли, огороде ..."

Закрепление обобщенных представление об овощах и фруктах. Формирование культуру здорового образа жизни-рационального питания, а именно: пища должна содержать витамины...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и изобразительной деятельности для детей младшей группы на тему «В гостях у сказки»

Конспект занятия на тему «В гостях у сказки» подготовлен для детей второй младшей группы (3-4 года).Конспект предлагается использовать при изучении следующей лексической темы недели «Домашние птицы».К...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи и изобразительной деятельности в средней группе «Каша – здоровье наше»

Интегрированная образовательная деятельность  по ознакомлению с окружающим, развитию речи и изобразительной деятельности в средней группе, тема: «Каша - здоровье наше»Интеграция: коммуникация, по...