Картотека дидактических игр по обогащению словарного запаса у детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Картотека дидактических игр по обогащению словарного тзапаса у детей дошкольного возраста (младшая группа, средняя группа, старшая группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_obogashch._slovarnogo_zapasa.docx65.47 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение словарного запаса

Картотека дидактических игр по обогащению словарного запаса у детей дошкольного возраста

Санкт-Петербург

Младшая группа

«Шарики и кубики»

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.

Оборудование: четыре корзинки: две красных и  две желтых, мячи и кубики красного и желтого цвета.

Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (подумай как?), (по подражанию действиям педагога).

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg


«Большой – маленький»

Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.

Оборудование: большие и маленькие мячи и кубики.

Ход игры:  Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует действия.

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

«Чудесный мешочек»

Цель: Определять на ощупь форму (круглая, квадратная). Активизировать в речи прилагательные: круглый, квадратный.

Оборудование: мешочек, шары, кубики.

Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

«Большие и маленькие»

Цель: Фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении.

Ход игры: Логопед просит выполнить игровые действия с игрушками. Варианты заданий:

1)  Маленьких матрешек посади за маленький стол, больших за большой стол.

2) Катание разных матрешек в разных машинах. Большая матрёшка катается в большой машине, маленькая в маленькой.

Вопросы ребенку: «Где большая (маленькая)? Какая это матрешка?».

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

«Дом большой, дом маленький»

Цель: Развитие атрибутивного словаря, координация речи и движения.

Оборудование: Большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь. 

Ход игры: Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой".

У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны),

А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

«Собери букет»

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их цвет. Активизация атрибутивного словаря.

Оборудование: карточки разного цвета, картинки с изображением цветов.

Ход игрыДетям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки.

После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

«Что сделал зайчик»

Цель: Упражнять ребенка в практическом использовании глаголов при обыгрывании игрушки. Следить за правильным построением предложений.

Ход игры: Педагог рассказывает сказку, показывает действия с игрушкой и просит ответить на вопросы.

Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

Средняя группа

«Горит – не горит»

Цель: формировать представления детей о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными»; активизация предметного словаря.

Игровой материал: карточки с изображением легко воспламеняемых и не горящих предметов.

Ход игры: 

Дети по очереди берут картинку, объясняют, горит данный предмет или нет.

Выигрывает тот, кто правильно расскажет о большем количестве предметов.

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

«Назови части целого»

Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.

Игровой материал: предметные картинки.

Ход игры: 

Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…);

Машина - … (колеса, фары, руль…);

Велосипед …(руль, два колеса, рама, педали);

Грузовик - … (колеса, фары, кузов, кабина…);

Улица - …(дома, дорога, тротуар, пешеходный переход, светофор…).

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

«Кто где живет?»

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Игровой материал: настольно-печатная игра «Где чей домик?»

Ход игры: 

Взрослый  объясняет детям правила игры: злой колдун заколдовал всех наших животных и птиц. Они забыли, кто в каком домике живет. Мы можем им помочь, если назовем и поселим каждое животное и птицу в свой домик. Тогда они вспомнят, где их домик и расколдются. Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.

Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике. Собака – в конуре…

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

«Скажи одним словом»

Цель: учить детей определять и называть обобщенное слово, активизировать словарь по теме.

Игровой материал: мяч.

Ход игры: 

Взрослый называет 3 предмета, бросает мяч ребенку. Ребенок повторяет слова, называет обобщающее слово, возвращает мяч. Взрослый  снова бросает мяч малышу, предлагает из трех названных слов назвать лишнее и объяснить почему.

Слова для активизации:

Волк, заяц, корова. Воробей, курица, соловей. Курица, орел, гусь. Олень, слон, белка.

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

«Кому нужны эти вещи»

Цель: закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развитие словаря по заданной теме.

Игровой материал: предметные картинки по теме «Спорт».

Ход игры: 

Дети определяют, какому спортсмену нужны эти предметы.

Лыжи нужны… (лыжнику).

Коньки нужны… (фигуристу, хоккеисту).

Мяч нужен … (футболисту, волейболисту, баскетболисту).

Клюшка и шайба нужны… (хоккеисту).

Ракетка нужна… (теннисисту).

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

Старшая группа

«Вершки-корешки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила: Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие: Разыгрывание фантов.

Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

        Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

         Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

«Назови три слова»

Цель: активизация словаря детей.

Ход игры. дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить? И т.д.

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

«Каждому звуку свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате.

 Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, т.е. такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибках. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

«Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».

Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

«Лишнее слово»

Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.

Ход игры. Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексический материал (например):

шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.

зима, весна, ноябрь, лето, осень.

белка, заяц, медведь, синица, еж.

шуба, шарф, панама, варежки. И т.д.

http://telekomza.ru/wp-content/uploads/2013/07/%D0%9B%D0%91%D0%98-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста

Только у ребёнка, обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь. Обладая развитой речью, ребёнок легче воспринимает знания, меньше будет проблем при общении со с...

Дипломная работа: "Развитие мелкой моторики как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"

В настоящее время проблема речевого и сенсомоторного развития дошкольников  является одной из важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с недостаточно развитой речью...

Консультация для родителей. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Консультация для родителей.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средств...

Перспективный план работы над темой « Загадки , как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста »

Перспективный план работы по самообразованию над темой  "Загадки,как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"...

Обогащение словарного запаса у ребенка дошкольного возраста

Обогащение   словарного  запаса у ребенка дошкольного возраста В настоящее время,  к сожалению, нечасто можно встретить ребёнка с богатым словарным запасом и правильной постро...

Презентация по теме "«ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР»

Словарный запас у детей дошкольного возраста  с ЗПР, характеризуется:•малым объемом активного и пассивного словаря;•бедностью ассоциативных связей;•затруднением в подборе сходных и...

Консультация для родителей.«Приемы обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста»

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произ...