НОД по речевому развитию "Поможем Буратино" для старшей группы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Хакимова Наталья Николаевна

НОД по речевому развитию "Поможем Буратино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_buratino.docx634.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                            НОД по речевому развитию в старшей группе

«Поможем Буратино»

Хакимова Наталья Николаевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 5 «Степнячок»

                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Формирование, развитие речи дошкольников   и оценки восприятия художественного слова становится очень актуальной в настоящее время для государства, поэтому необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывают игры п развитию речи.

     Проблема развития речи воспитанников всегда была одной из актуальных проблем в образовании и в обществе, а в современных условиях она приобретает особое значение. Средством развития речи детей являются сказки, художественное слово в которые заложен уникальный воспитательный потенциал. Но для осмысления и принятия его ребенку необходимо адекватное понимание содержание, которое невозможно без достаточного словарного запаса и сформированности связной речи.

     У детей возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения и эмоциональное отношение к герою.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

«Поможем Буратино»

2.

Доминирующая

образовательная область

Речевое развитие

2.

Виды деятельности детей

Чтение художественной литературы (Загадки о спорте, сказка  «Сказка про Буратино»)

Игровая деятельность («Ладошки». Игра «Волшебный мяч», «Пазлы», д/ игра «Что в сундуке»)

Коммуникативная деятельность (беседа по сказки, беседа о спорте)

Приложение 1(«Шишку возьми и животное назови», «Прятки» «Какой зверь?»)

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

Чтение (сказки «Сказка про Буратино»)

Упражнение (физминутка «Я спортсменом стать хочу»)

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

Кейс технология

Наглядность (слайды с изображением видов спорта, слайды к сказки «Сказка про Буратино»)

Занимательные и игровые ситуации игра «Ладошки, игра «Волшебный мяч» )

Приложение 1 (физминутка «На водопой»)

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Кейс - технология

Приложение 2

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие: уточнение представлений о видах спорта.

Социально – коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей принятых в обществе.

Художественно-эстетическое развитие: восприятие художественной литературы, стимулирование сопереживания персонажам художественного произведения.

Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами.

4.

Возрастная группа

Старшая 5-6 лет

5.

Цель

Активизировать словарь детей по теме «Виды спорта». Развивать речь и двигательную активность детей, познакомить с кейс -технологией, развивать имитационные навыки.

6.

Задачи

Планируемые результаты

6.1

Упражнять в образовании сложных имен прилагательных, в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже, правильно употреблять простые предлоги.

- Использует в речи сложные имена прилагательных.

6.2

Развивать интонационную выразительность речи, общую и мелкую моторику, внимание, воображение, память, коммуникативные навыки.

Выразительно рассказывает фрагменты сказки

- использование кейс - технологии

- Речевое раскрепощение детей.

- Умеет передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию.

6.3

Побуждать детей к активному участию в имитировании движений спортсменов того или иного вида спорта. - Способствовать созданию положительного эмоционального настроя

 С интересом участвует в драматизации сказки.

7.

Возможные затруднения детей с ОВЗ и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

ПРИМЕР

Испытывает затруднение в употреблении предлогов.

С помощью педагога проговаривает предлоги и соотносит к действию спортсмена.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Литературный ряд, презентация: «Сказка про Буратино», презентация «Спортивные загадки»

Изобразительный ряд: Письмо

Музыкальный ряд: попурри  о спорте

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, акварель, кисти, баночка с водой, салфетки, пазлы, игрушки- символы Олимпиады в Сочи

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассматривание методического пособия для педагогов и родителей  С. Вохринцева «Зимние виды спорта» «Летние виды спорта»

На занятиях по художественному творчеству рисовали диких животных. Отгадывание загадок о спорте, беседа о спорте, о здоровом образе жизни.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Педагог предлагает ребятам поприветствовать друг друга в игрой форме.

1.2

Мотивация деятельности детей

Нашли письмо с заколдованными буквами, Как узнать, что в послании?

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Покрасить письмо акварелью и увидим послание. Видим -Олимпийские кольца.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Работа с загадками о спорте

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

 Чтение сказки «Сказка про Буратино»

Кейс - технология

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Д/и «Что в сундуке» (подбор существительных к   действию спортсменов)

Д/и «Пазлы»

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

На основе обогащения представлений о видах спорта, здоровом образе жизни расширился и активизировался словарный запас детей. Дети активно участвовали в имитировании видов спорта .


ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Виртуальная экскурсия с детьми Дворец Спорта

Конкурс рисунков «Я - спортсмен»

Выполняется в детском саду

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Рассматривает картинки о спорте.  Рисует спортсменов в самостоятельной деятельности.

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Совместно с педагогом разгадывает кроссворды о спорте


Приложение 1

Игра приветствие «Ладошки»

Поднимите все ладошки

 И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять:

 1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать!

Мой сосед такой хороший-

Я ему пожму ладоши.

 И другой сосед хороший-

И ему пожму ладоши.

Руки вверх поднять пора.

Утру доброму дружное: Ура!

Приложение 2

Физминутка

Я спортсменом стать хочу,

На скакалке я скачу,

Подойду  к велосипеду.

И быстрее всех поеду.

Я нагнусь, нагнусь, нагнусь,

Я до пола дотянусь, Пола я легко коснусь

Осторожно распрямлюсь.

Ручки в верх я подниму,

Где там небо- не пойму!

Я зажмурюсь и руками поиграю с облаками.

Я присяду, спинка прямо.

Пусть меня похвалит мама!

Ведь зарядку каждый день-

Делать мне совсем не лень.

Руки в стороны, в кулачок.

Разжимаем и на бочок.

Левую в верх!

Правую в  верх!

 В стороны на крест,

В стороны, вниз.

Тук- тук, тук- тук, тук! (стучим кулачком об кулачок)

Сделаем большой круг. (нарисовали руками круг)

Приложение 3

     Предлагаю отгадать загадки о спорте, заодно проверим ваши умения отгадывать загадки. А правильно ли вы отгадали мы увидим на экране. Если ответ правильный на экране появится отгадка. Слушайте, внимательно!

Презентация «Загадки о видах спорта»

Удачный пас – в ворота гол!

Как называется игра? (Футбол)

Воспитатель: Молодцы, отгадали, а спортсмены, которые играют в футбол как называются?

Ответ детей – футболист (Слайд)

Подумайте и ответе, что хорошо должен уметь делать футболист?

Ответы детей – бегать, забивать гол (мяч) в ворота.

Воспитатель: Покажите, какие движения делают игроки, вратарь.

(Дети показывают движения футболистов)

Воспитатель: следующая загадка будет посложней, слушайте внимательно!

В спортзале есть и слева щит,

И справа, как близнец, висит,

На кольцах есть корзины,

И круг посередине.

Спортсмены все несутся вскачь

И бьют о пол беднягу-мяч.

Его две группы из ребят

 В корзины «выбросить» хотят.

 Достанут… и опять о пол!

Игра зовётся… (Баскетбол) (Слайд)

Воспитатель: Молодцы, ребята, а скажите как называют игроков в баскетбол?

Ответ детей – баскетболисты

Воспитатель: покажите, какие движения делают игроки баскетболисты.

Дети показывают движения.

Воспитатель: послушайте следующую загадку

Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега.  (Лыжи) (Слайд)

Воспитатель: Ребята, как называют спортсменов, которые катаются на лыжах?

Ответы детей – лыжники

Как вы думаете, что хорошо должен уметь делать лыжник?

Ответы детей – уметь держаться на лыжах, тренировать ноги, сохранять равновесия, не бояться скорости и т.д.

Воспитатель: Покажите, движения лыжника.

Дети показывают движения.

Воспитатель: Молодцы! Вам интересно?

Шайбу здесь вовсю гоняют

И в ворота все бросают.

Здесь на поле лёд везде,

Рады мы такой игре!

Ответ: Хоккей (Слайд)

Воспитатель: Ребята, как называют спортсменов, которые играют в  хоккей?

Воспитатель: Как вы думаете, что хорошо должен уметь делать хоккеист? Ответы детей- уметь быстро кататься на коньках, работать клюшкой, забрасывать шайбу в ворота.

Воспитатель: Покажите, какие движения делают игроки и  вратарь.

Дети показывают движения.

Воспитатель: Следующая загадка

Такое наслаждение,
Красивое скольжение,
Вращения, прыжки,
Кораблики, шажки.
Ответ: фигурное катание (Слайд)

Воспитатель: Подумайте, и скажите как называются спортсмены, которые занимаются фигурным катанием?

Как вы думаете, что хорошо должен уметь делать фигурист?

 Ответы детей- уметь быстро кататься на коньках, танцевать на коньках по музыку.

Воспитатель: Покажите, движения фигуриста.

Дети показывают движения.

