Развитие связной речи дошкольников
консультация по развитию речи

Каширина Светлана Сергеевна

Развитие у  дошкольников связной диалогической и монологической речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_doshkolnikov.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей дошкольного возраста

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Данный факт обусловлен социальной значимостью и ролью развития связной речи в формировании личности детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

Связная речь — высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. К семи годам жизни нормально развивающийся ребенок овладевает основными формами устной речи – внутренней и внешней, диалогической и монологической. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (М. М. Алексеева, В.В. Краевский, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба и др.).

Ребенок дошкольного возраста должен уже не просто уметь выражать свои мысли и просьбы, но и делать это последовательно и связно. Хорошо развитая связная речь помогает легко общаться со сверстниками и взрослыми, тренирует мышление, внимание, подготавливает к успешному освоению школьной программы.

Если ребенок хорошо понимает звучащую речь, может отвечать на вопросы по тексту, сам любит их задавать, что-то рассказывать, при этом не путается с темой, не нарушает логических связей, употребляет достаточное для его возраста разнообразие слов, тогда можно говорить, что речь у него активно развивается. Но без нашей помощи дошкольнику не научиться говорить ясно и последовательно. Задача взрослого – как можно больше разговаривать с ребенком, просить его что-нибудь рассказывать и поправлять, если он отходит от темы или допускает ошибки.

Дети любят, когда им читают сказки. Интерес к ним активизирует желание малыша слушать, узнавать новое, а затем и самому что-то рассказывать. Через слушание он запоминает правильную последовательность построения речи. Поэтому развитие связной речи можно начинать с рассказывания или чтения сказок и с обсуждения вопросов по ним. Например: «Кто из героев тебе больше понравился? Почему?» и т.д.

Другой способ развития связной речи – диалог. Он тренирует ребенка придерживаться одной темы в своих высказываниях, задавать вопросы, учит отстаивать свое мнение. Важно, оставить ребенку право на личное мнение, даже если оно ошибочно. Относитесь с уважением к мнению ребенка, спросите "Почему он так считает?". В дальнейшем можно смоделировать подобную ситуацию и предоставить ему право выбора и право оценить последствия поступка. Помните, что аргументы типа "Я лучше знаю" не очень способствуют развитию диалога.

Прекрасный способ развития связной речи с помощью диалога — разыгрывание сценок и сказок. В этом случае у ребенка будут развиваться не только речь и мышление, но и воображение и фантазия.

Монолог — следующая ступенька в развитии связной речи. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Оно вбирает в себя овладение звуковой стороной языка, словарного состава и грамматического строя речи. Монологическая речь возникает в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование понимания речи и развитие смысловых связей с раннего возраста.

Пережив яркую эмоцию, ребенок обязательно захочет поделиться с вами. Но монологическая речь трудна тем, что нужно рассказать историю так, чтобы она была понятна, без отступления от темы и без ошибок. Первое время без наводящих вопросов не обойтись. Но постепенно ребенок привыкнет к последовательному изложению мыслей и будет строить свою речь логически правильно.

В детском саду обучению рассказыванию отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действенных средств развития связной речи.

В методической литературе принято выделять рассказывание по восприятию (рассказы-описания о предметах и объектах, рассказы по сериям картинок и по картинам, пересказ текста),  рассказывание по памяти (рассказы из личного или коллективного опыта детей) и творческое рассказывание (рассказывание по воображению).

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ.

Отмечено, что значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее — то есть конец рассказа.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Данный вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи — живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине. Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание.

Творческий рассказ предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями.

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные варианты соединения фраз. Самый распространенный способ соединения предложений – это цепная связь. Основными средствами этой связи являются местоимения (Прибежал котик. Он любит молоко.), лексический повтор (Котик прыгает. Котику холодно.), синонимическая замена (Котик скачет. Пушок веселится.). Цепная связь делает речь более гибкой и разнообразной, так как, овладевая этим способом, дети учатся избегать повторений одних и тех же слов и конструкций.

В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.

Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статистике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

Описание – это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.

Повествование – это развитие сюжета, развертывающегося во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структура повествования более четкая, чем структура описания, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) – должна быть выдержана четко.

