Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая группа)

Рогова Ольга Михайловна

Из всех существующих приемов обучения связной речи  эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_modelirovanie_kureeva_rogova.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как

средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»

  Разработали воспитатели: Куреева Н. В.,

Рогова О. М., ГБОУ «Школа № 842»

                                     

Актуальность. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.  Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.

Из всех существующих приемов обучения связной речи  эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Использование метода моделирования сказок облегчит процесс обучения детей рассказыванию.

Цель проекта:

  • формирование навыков пересказа посредством моделирования русской народной сказки

Задачи:

  • развитие звуковой культуры речи детей, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, связной, выразительной речи;
  • обучение построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;
  • развитие у детей мышления и воображения, эмоциональной отзывчивости, памяти при отборе заместителей;
  • развитие умения создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
  • развитие умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;
  • развитие понимания сказки на основе построения наглядной модели;
  • воспитание умения отличать сказочные ситуации от реальных.

Участники проекта:

  • Дети старшей группы
  • Музыкальный руководитель
  • Воспитатели
  • Родители

Вид проекта: познавательно-творческий

Сроки реализации проекта: сентябрь  – май

Ожидаемые результаты:

  • повышение речевой культуры взрослых;
  • активная позиция со стороны родителей;
  • обогащение жизни детей разнообразными, нетрадиционными, активными формами организации деятельности;
  • положительная динамика в развитии речи детей, в формировании навыков пересказа.

Материалы:

  • схемы сказок;
  • сюжетные картинки.

Организация и порядок реализации проекта

  • организованная образовательная деятельность;
  • совместная деятельность родителей и детей;
  • словесные игры;
  • инсценировка сказок.

Этапы проекта:

  • Подготовительный этап.
  • Основной этап.
  • Заключительный этап.

1 этап – подготовительный

  • подбор методической литературы по выбранной тематике проекта;
  • составление поэтапного плана работы;    
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса формирования навыков пересказа.
  • диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»
  • анкетирование родителей с целью выявления запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.                

2 этап – основной

Календарный план

Месяц

Работа с детьми

Работа

с родителями

Сентябрь

Словесные игры:

«Сочини предложение»,

«Интервью»,

«Противоположность»,

«Скажи иначе»,

«Определи игрушку»,

«Что означает выражение, пословица?»

Круглый стол

для родителей

«Особенности

развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Октябрь

Беседа

«Ну и прелесть эти

сказки»

Словесные игры

Консультация

Для родителей

«Учимся

пересказывать

дома»

Ноябрь

Пересказ сказки

«Репка»

(модели

сериационного ряда)

Словесные игры

Альбом

для родителей

 по развитию речи

Декабрь

Пересказ сказки

«Теремок»

(модели

сериационного ряда)

Словесные игры

Консультация

«Знакомство со сказкой в старшей и

подготовительной группах»

Январь

Пересказ сказки

«Заюшкина избушка»

(модели двигательного ряда)

Словесные игры

Памятка

для родителей по организации

занятий дома

Февраль

Пересказ сказок:

«Курочка Ряба»,

«Заяц - хваста»

(модели двигательного ряда)

Словесные игры

Консультация для родителей

«Использование фольклора в работе с детьми»

Март

Пересказ сказок

  • «Лисичка – сестричка и серый волк»,
  • «Крошечка – Хаврошечка»

(пространственная модель)

Словесные игры

Изготовление

папки-передвижки «Пересказываю с мамой»

Апрель

Изготовление

детьми моделей к сказкам

Словесные игры

Консультация для родителей

«Рассказ – образец

при обучении детей рассказыванию»

Май

Интегрированное занятие «Путешествие по сказкам»

Драматизация русских народных сказок

Круглый стол

для родителей

«Итоги проекта»

3 этап – заключительный

  • Повторная диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»;
  • Обработка и оформление материалов проекта.

Источники:

  1. Александрова О. Разыгрываем сказки  //Дошкольное воспитание. – 1998. - №12.
  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
  3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
  4. Богомолова А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -  М.: Высшая школа, 1996. – 147 с.
  5. Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. - 1994.- №5.
  6. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, 1989.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Просвещение, 1982. – Т.2.
  8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: Владос, 2002. – 280 с.
  9. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
  10. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц. - полит. журн., 1994. - 96 с.
  11. Калунина Е. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с.73.
  12. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников (загадки из сказок, стр. 84, портреты героев сказок, стр. 154). – Ярославль, 1998.
  13. Любина, Г. Праздник сказки // Ребенок в детском саду. -2001. - №1.
  14. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1995.   -  412с.
  15.   Программа воспитания в детском саду / Под ред. Г. И. Васильевой - М.: Просвещение, 1997. - 192 с.
  16. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
  17.    Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 4. –с.51.
  18.   О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
  19.   Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 244 с.
  20. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. - 411 с.
  21.   Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: АРГО, 1996. - 80 с.
  22.   Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва, 1988.

 









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

В презентации рассматриваются направления, цели и задачи, этапы работы со сказкой методом моделирования. Представлен опыт работы....

Проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста.

Проект "Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста....

Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»

Из всех существующих приемов обучения связной речи  эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...

Проект на тему: «Метод моделирование сказок, как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста с помощью туннель бука»

Развитие речи у детей дошкольного возраста является важной задачей дошкольного обучения. Именно в этом возрасте закладывается и развивается основа грамотной и связной речи. Важную роль в развитии речи...