Занятие по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Метс Анна Яновна

Занеятие по развитию речи с применением мнемотехники. на тему времена года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с помощью мнемотехники.

Цель: закрепить с детьми старшей группы основные признаки четырех времен года, их последовательности.  Развитие связной речи детей при помощи приемов мнемотехники; коллажа, мнемодорожки, тактильных карточек.

Задачи:

-обобщить представления детей о временах года;

- закреплять умение употреблять слова – антонимы, формировать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

-развивать речевую компетентность детей;

- воспитывать умение работать по инструкции.

Ход занятия.

В: Сегодня у нас открытое занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. А теперь, ребята, поздороваемся друг с другом.

Здравствуй, солнышко – дружок, (фонарики)

Здравствуй, носик – пятачок.

Здравствуйте, губки,

Здравствуйте, зубки.

Губками почмокаем,

 Зубками пощелкаем.

Язычок покажем, вниз и вверх подняли.

Руки вверх подняли

И ими помахали,

А теперь все вместе «Здравствуйте!»

В: Ребята, посмотрите, Сегодня на столе я обнаружила вот такую книгу (с пустыми страницами). Что в ней необычного? Как вы думаете, кому она принадлежит? Здесь написано «Книга Знаний о временах года. Хотите помочь и заполнить странице в этой пустой книге.

Дети: да!

Для этого вы должны будете применить все свои знания для выполнения заданий.

Ребята,  вы не перепутаете зиму с весной или лето с осенью? Давайте проверим. Сейчас я буду говорить словосочетание о времени года, а вы мне противоположное словосочетание, говорит тот, у кого мяч.

-Зима ушла, а весна….

-Лето жаркое, а зима…

-Зимой день короткий, а летом…

-Осенью птицы улетают, а весной….

- Зимой лед толстый, а весной ….

- Осенью цветы увядают, а весной….

Зимой сугробы высокие, а весной…

Осенью медведь засыпает, а весной просыпается.

В: Кто скажет, что такое пословицы. (в пословице выражена мудрость человека).  Тут  схемы, сможем ли мы их расшифровать и прочитать?  (садятся на стулья)

В: Зима отступила, и, наконец, пришла весна. Она подарила нам весенний цветок, ветерок подул и лепестки разлетелись. Давайте соберем цветок и расскажем об основных весенних изменениях в природе. Каждое предложение начинается со слова «Весной». (За одним столом)

- просыпается солнышко.

-на деревьях появляются листочки.

=  просыпаются насекомые и многие животные.

- прилетают птицы с юга.

-дети пускают кораблики

- появляются первые цветы.

-тает снег.

Артем, попробуй вспомнить и рассказать все, о чем мы сейчас  говорили. Весной солнце светит ярко, давайте возьмемся за руки и поиграем с солнышком.

Солнышко, солнышко, в небе свети!

(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим в ладоши твои.

(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

Нас покружи, оторвав от земли.

(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок

(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет.

(Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки,

(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.

(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой

(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой. (садятся на ковер)

Солнышко засветило и кукла Катя решила отправиться на прогулку, открыв шкаф, она увидела множество вещей: шубу, кожаную куртку, вильветовую юбку, джинсы, вязанную шапку, замшевые кроссовки, меховые тапочки, резиновые сапоги, сандалии с ребристой подошвой. (на примере тактильных карточек). Что же надо одеть Кате на прогулку весной? Аня, помоги Кате одеться. «Я одену Кате на прогулку…» Настя, расскажи об остальных вещах.

В: Следующее время года веселое, теплое. О каком времени года идет речь?

Ребята, что мы можем предложить книге для страницы лето? Пословицы есть, рассказ составляли, а может, подарим книге стихотворение? Б. Заходер  « Как приходит лето».

Лето подходит к концу,  подул холодный ветер – пришла осень.

Осень нам оставила корзинку. (В корзинке  коллаж на тему осень, разрезанный на пазлы).  Давайте соберем пазлы. Что у нас получилось? О чем будет рассказ? Рассказ начинается со слова «Осенью», можно начинать рассказывать с любой картинки, но каждая картинка должна быть задействована в рассказе.

Ребята, сложно ли вам было добывать знания для книги? Что показалось интересным? Почему? Что же стало с нашей книгой? Чего не хватает, я предлагаю немного отдохнуть, а потом мы дополним эту книгу вашими рисунками о временах года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе для формирования у детей умения осмысленно работать над собственным произношением, развивая интонационную выразительность речи....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...