Конспект НОД по развитию речи «Дымковская игрушка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шумкина Елена Вячеславовна

Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие эстетических чувств дошкольников.

 

Задачи.

 

Образовательные:

        1.Активизироватьнавыки составления описательных рассказов об игрушке с опорой на схему.

       2.Расширять словарный запас прилагательных.

       3. Обогащать опыто способе изготовления и росписи дымковских игрушек, их многообразии. 

 

Развивающие:

     1.Поддерживать интерес к речевой деятельности дошкольников: умение отвечать на вопросы,участвовать в беседе,

2.Развивать интерес к русским народным традициям и промыслам;

 

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес  к народному декоративно – прикладному искусству.

2.Воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов России.

3. Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность.

 

Оборудование: дымковские игрушки, поднос с  игрушками из разного  материала (глины, стекла, дерева и т.д), презентация, «схема – помощница» для составления описательного рассказа о дымковской игрушке,  гуашь,  непроливайки, салфетки, ватные палочки, «печать».

 

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках и истории их возникновения, составление презентации, разучивание физминутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход НОД

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель.Ребята, посмотрите как много у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель.Сегодня утром, когда я шла в детский сад, почтальон вручил мне письмо и посылку. В посылке лежала шкатулка, но я почему-то не смогла ее открыть. А вот, что написано в письме я вам сейчас прочитаю. Слушайте.

« Здравствуйте, ребята! С  давних времен в нашем селе мастера делали красивые игрушки, расписывали их яркими красками. Так бы  они и радовали людей  чудесными игрушками, если бы не случилось несчастья. Злой волшебник Чернушка, украл все краски, и мастера  остались без работы.Он  вернет краски, если вы выполните все его задания. Мы просим вас помочь  вернуть нам краски. 

Народные умельцы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dymkovskaya_igrushka.docx152.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Дымковская игрушка»

Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие эстетических чувств дошкольников.

Задачи.

Образовательные:

        1.Активизироватьнавыки составления описательных рассказов об игрушке с опорой на схему.

       2.Расширять словарный запас прилагательных.

       3. Обогащать опыто способе изготовления и росписи дымковских игрушек, их многообразии. 

Развивающие:

     1.Поддерживать интерес к речевой деятельности дошкольников: умение отвечать на вопросы,участвовать в беседе,

2.Развивать интерес к русским народным традициям и промыслам;

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес  к народному декоративно – прикладному искусству.

2.Воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов России.

3. Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность.

Оборудование: дымковские игрушки, поднос с  игрушками из разного  материала (глины, стекла, дерева и т.д), презентация, «схема – помощница» для составления описательного рассказа о дымковской игрушке,  гуашь,  непроливайки, салфетки, ватные палочки, «печать».

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках и истории их возникновения, составление презентации, разучивание физминутки.

Ход НОД

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель.Ребята, посмотрите как много у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель.Сегодня утром, когда я шла в детский сад, почтальон вручил мне письмо и посылку. В посылке лежала шкатулка, но я почему-то не смогла ее открыть. А вот, что написано в письме я вам сейчас прочитаю. Слушайте.

« Здравствуйте, ребята! С  давних времен в нашем селе мастера делали красивые игрушки, расписывали их яркими красками. Так бы  они и радовали людей  чудесными игрушками, если бы не случилось несчастья. Злой волшебник Чернушка, украл все краски, и мастера  остались без работы.Он  вернет краски, если вы выполните все его задания. Мы просим вас помочь  вернуть нам краски.  

Народные умельцы»

Воспитатель.Я,  кажется,  догадалась, шкатулку мы сможем открыть, если мы выполним задания волшебника Чернушки. Ну что, ребята, поможем народным умельцам?

Дети.Да

Воспитатель.Вот и первое задание. Нам надо узнать  из какого села народные умельцы прислали нам письмо, и как называются игрушки, которые они изготавливают? Для этого отгадайте загадку. И если вы правильно назовете отгадку, то получите краску.

Загадка.

Посмотри сюда, дружок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом.

Точно в дымке все кругом,

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо- сказки,

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные:

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор

Отвести не в силах взор. (дымковская игрушка)

Воспитатель. Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились .И за него вы получаете «красную краску».

Воспитатель.Вас ждет второе задание. Нужно вспомнить все о дымковской игрушке и правильно ответить на вопросы.

Беседа по вопросам.

Воспитатель.

 -Как называется село, где делают  дымковские игрушки? (Дымково).

-От какого слова произошло название села? (дым) 

-Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины) 

 -Как лепят дымковские игрушки? (фигурки лепят из целого куска глины ,отдельные части прилепляют.)

- Где обжигают игрушки? (в печи) 

-На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый) 

-Какие геометрические фигуры используют для росписи дымковских игрушек?

