Развитие речи "Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Морозова Марина Николаевна

Продолжать развивать речь, как средство общения.Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_zolotaya_osen.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Золотая  осень»

Цель: развитие  у  детей  познавательных  интересов, интеллектуальных и  речевых  активности.

Задачи:

1.закрепить  знания  детей  об  осени, осенних  месяцах,   явлениях  природы.

Уметь  составлять творческий  рассказ,  отражать впечатления.

2. Развивать умение логически мыслить,  рассуждать,  анализировать. Формировать у мнение использовать вербальные и  невербальные  средства  общения. Развивать  фантазию, воображение,  мелкую  моторику  рук.

3. Воспитывать  интерес  к  познанию; активность,  организованность. Приобщать  к  элементарным общепринятым  правилам  и  нормам  поведения. Воспитывать внимательное  и  бережное  отношение к  природе.

Наглядные  средства  обучения: сюжетные  картинки  об  осени,  Репродукция  картины И.И.Левитана «Золотая  осень», «листочки»,  тонированные  альбомные  листы,  цветные  каранадши.

Словарная  работа,  репродукция,  илстопад.

Предварительная  работа: рассматривание  картин об  осени,чтение и  разучивание  стихотворений  об  осени,  чтение литературных  произведений  об  осени, разгадывание  загадок  о  явления  природы  осенью, знакомство  с  приметами  осени,  фольклором, подготовка  раздаточного  материала.

                                                             

                                                                         Ход занятия

1. Организационный момент.

- Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, по-доброму, тогда и в нашей группе  станет светлей!

2. Работа  по теме  занятия

               Несу  я  урожаи,  поля  вновь  засеваю,

               Птиц к  югу  отправляю,  деревья  раздеваю,

               Но  не  касаясь  ёлочек  и  сосен.

               Угадали, кто я….(осень).

-Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у Королевы Осени. Осень   никогда  не  приходит  одна  с  ней  приходят  её  братья  месяцы. Назовите их: сентябрь,   октябрь,  ноябрь.

- А,   вы знаете  приметы  осени:

          Много на  рябине ягод – ждать морозов сильных.

          Октябрьский гром - к белоснежной зиме.

          Гуси осенью летят - зимушку на хвосте тащат.

-Скажите, а   как  мы  узнаем,  что  на ступила  осень?  (солнце  уже не  так  хорошо  согревает землю, дни  становятся  короче,  а  ночи  длиннее, осенью  часто идут  дожди, листья  опадают с  деревьев, созревает  урожай,  птицы  улетают  в  теплые  края).

Дидактическая игра: «Близкие слова»

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Осенью дни пасмурные,…                                        серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной,…              ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                              печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                          холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…                               тёмные, дождевые

В начале осени бывают ясные дни,…                     безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…                     пасмурно, ветрено…

- Ребята, а  сейчас  послушайте,  как  писатели описывают  осень  в  своих  произведениях.

-К  какой  иллюстрации  подходит  это  стихотворение?

Иван Бунин "Листопад"

                                           Лес, точно терем расписной,
                                          Лиловый, золотой, багряный,
                                          Веселой, пестрою стеной
                                          Стоит над светлою поляной.
                                          Березы желтою резьбой
                                          Блестят в лазури голубой,
                                          Как вышки, елочки темнеют,
                                          А между кленами синеют
                                         То там, то здесь в листве сквозной
                                          Просветы в небо, что оконца.
                                         Лес пахнет дубом и сосной,
                                         За лето высох он от солнца…

А.С.Пушкин «Осень»

                                                Уж небо осенью дышало,
                                               Уж реже солнышко блистало,
                                               Короче становился день,
                                               Лесов таинственная сень
                                               С печальным шумом обнажалась,
                                               Ложился на поля туман,
                                               Гусей крикливых караван
                                               Тянулся к югу: приближалась
                                               Довольно скучная пора;
                                               Стоял ноябрь уж у двора.

Беседа  по  содержанию  картины И. И. Левитана «Золотая  осень»

-Что  изображено  на  картине? (слева березовая  роща, деревья,  как  свечки, а правее речка –с медленным-медленным течением, прямо  перед нами  расстилается земля, покрытая  уже  побуревшей, желтой, осенней  травой, небо  синее,  но  ясное, лучистое  и  спокойное..).

-Какие  чувства  хотел  выразить художник?

-Почему  картина  называется «Золотая  осень»? (золотая, потому что много оттенков золотого цвета, оранжевый, желтый, красный).

-Какие  краски  использовал  Левитан,  чтобы  показать «золото»  осени?(красивые,  теплые).

-Что  может  случиться  с таким  замечательным  пейзажем  через  две  недели,  месяц? (облетят листья , речка  покроется  льдом,  земля  снегом).

                                                             Физкульминутка

                                                   «Осенний  вальс с листьями»

Звучит  произведение П.И. Чайковского «Октябрь». Дети  берут  со  столов  листья  вырезанные  из  бумаги. Имитируют действия «листочков»: садятся на корточки, летают, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья кладут  на  пол. Получается  осенний, красивый,   разноцветный  ковер.

Итог.

- Вот  и  закончилось  путешествие  у  Королевы  Осень.

-Какая  она  осень? (хмурая, холодная,  ясная,  светлая, поздняя,  ранняя, дождливая, проливная,  солнечная, слякотная,  ветреная..)

- Сейчас,  мы  с  и  представим себя , что  находимся  в  мастерской  художника, и  попробуем  передать всю  красоту  осени.

Продуктивная  деятельность  «Портрет Осени», «Золотая  осень».

- Посмотрите какие красивые  получились  у  нас  рисунки. Какая  осень  на ваших  рисунках?.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»

Конспект с мнемотаблицей для составления описательного рассказа....

Развитие словаря у детей , конспект по развитию речи "Осень"

Конспект составлен по статье Игначенко Т.В. Формирование грамматического строя речи  «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедиче...

Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Осень, осень, листопад»

- составлять коллективный рассказ об осени по картинному плану;- развивать все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную;- развивать общие речевые навыки: голоса, дыхания,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятсякороче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют,сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают переле...