Речевое развитие дошкольников с учётом гендерного аспекта.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Малкова Татьяна Алексеевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12345.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников с учётом гендерного аспекта.

  Введение термина «гендер» обусловлено необходимостью разделить психологические, анатомические и социальные характеристики лиц противоположного пола. Такое разделение даёт возможность отследить особенности речевого развития мальчиков и девочек начиная с раннего возраста.

По мнению исследователей, в дошкольном возрасте наиболее ярко проявляются гендерные различия в процессе становления речи. Это связано прежде всего с особенностями строения головного мозга: по данным нейрофизиологов, у девочек раньше развивается область левого полушария, отвечающая за речь. Поэтому девочки начинают говорить примерно на 2-4 месяца раньше мальчиков, они более охотно общаются с другими детьми.       Исследователи отмечают, что речь девочек более ясная и наполнена эмоционально-выразительными средствами, тогда как мальчики говорят невнятно, в их речи преобладают глаголы и междометия, помогающие передать действия. Рассказы детей отличаются друг от друга по смыслу, отражающему гендерные особенности развития. Речь мальчиков насыщена глаголами, которыми они описывают произошедшие события, также от мальчиков можно услышать истории о машинах, конструкторах и компьютерных играх. Игры с данными игрушками не требуют активного речевого взаимодействия с партнёром. Это обусловливает инструментальность речи мальчиков, которая имеет преимущественно объяснительный характер.

Девочки, наоборот, нацелены на активное взаимодействие с окружающими. Они часто играют в сюжетно-ролевые игры «дочки-матери», «доктор», «магазин». Девочки любят рассказывать о семье, игрушках, развлечениях, прочитанных книгах. Девочки в возрасте 4-5 лет подражают речи взрослого, повторяют услышанное, пересказывают сказку, которую рассказала мама.

  В старшем дошкольном возрасте разница в речевом развитии мальчиков и девочек менее заметна, однако исследователи установили, что девочки быстрее учатся читать и скорость чтения у них заметно выше. В этот период у девочек повышается речевая активность и накапливается опыт общения, у мальчиков пик речевой активности приходится на возрастной период 6-7 лет. В своих исследованиях Еремеева В.Д. и Хризман Т.П. указывают на то, что у девочек менее развито словотворчество. Они стараются быстрее ответить, ждут похвалы и эмоциональной поддержки от взрослого. Мальчики нестандартно, интересно мыслят, часто выдают желаемое за действительное. До 8 лет острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек, поэтому они легко справляются с заданием на нахождение нужного звука в слове. Однако правописание у девочек лучше, так они способны надолго сконцентрироваться на задании, в то время как мальчики легко отвлекаются.     Нарушения в развитии речи чаще наблюдаются у мальчиков, девочки быстрее исправляют речевые ошибки, активно обогащают свой словарный запас, но и здесь прослеживаются гендерные особенности. В процессе развития речи у девочек часто возникают проблемы со звукопроизношением. Это связано с тем, что  девочки обладают меньшей силой выдоха. Поэтому звуки «р», «с», «ш» девочкам сложнее произносить, чем мальчикам.

  Важным направлением развития речи мальчиков является активизация лексических операций, необходимо привлекать мальчиков к активному взаимодействию в играх, расширять представления о социальных ролях мужчин и женщин в процессе сюжетно-ролевых игр. Важно обеспечить расширение «вербального общения» за счёт включения детей в общественную деятельность, требующую от ребёнка словесных обозначений признаков предметов и явлений, повышения речевой активности в ходе взаимодействия со взрослыми и детьми.

В развитии речи девочек в первую очередь необходимо усиление употребления сложных грамматических конструкций, обогащение активного словаря глагольной лексикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья « Познавательно-речевое развитие дошкольников с учётом ФГОС ДО»

Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие по-прежнему признаются наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте....

«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей»

«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей» Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в...

Презенация Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей

Ребенку-дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на лично...

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ.

Перед дошкольным учреждением и родителями стоит задача перейти от «бесполой» педагогики к формированию у дошкольников адекватной полу модели поведения, начал мужественности и женственности, способств...

Семинар-практикум с педагогами "СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ"

Цель: выяснить представления педагогов о дифференцированном подходе в воспитании детей старшего дошкольного возраста; познакомить с составляющими социально-личностного развития и особенностях гендерно...

"Познавательно - речевое развитие дошкольников с учётом ФГОС ДО"

quot;Познавательно - речевое развитие дошкольников с учётом ФГОС ДО"...