-Какие цвета используют мастера для росписи дымковских игрушек?(Красный, синий, зеленый, желтый, белый)

Воспитатель. Молодцы, вы так много знаете о дымковской игрушке. Действительно, чтобы дымковская игрушка стала такой  яркой, нарядной, надо много труда вложить и всегда помнить, что дымковская игрушка рождается три раза: первый раз игрушка рождается, когда ее лепят из красной глины; второй раз, когда обжигают; третий – когда ее белят и расписывают.

Молодцы с этим заданием вы тоже  справились, за это вы получаете «зеленую краску».

Воспитатель. Дымковские мастера изготавливают много разных игрушек. Давайте вспомним и назовем их.

(Дети называют дымковские игрушки ( барышня, индюк, водоноска, олени идр.)

Воспитатель. Молодцы! А вот следующую краску мы получим, если скажем про дымковские игрушки.

Дидактическая  игра «Назови, какая» (с мячом).

(Яркие, нарядные, веселые, праздничные, восхитительные, смешные, задорные, волшебные, необычные, узорчатые, расписные, удивительные, народные, глиняные, причудливые, чудесные, изумительные, прекрасные, красочные и др.)

Воспитатель. Ребята, очень много прекрасных слов вы сказали про дымковские игрушки, и за это вы получаете краску «синего цвета».

Воспитатель.Для выполнения следующего задания нам понадобится «схема – помощница». Она нам поможет последовательно составить рассказ о дымковской игрушке. (Пояснение символов схемы)

Итак,сначала– называете игрушку;

второе называем промысел к которому принадлежит игрушка;

третье называемиз чего делают игрушку;

четвертое- вспоминаем процесс изготовления игрушки;

пятое  нужно вспомнить что делают, чтобы, игрушка стала крепкой

шестое- назвать, чем сначала покрывают изделие;

седьмое– какие использованы цвета;

восьмое – какие использованы узоры. 

В: Опишите дымковскую игрушку на выбор, опираясь на схему.

Дети составляют описательный рассказ о дымковской игрушке с опорой на  схему (2-3 человека)

Схема составления описательного рассказа о дымковской игрушке

Воспитатель.Молодцы, какие у вас получились интересные рассказы.  И за это вы получаете «желтую краску».

Воспитатель.Ребята,мы с вами много говорили о дымковской игрушке, а  у вас есть любимые игрушки?(да)

Воспитатель.  Назовите их.Ответы детей.

Воспитатель. Посмотрите, у меня тоже есть игрушки.  И среди них карточка с пятым заданием. Нужно назвать игрушку; материал, из которого она сделана;  какая она.Если вы выполните это задание правильно, то получите краску.

Например. Это кукла. Кукла сделана из пластмассы. Она пластмассовая.Дидактическая  игра  «Скажи правильно»

(Дети по – очереди выполняют задание)

Воспитатель.Молодцы, ребята, вы справились и  с этим заданием. За него вы получаете последнюю пятую краску, которую используют дымковские мастера для фона при росписи игрушек «черную».

Воспитатель.Ребята,  со всеми заданиями волшебника Чернушки мы справились и теперь давайте попробуем открыть шкатулку.

А, посмотрите,  здесь дымковские барышни. Это дымковские мастера прислали для вас. Только они не успели их расписать. Но я, надеюсь,  мы сами сможем их расписать. Но сначала  потренируем наши  пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу),

Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками),

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии) ;

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками),

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи - не калачи (машут указательным пальцем),

А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед).

Воспитатель. Ребята, проходим  в нашу мастерскую и  присаживаемся за столы.Дети садятся за столы.

Воспитатель.

- С элементами дымковской росписи  вы уже знакомы. Помните, что дымковские умельцы в своей работе используют пять основных цветов,а для росписи одной игрушки берут  только три основных  цвета.У вас на столе есть печати, палочки, при помощи которых вы будите наносить узоры. Не забываем, работать нужно аккуратно, чтобы работа получилась красивой, как у дымковских мастеров. А  теперь засучите рукава и преступайте  к работе.

Дети под музыку расписывают дымковскую игрушку.

Воспитатель. Какие красивые получились игрушки.  А пока работы подсыхают,  подойдите  все  ко мне.

- Вспомните,  какой росписью мы расписывали игрушки?

-Сколько раз рождается дымковская игрушка? (3)

-Когда она рождается в первый раз?(когда ее лепят из красной глины)

-Когда она рождается во второй раз? (когда ее обжигают).

- А когда в третий раз? (когда ее белят и расписывают)

Воспитатель. Ребята, вы сегодня так много рассказали о дымковской игрушке, справились со всеми заданиями Чернушки,  помогли дымковским мастерам вернуть краски и  даже расписать игрушки. А краски мы позже соберем в посылку и отправим в Дымково для народных умельцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....

конспект НОД по развитию речи «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ» в средней группе

Конспект НОД по развитию речи с использованием народной игрушки...

КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве ...

"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве ...

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ДЫМКОВСКИЕ МАСТЕРА"

Это занятие направлено на развитие речи дошкольников, на формирование у детей умение составлять описательный рассказ по схеме. В первой части занятия воспитатель заинтересовывает детей, предлагает отп...