Консультация про артикуляционную гимнастику
консультация по развитию речи (средняя группа)

Ермакова Ирина Равиловна

Консультация для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_pro_artikulyatsionnuyu_gimnastiku.doc75.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика»

Ермакова И.Р.

учитель-логопед

г. Советский, 2014 г.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционную гимнастику рекомендуется делать в начале каждого занятия!

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения. Она состоит из упражнений для развития подвижности и переключаемости определенных положений губ, языка, необходимых для звука, над которым проводится непосредственная работа; отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Основные позиции языка послужат отправными точками для постановки «непокорных» звуков в будущем. Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, в формировании которой активное участие принимают щеки, губы, язык.

Дифференциация артикуляционных движений и их точность развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выра ботать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. Выбор артикуляционных упражнений, длительность проведения, их количество зависят от характера и тяжести дефекта произношения. Тренировать следует лишь движения, которые нуждаются в исправлении и необходимы для данного звука. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Подберите комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.

Перед началом занятия обязательно хорошо вымойте руки ребенка, остригите ногти и приготовьте стерильные салфетки. Часто при выполнении упражнений язычок не слушается, и ребенок пытается помочь ему руками. Не забудьте таким же образом подготовиться и сами. Занятия желательно проводить натощак или же через час-полтора после приема пищи, чтобы исключить рвотные движения. После занятий желательно смазать губы ребенка жирным детским кремом.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Лучше ее делать по 3-4 раза в день. Длительность каждого упражнения не более 2-3 минут. Не следует предлагать ребенку больше 2-3 упражнений за один раз. Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не следует вводить, лучше отрабатывать старые.

Для закрепления приобретенных навыков желательно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику лучше выполнять сидя: у ребенка должна быть прямая спина, мышцы расслаблены, руки, и ноги в спокойном положении (плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются). Все-упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

Во время занятий малыш должен хорошо видеть лицо взрослого. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе и желательно перед зеркалом. В этом случае ребенок учится осуществлять свой собственный зрительный контроль. Когда он научится правильно делать нужные движения речевыми органами, зеркало можно убрать, а функцию контроля он будет осуществлять, полагаясь на собственные ощущения. Самостоятельно ребенок может выполнять упражнения в том случае, если он знает, как их правильно выполнять.

Обязательно сопровождайте показ упражнения четкими объяснениями. Ваши наводящие вопросы помогут малышу определить, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий или узкий). Это даст ему возможность сделать свои первые «открытия» и будет способствовать устойчивому интересу к занятиям.

Не стоит недооценивать даже самое простое упражнение — при неразвитых мышцах языка или даже незначительном нарушении нервной системы язык будет слушаться с трудом, а даже непродолжительное упражнение может сильно утомить ребенка.

Не объясняйте ребенку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата, так как малыш может все сразу не запомнить и выполнить их неверно. Инструкции следует давать поэтапно, например: улыбнись (улыбка ребенка) покажи свои зубки (показал), и т. д.: раскрой рот шире, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком ттт.

Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

Все упражнения должны быть похожи на веселую игру. Занятия начинайте с рассказа об упражнении, используйте игровые приемы. Затем покажите, как его следует делать. Предложите малышу повторить движения губ, языка и произнести при этом нужный звук. Губы, язык ребенка должны быть подвижными, а их движения четкими и точными. Упражнения можно сопровождать веселыми стишками (потешками), пословицами, чистоговорками и скороговорками, которые ребенок будет непроизвольно запоминать и повторять вслед за вами и тем самым тренировать правильное произнесение звука или слова.

Когда малыш делает упражнение, взрослый должен обязательно контролировать его выполнение и следить за качеством выполняемых движений: движения каждого органа артикуляции должны выполняться симметрично по отношению к правой и левой сторонам лица, в противном случае артикуляционная гимнастика будет менее результативна. Начинать работу по любому комплексу звуков необходимо с упражнений, помогающих научить ребенка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).

На первых занятиях при выполнении упражнений у ребенка практически всегда наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата, однако постепенно напряжение исчезнет, движения станут не принужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у малыша. Никогда не говорите ему, что он делает упражнение неверно, так как ребенок может просто от казаться от занятий. Находите всегда за что его похвалить, даже если вы не добились желаемого результата: «Смотри, твой язычок уже научился быть широким. А еще через день он обязательно научится подниматься вверх». Вернитесь к более простым, уже усвоенным упражнениям, подчеркнув, что когда-то они тоже не получались, а теперь язычок уже слушается своего «хо зяина». Если не получается какое-либо движение, можно прибегнуть к так называемой «механической» помощи, например: помочь ему поднять язык за верхние зубы с помощью палочки или чайной ложки.

Для ребенка будет очень полезно, если вы сами будете делать упражнения, демонстрируя ему, как они выполняются. Кроме того, вы поймете сами, какая это нелегкая работа — учиться правильно говорить.

Если при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего малыша серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Консультация по артикуляционной гимнастике

Яркая красочная консультация, которая поможет как родителям так и воспитателям....

Консультация "Весёлая артикуляционная гимнастика"

Консультация знакомит с основными видами артикуляционной гимнастики, правилами её выполнения...

Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»

«Значение артикуляционной гимнастикидля формирования правильного звукопроизношения» Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться...

Консультация: Значение артикуляционной гимнастики при нарушениях звукопроизношения у детей.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление  мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений ...

Консультация " Проведение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики" (ранний возраст).

Консультация " Проведение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики"...