Приложение 4

Ребята, попробуйте угадать, что у меня в сундуке?

Вы мне будите задавать вопросы, а я вам буду отвечать «да» или «нет».

Дети угадывают, что в сундуке, затем воспитатель предлагает ребятам самим взять из сундука содержимое. Дети достают из сундука  контейнеры киндер-сюрприз,   и каждый по одной  карточки с видами спорта. Карточки выкладывают на стол. Открывают контейнеры киндер-сюрприза, достают из контейнеров картинки с элементами спортивных снарядов. Воспитатель предлагает найти карточку к своему спортивному снаряду и назвать  свой вид спорта.

Дети выполняют задание.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1abf12a8beb91a0da505ad0204da4728&n=33&h=215&w=321

http://jpghoto.ru/img/picture/Apr/13/a79ce3aa4469e90c231575b9774a2ab7/5.jpg

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=f9154ce8bb71beef8c3bba1357d5dec4&n=33&h=215&w=288

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=9b7e045585ef6497a33223456a9a0d66-l&n=13

http://vestochka425.ru/sites/default/files/styles/medium/public/article/image/figurnoe-katanie.jpg?itok=LKFTs2zi

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ac29898cb99afcc10555c3f63dfe244f-l&n=13

Похожее изображение

Картинки по запросу картинки про шахматы  из мультфильмов для доу

Картинки по запросу картинки мяча для доу

Картинки по запросу картинки теннисной ракетки для доу

Картинки по запросу картинки клюшки  для доу

Картинки по запросу картинки боксерские перчатки   для доу

        Картинки по запросу картинки коньки фигуриста   для доу

Картинки по запросу картинки лыжи  для доу

Картинки по запросу картинки  для доу -   спортивный велосипед

Картинки по запросу картинки  для доу -   фигуры шахмат

Приложение 5

«Сказка про Буратино»

   Уже целый час Буратино решал одну из нелегких задач в своей жизни. Он думал над выбором вида спорта. Мальвина дала задание: составить рассказ на тему «Каким видом спорта вы хотите заниматься?». Буратино думал, что это будет сущий пустяк,  справится с заданием, но все оказалось наоборот – очень трудно. В самом начале, когда Буратино  приступил к выполнению задания, он твердо знал, что хочет стать, как и папа Карло, Чемпионом по шахматам. «Итак, я чемпион по шахматам, теперь мне нужно написать об этом виде спорта небольшой рассказ», - подумал Буратино и записал: «Я хочу быть Чемпионом по шахматам, как мой папа Карло. Мне нравится этот вид спорта потому что….». Дальше почему – то мысли не приходили, нужные слова не появлялись. Буратино  повторял одно и то же слово «потому что, потому что…», но дело так и не продвинулось ни на шаг. И тогда он решил отложить выбор до прихода папы Карлы. После ужина Буратино  подошел к отцу и рассказал ему о полученном задании от Мальвины. Буратино  попросил отца, рассказать о своем виде спорта, чем он занимается и почему он ему нравится? - Вообще-то, Чемпион по шахматам – это не вид спорта, это мое достижение в шахматах.  Я тебе расскажу о шахматах. Шахматы – это вид спорта. Развивает мышление, гибкость ума, силу воли. Очень важно в шахматах  продумывать шаги наперед. Если ты стратег, то в шахматах все получится. Мне этот вид спорта очень нравится. В детстве я лучше всех играл в шахматы и мне нравилось выигрывать Я с удовольствием говорил: Вам - МАТ; твой дедушка мне часто говорил: «Раз ты с таким удовольствием делаешь ходы в партии, значит быть тебе шахматистом». - Я думаю, что выбирать нужно тот вид спорта, который бы тебе нравился, - продолжал папа Карло Буратино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на ГМО «Речевое развитие» Тема: «Речевые игры в старшей группе (из опыта работы)»

Речь не является врождённой способностью человека, а развивается в процессе онтогенеза. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект организованной образовательной деятельности «В мире посуды» по формированию речевых развитий в старшей группе (Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»)

Самоанализ открытой образовательной деятельности «В мире посуды».Образовательная деятельность разработано для детей старшей группы в соответствии с перспективным комплексно - тематическим ...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

Занятие по речевому развитию с элементами речевого творчества в старшей группе по теме "Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой».

Занятие построено на формах работы, способстующих развитию речевого товрчества детей. К детям приходит Капитошка, который хочет поиграть с ними в зимние игры, но не знает, какие игры их любимые. Дети ...