Важная роль отводится обучению детей разным способам организации зачинов при построении повествования (однажды, как-то раз и др.); может быть указано место или время событий (Дело было летом. Это произошло на даче.).

В повествовательном типе высказывания используются самые разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголам, которые способны выстраивать последовательность действий и событий (шли – услышали – испугались – залезли – увидели – засмеялись – слезли – пошли). Дошкольники могут составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картинке, серии картин, из личного опыта.

Необходимо особенно важно подчеркнуть важность развития у дошкольников умений мыслить, рассуждать, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное. Данные умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение. Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Прежде всего, развитие связной речи зависит от формирования словарного запаса, работы над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого развитии. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества связной речи, как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел при построении связного высказывания.

Особое внимание в словарной работе с младшими дошкольниками уделяется обогащению словаря за счет представлений, полученных в процессе ознакомления с окружающим миром, а также за счет активизации разных частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, наречий. Детям предлагаются упражнения «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто это умеет делать?».

Обобщающие понятия  дети учатся понимать в следующих играх «Назови одним словом», «Четвертый лишний».

Детям необходимо показывать, как словообразовательные единицы меняют основное значение слова, носителем которого является корневая система (волк – волчонок - волчище). Дети учатся понимать значение слов с суффиксами, образующими названия детенышей (заяц – зайчонок, лиса – лисенок), приставок, образующих различные оттенки значения глаголов (шел – пришел – ушел – вышел). Усваивая понятие «уменьшительно-ласкательное название предмета», дети опираются на собственный опыт употребления этих слов: дом – домик, кот – котик, стол – столик.

Важными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы. Так, многозначное слово «игла» в значении «лист хвойного дерева» входит в тематическую группу слов: дерево – ствол – ветви – хвоя зеленая – пушистая – растет – опадает; «игла для шитья» входит в другую группу слов: шить – зашивать – вышивать – платье – рубашка – одежда – узор – острая – тупая – тонкая и т.п.

С младшего дошкольного возраста детей знакомят с многозначными словами, сначала на основе наглядности (ножка стола – ножка у ребенка – ножка у гриба; ручка у сумки – ручка у зонтика – ручка у чашки – ручка для письма – ручка у ребенка; иголка швейная – иголка у ежа на спине – иголка у елки).

Работа над антонимами проводится с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах и поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение.

А подбирая словосочетание со словами близкого и противоположного значения, дети глубже осознают многозначность слова (старый дом – ветхий, старое платье – рваное, старый друг – давний, старый билет – недействительный, или: свежий хлеб – черствый, свежая газета – вчерашняя, свежая рубашка – грязная).Такие упражнения помогают детям понимать слова не только в прямом, но и в переносном значении: злая зима, колючий ветер, дом растет, золотые руки и т.д. Работа над многозначными словами может идти по такому направлению: название слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, затем предложений и, в конечном итоге, использование многозначных слов в связном тексте.

Большую роль в организации связного высказывания играет интонация. Работа над интонационным чутьем, дикцией, темпом речи помогает избегать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания. Надо чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации.

По результатам диагностики некоторые дети старшего дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Отмечены следующие особенности: высказывания детей короткие, непоследовательные. Даже очень знакомый текст ребёнок может рассказать, нарушая последовательность предложений, при построении высказываний пользуется нераспространёнными предложениями. Уровень информативности высказывания очень низкий.

Несмотря на то, что большинству детей нравится делиться своими впечатлениями о пережитых событиях, они с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не потому, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. К заданиям, где надо пересказать текст, дети не испытывают особого желания. Следовательно, необходимо развивать связную речь воспитанников, вызывая интерес к таким заданиям. Игра как универсальное средство развития дошкольников будет наилучшим образом способствовать возникновению заинтересованности к выполнению поставленных задач.

Важно помнить, что развитие связной речи у детей — не быстрый процесс, он требует от взрослого терпения, времени, внимания. Но результат окупится сполна, когда ребенок пойдет в школу и будет уметь ясно и четко излагать свои мысли, выделять главное в речи педагога и в текстах.

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Статья по работе с дошкольниками "Сказка как развитие связной речи дошкольников"

В статье рассказывается о значение литературы в жизне ребёнка. Интересно изложены собенности восприятия литературы старшими дошкольниками. Отмечено какое значение сказка имеет не только на развитие ре...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...