"Волшебные карточки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Социально-коммуникативное развитие. Развивать умение пересказывать сказку с помощью карт Проппа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_kartochki.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

                   Социально-коммуникативное развитие. Тема: «Волшебные карточки»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности детей «волшебные карточки».

Задачи:

  • Развивать умение пересказывать сказку с помощью карт Проппа.
  • Обеспечить развитие умение узнавать и использовать назначение некоторых карт Проппа при пересказе сказки.
  • Создать условия для развития умения пересказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета сказки  при помощи книжки помощницы.
  • Развивать умения анализировать действия поступки, прогнозировать результаты, управлять поведением, регулировать конфликты.
  • Создать условия для развития умения выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты.
  • Развивать умения договариваться о своих действиях работы в группе.

Организация детских видов деятельности:

 - общение ребенка с взрослыми, сверстниками;

-  продуктивная деятельность.

Материалы и оборудование: карты Проппа, карандаши, листы бумаги, степлер, мольберт.

Предварительная работа: дидактическая игра «Опиши героя», «Угадай с какой сказки?».

Ход образовательной деятельности:

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Условия

Вводная часть

Коробка в которой находится карты Проппа и книга с изображением этих карт.

В групповой комнате комнате стоит стол на котором будут располагатся карты Проппа

Мольберт, стол, карты Проппа

Педагог вносит коробку и говорит:

- Дети из группы Муравейник передают для вас коробочку сюрпризом.

Педагог спрашивает:

- Что находится находиться в коробке?

- Что это такое?

- Дети посмотрите здесь у нас есть еще схематичное изображение сказки.

- Кто догадался, что эта за сказка?

- А на карточках есть такие же изображения, что и в сказке?

- А давайте выложим сюжет сказки при помощи этих карточек?

- У любой сказки есть начало. Как можно изобразить схематично? Как оно изображается в этой сказке?

- Следующее развитие действия. Схематично изобразить при помощи какой карточки?

- Далее идет кульминация. Схематично как можно выразить? При момощи какой карточки?

- Конец. Как можно выразить схематично? При помощи какой карточки?

- А по этой схеме какую еще можно сказку рассказать?

Дети берут коробку, открывают ее, смотрят что в ней находится.

Дети рассматривают карты Проппа и схематичное изображение сказки.

Высказывают свое предположение.

Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Дети обговаривают обозначение, каждой карточки.

Условия для настроя детей на совместную деятельность.

Условия для поддержания интереса к происходящему.

Условия для развития речевой активности.

Условия для активизации мышления.

Основная часть

Стол, карандаши, листы бумаги, карты Проппа, степлер.

- Ребята, как вы думаете, по этим схемам пересказывать сказку легко?

- Мы с вами сможем сделать «книжку помощницу»?

- А теперь ребята выберите себе друга, подумайте, какую сказку вы будете схематично изображать на листах бумаги?

А потом каждая пара соберет листы в книжку, у на с с вами получится «книжка Помощница». При помощи, которой можно рассказать сказку.

Ответы детей.

Дети выбирают себе друга.

Выбирают сказку.

Схематично изображая сказку, используя карты Проппа.

Совместно с педагогом склеивают книгу.

Условия для развития детской инициативы

Условия для мыслительной деятельности.

Условия для речевой активности

Заключительная часть

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вы нового узнали для себя в нашей деятельности?

- Как вы думаете, можно ли при помощи этих карточек придумать свою сказку?

Высказывают свое мнение, анализируют свою деятельность.

Условия для стимулирования речевой активности, выражения своих мыслей, для развития умения рефлексировать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для анализа просмотра работы педагога

Использование карточек позволяет   экономить время и быстро оформлять  анализ просмотренной работы....

Методическая разработка "Карточки по обучению грамоте"

Карточки с красочными картинками по обучению дошкольников грамоте в условиях логопункта для детей с ФФН. Используются на занятиях по обучению грамоте, развития звуковой культуры речи и для выполнения ...

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал:  карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр...

Дидактическая игра "Посади огород". для детей 4-5 лет.Детям изготовить карточки-огороды с грядками (фон основной карточки). Овощи заменить геометрическими фигурами: капуста-зеленый круг, лук-желтый. (двусторонний цветной картон).

Цель: повторить название геометрической фигуры "круг",учить пользоваться заменителями, счет в пределах трех. напомнить понятия "поровну", развивать логическое мышление навык ориент...

Карточки "Волшебные телефоны"

Карточки "Волшебные телефоны"...