Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе.
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Мартынова Елена Ивановна

консультация для родителей.

Множество родителей приходит к логопеду с одним и тем же вопросом:"Ребенок не говорит букву "РЭ", мы с можем успешно обучаться в школе?". Но они забывают, прежде всего, об общеречевой готовности к школе. Поэтому считаю необходимы выделить некоторые основные критерии, показатели которых могли бы обозначить родителю степень готовности ребенка к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriterii_rechevoy_gotovnosti_rebnka_k_shkole.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе.

Речевая готовность к школе.

Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе.

Консультация для родителей

Уровень речевого развития напрямую связан с готовностью ребенка к обучению в школе. Одни из основных критериев, уровня речевой готовности, на которые, родителям дошкольников, следует обратить внимание:

  • Коммуникативная готовность
  • Связная речь
  • Объем словарного запаса
  • Усвоение грамматических категорий
  • Звукопроизношение

Коммуникативная готовность к школе - это активная готовность ребёнка к общению без затруднений, со сверстниками и взрослыми,  наличие навыков и умений слушать и понимать речь, умения выстраивать общение с учетом ситуации, ясно и последовательно выражать свои мысли.

Речь ребенка к 7-ми годам, интонационно выразительна.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка хорошо развита
связная речь. Ребенок может составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, способен пересказать текст, соблюдая временную и логическую последовательность, может  выразительно и наизусть читать и понимать смысл стихотворений. К семи годам формируется умение выделять основную мысль, умение использовать разные по сложности формы предложений. В построение сложных предложений, могут наблюдаться единичные ошибки в согласовании: «У Наташи есть шарик, круглый и красный цвета», «Коля заходил ко мне в гости третьим днем».

Словарный запас ребенка ко времени поступления в первый класс полностью сформирован, насчитывает до 3500 слов, и пополняется постоянно. Иногда, ребенок может забывать названия некоторых предметов или классификаций, которые в речи употребляются реже других (транспорт, инструменты, маляр, водитель и т.п.). Дошкольник умеет употреблять образные слова и выражения (ни свет, ни заря; на скорую руку и др.). Будущий школьник, уже умело пользуется антонимами и синонимами к предметным словам, но может испытывать затруднения, в подборе синонимов или противоположных значений к глаголам и прилагательным (например: дом большой, высокий, длинный; поезд пришел, прибыл, приехал).

Ребенок к семи годам умело пользуется навыками словообразования (компот из клубники – клубничный, шапка из меха - меховая), может различать и понимать логико-грамматические конструкции речи, например: Миша, идет перед Катей. Кто идет впереди?
        Важно, чтобы к моменту поступления в школу, у ребенка было полностью сформировано правильное звукопроизношение в словах, во фразовой речи, это залог  успешного освоения чтения и письма. Нарушенное произношение звуков, их искажения и пропуски, могут негативно повлиять на правильность письменной речи.

Также продолжает формироваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов.

Ко всему вышеперечисленному, следует отметить, что не мало важно для ребенка хорошее владение графическими навыками. Для дальнейшего  успешного овладения красивым каллиграфическим почерком, необходимо на протяжении всего младшего и старшего дошкольного возраста, готовить руку к письму, развивая правильный захват предмета (ложка, карандаш, кисть), а также развивать мелкие целенаправленные движения мышц руки (штриховка, обведение, раскрашивание, рисование, игры в сухих бассейнах). Положительно на моторике рук, также сказывается, ребристая поверхность канцелярских принадлежностей, которая массирует поверхность подушечек пальцев, повышая тактильную чувствительность, что в будущем, положительно скажется на качестве почерка ребенка.

Имея хороший почерк, ребенок реже будет останавливаться, и поправлять неверно написанные буквы, а значит, будет внимательнее и сосредоточеннее на основном задании.

Совокупность гармоничного развития всех сторон речевого и моторного развития, обеспечит максимальную готовность к успешному овладению школьными навыками.

Подготовила учитель-логопед Мартынова Елена Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

консультация для родителей, в которой раскрывается понятие "Речевая готовность ребенка к школе", какие компоненты в себя включает....

Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе

В данной статье отражены основные критерии, определяющие речевую готовность ребенка к обучению в школе...

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

Речевая готовность ребенка к обучению в школе...

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ: что это такое и как ее формировать? (консультация для педагогов и родителей)

Раскрыто понятие рчевой готовности дошкольника к обучению в школе, ее основные составляющие  и даны советы по ее успешному формированию...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к обучению в школе

В содержании представлены рекомендации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО....

доклад "Речевая готовность ребенка к обучению в школе"

quot;Заговори, чтоб я тебя увидел"... Сократ.После такого короткого и емкого выражения мне кажется все слова и объяснения излишни...