Игры игровые упражнения для развития речи детей.
консультация по развитию речи

Кашина Елена Александровна

Опыт работы по развитию речи с использованиим игр и игровых упражнений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_vospitateley.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

   

Сообщение для воспитателей

(из опыта работы)

Тема: Игры и игровые упражнения

для развития речи детей.

МАОУ «Гимназия г. Москва

в  г.Троицка» отделение №8

Воспитатель: Кашина Е. А.

        Игры и игровые упражнения для развития речи детей направлены на:

1. воспитание звуковой культуры речи,

2. развития словаря,

3. формирование грамотного строя речи,

4. развитие связной речи.

        В понятие, звуковая культура речи, входят не только правильное звукопроизношение, но и культура речи произношение (отчётливое произношение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, грамотность), а также речевой слух. Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Так в игре «Определи первый звук» - мы учим детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове. В игре «Цепочка слов» дети определяли 1- й и последний звуки в ряде слов. Для определения позиций звука в слове (в начале, в конце и в середине) мы использовали игровое упражнение «Найди место звука в слове), «Украсим ёлку». В подборе слов с определенным звуком проводим игры «Кто в домике живёт», «Собери букет». В дифференциации наиболее сложным звуком «с-ш», «р-л» - использовали игры «Кто быстрее соберет вещи», «Магазин», «Подбери слово к схеме».

Слово – основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребёнка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.  Знакомясь с огромным количеством вещей, которые их окружают, дети путают предметы, сходные по назначению и похожие внешне: чашка - стакан – кружка; платье – сарафан; портфель -ранец. Научить детей различать сходные предметы, правильно называть их, определять назначение помогает настольная игра «Переезжаем на новую квартиру». Для того чтобы научить ребёнка описывать предмет мы использовали игру «У кого какой предмет?» Это игра расширяет словарный запас у детей за счёт существительных – названий деталей и частей предметов, прилагательный – обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. В игре «Ателье» дети, опираясь на опыт, полученный в игре «У кого какой предмет», упражняются в умении интересно и подробно описывать предметы одежды, ткань. Здесь же они упражняются в классификации одежды (зимняя – осенняя, летняя – весенняя).

Умение группировать и классифицировать предметы мы совершенствовали с помощью игровых упражнений «Каждую птицу на своё место», «Отвечай быстро. Птицы (рыбы, звери)». В этих играх и упражнениях дети учатся, осознано использовать обобщающие слова типа: звери, насекомые, дикие, домашние, морские животные, хищные водоплавающие, болотные птицы. Также проводим работу над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу, слов (синонимов и антонимов). В этом помогают игры «Найди другое слово», «Скажи п о- другому», «Назови одним словом», «Как лучше сказать».  Например: большой – огромный, крупный, громадный, гигантский; мокрый – сырой, влажный т. д. Значения многозначных слов с прямым и переносным смыслом уточняем в играх «Игра – пила», «Про ежей, про елки»,  «Чей нос» (О. С. Ушакова стр.45)  

Работа над формированием грамматического строя речи направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями, языковыми обобщениями. Продолжается работа по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Например «Спроси у белочки, сколько у неё лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот» - в этих игровых упражнениях дети вынуждены сами находить правильную форму слова. Проводим работу по правильному употреблению «трудных» глаголов: одеть – надеть, класть – положить. При этом внимание детей обращаем на слова – антонимы одеть – раздеть, надеть – снять. Закрепляем умение образовывать названия детёнышей животных в разных случаях. В этом нам помогает игра «У кого кто». Например: у лисы – лисёнок, а у жирафа, у носорога? Для подбора однокоренных слов мы используем   игры «Кто заблудился?» (О. С. Ушакова стр.25), «В гостях у лисёнка» (О. С. Ушакова стр.28). В работе над составление сложных, сложносочиненных и сложноподчинённых предложений помогает игра «Каждую птицу на своё место» (Я считаю, что лебедь надо разместить рядом с уткой, потому что утка, как и лебедь, водоплавающая птица).

Развитие связной речи тесно связана со всеми другими задачами. В развитии связной речи на первый план выступает формирование умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждения). В этом нам помогают такие игровые упражнения «Учимся рассуждать», «Составь рассуждение», «Четвероногий друг» и т. д. (О. С. Ушакова стр.62-64). Для будущих школьников очень важно уметь учитывать совокупность признаков предмета или явлений. Это умение потребуется для отгадывания и составления загадок, для правильного описания сюжетной картины и т. д. Для развития такого умения особенно хороша игра «Угадай по описанию, «Ждём гостей». (О. С. Ушакова стр.65), «Магазин игрушек», «Угадай кто».

Почти все игры многоцелевые. Воспитатель неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

В заключении хочется сказать, что игра  и игровые упражнения помогают воспитателю проводить занятия по развитию речи и ознакомление с окружающим живее и интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».

Упражнения артикуляционной гимнастики ,игры для развития лексико0грамматических представлений....

Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста...

«Игры и игровые упражнения для развития речи детей».

Консультация для родителей. «Игры и игровые упражнения для развития речи детей»....

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....