Программа «Школа экскурсовода дошколят» по краеведению и развитию речи с включением музейной педагогики воспитанников МДОУ «Детский сад «Колосок»
рабочая программа по развитию речи

Холмова Юлия Владимировна

Программа «Школа экскурсовода дошколят» по краеведению и развитию речи с включением музейной педагогики воспитанников МДОУ «Детский сад «Колосок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_ekskrsovoda.doc842 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МДОУ

«Детский сад «КОЛОСОК»

______________ Н.И. Лукьяненко

 «___»_________2017г. 

П Р О Г Р А М М А

«Школа экскурсовода дошколят» 

по краеведению и развитию речи

с включением музейной педагогики

ВОСПИТАННИКОВ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»

Описание: https://arhivurokov.ru/multiurok/d/9/0/d90484ebd40a8ff1a955e37630b4605dcf9eb682/komplieksnaia-ozdorovitiel-no-obrazovatiel-naia-proghramma-dlia-lietniegho-palatochnogho-laghieria-ostrov-otkrytii_8.png

ПРИНЯТО

педагогическим

советом МДОУ

Протокол № ___

от «___»_________20___г.

г.Переславль-Залесский

2017г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ        3

1.        ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ        3

2.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

II ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ВКЛЮЧЕНИЕМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ        5

1.        ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:        6

2.        ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        6

3.        ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ        7

4.        ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ        7

III РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        8

2.        ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ        8

3.        ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        9

IV. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ        13

1.        ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ        13

2.        ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ        14

V ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ        15

СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ        15

VI ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ ЭКСКУРСОВОДОВ.        16

МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ        17

VII ПРИЛОЖЕНИЯ        19


I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.Полное наименование Учреждения в соответствии с уставом:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Колосок»,

2. Юридический адрес: 152024, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Московская д.117

3. Фактический адрес: 152024, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Московская д.117

4. Телефоны: (48535) 2-30-46; факс (48535) 2-30-46

5. Электронный адрес: ds-kolos@pereslavl.ru

6. Банковские реквизиты учреждения (если имеются):
ИНН 7608009232; КПП 760801001; УФ (Муниципальное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колосок» л/с 203031112); р/с 40701810278843000001; РКЦ Переславль-Залесский г.Переславль-Залесский;  БИК 047884000

7.Учредители (название организации, адрес, телефон, банковские реквизиты):
- городской округ город Переславль-Залесский.

Функции и полномочия учредителя от имени Администрации города Переславля-Залесского осуществляет Управление образования Администрации города Переславля-Залесского.

почтовый адрес:152020, город Переславль – Залесский, улица Трудовая, д 1А

 телефон: (48535) 3-25-05; факс (48535) 3-25-05

 электронная почта: assistant@gorono.botik.ru

8. Имеющиеся действующие лицензии на образовательную деятельность:

Лицензия  выдана Департаментом образования Ярославской области, серия 76Л02, регистрационный номер № 0000595 от 02.10.2015 года, срок действия лицензии — бессрочно.  

9. Количество воспитанников на 01.09.2016: 146

10. Численность педагогического персонала на 01.09.2016: 17

11. Численность управленческого персонала на 01.09.2016: 1

12. Численность вспомогательного, обслуживающего и технического персонала на 01.09.2016: 22

13. Руководитель дошкольного образовательного учреждения: Наталия Ивановна Лукьяненко.

14. Руководитель органа общественно-государственного управления: Председатель Управляющего совета Кукушкина Наталья Николаевна

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь будущее закладывается именно сегодня.

   Наша задача - заложить в детях предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро. Бесспорно, что человек, обладающий такими качествами, умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовывать содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни.  А основой формирования этих качеств является развитие познавательного интереса к различным областям знаний, к окружающему миру, желанию познать и освоить все новое в разных видах деятельности. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов – это последовательность связанных друг с другом мыслей, развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно. Умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, которые выражены точными словами в грамматически правильно построенных предложениях – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах, раскрывает в ребенке его одаренность. Ребенок овладевает речью как средством общения и приобретения знаний, как видом деятельности. По мере взросления у него развивается потребность в общении, которая не является врожденной, формируется в практике взаимодействия ребенка с окружающими.

   Самооценка является ядром самосознания, так же как и связанный с самооценкой уровень притязаний. Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведения в целом. Дети с заниженной самооценкой не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно, старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. У детей с нарушениями речи, как правило, занижена и самооценка. Таким образом, комплекс нарушений речевого, эмоционально-личностного и когнитивного развития у детей препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции в коллективе сверстников.

II ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ВКЛЮЧЕНИЕМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Программа "Школа экскурсовода дошколят» разработана в силу особой актуальности проблемы гармонизации межнациональных отношений, она отражает эффективные подходы к комплексному решению проблем духовно-нравственного воспитания дошкольников, определяет основные направления, цели и задачи, а также план действий по реализации программы в течение одного года.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Привлечь детей к совместной с педагогом деятельности, совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, пополнять словарь некоторыми терминами, помочь преодолеть замкнутость, стеснительность, учить детей уверенно держаться, вступать в беседу с незнакомыми детьми и взрослыми. Создать условия, способствующие привитию музейной культуры детям средствами экскурсионной работы.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

• Формировать проектно-исследовательские умения и навыки;

• Учить детей приемам музейной деятельности в качестве экскурсовода;

• Развивать поисково-познавательную деятельность;

• Развивать детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики;

• Обогатить речь, активный словарь детей, за счет формирования у них определенного объема информации;

• Формировать навыки построения связных монологических и диалогических высказываний;

• Развивать интонационную выразительность и темп речи;

• Развивать умение вступать в разговор, эмоционально и содержательно выражать свои мысли;

• Развивать у детей, имеющих нарушения речи, коммуникативно-речевые умения для последующего становления собственно-речевой деятельности, результатом которой являются публичные выступления;

• Учить понимать инструкцию, работать в соответствии с ней, принимать помощь и уметь использовать ее;

• Закреплять и развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации;

• Воспитывать самостоятельность, творческие инициативы детей;

• Воспитывать навыки самоконтроля, при построении связных высказываний, согласованности эмоционально-выразительных движений.

• Воспитывать полноценно развитую личность через самовыражение и творчество, умение успешно адаптироваться в окружающем мире.

ОБЪЕКТЫ ПРОГРАММЫ

  • Дети дошкольного образовательного учреждения.
  • Семьи детей, посещающих дошкольное учреждение.
  • Педагогический коллектив образовательного учреждения
  1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на духовно – нравственное воспитание воспитанников, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  • Принцип активности и сознательности – участие всего педагогического коллектива и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по духовно – нравственному воспитанию.
  • Принцип комплексности и интегративности – решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития воспитанников.
  • Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
  1. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ   2017-2018 гг.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  

1.Организационно-подготовительный этап – разработка диагностики речевых и коммуникативных навыков детей, анкетирование педагогов и родителей.

(с 01.01.2017-по 31.05.2018г.)

2.Этап совместной деятельности всех участников образовательного процесса  
(2017-2018гг.)

3.Итоговый – подведение итогов, результатов совместной работы, диагностика (2018г).

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
  • Проектно – исследовательская деятельность
  • Культурно – образовательная деятельность
  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• Разработанная и утверждённая программа работы «Школы экскурсоводов дошколят»,

• Методические рекомендации для педагогов по организации работы школы экскурсоводов,

• Проекты, разработанные совместно со всеми участниками образовательного процесса,

• Мини- музеи,

• Издание книги детских публичных выступлений, рефератов, рассказов.

• Аналитические результаты реализации проекта.

В ходе занятий юный экскурсовод»: 

• У детей сформируется интерес к роли экскурсовода к его манере поведения;

• Дети научатся рассказывать, отвечать на вопросы экскурсантов, правильно пользоваться экспонатами и указкой;

• Сформируются коммуникативные навыки – дети будут готовы к новым формам общения;

• Воспитанники узнают и поймут такие понятия, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд;

• У воспитанников улучшится внимание, восприятие, наблюдательность, разные формы мышления, речь;

• Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию позволит детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний;

• У воспитанников будет сформировано умение «презентовать» себя;

• Сформируется широкий кругозор. Результатом всей работы можно будет считать то, что практически каждый ребенок сможет выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям музея;

• Дети овладеют навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.


III РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
  • Конституция Российской̆ Федерации;
  • Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 02.07.2013 № 185«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

  1. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Название программы

Цель программы

Критерии освоения программы

«Мир открытий» комплексная образовательная программа (под общей научной редакцией

Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой)

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования; Сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования; Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление детей дошкольного возраста; Обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей; Создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; Повышение социального статуса дошкольного образования.

- воспитание и развитие личностных качеств ребёнка;

 – развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);

 – развитие эмоциональной сферы.

 - формирование опыта игровой, практической, познавательной, творческой и др. деятельности.

 - формирование опыта самопознания.

Программа социально-эмоционального развития дошкольников
«Я-Ты-Мы»

О.Л.Князева

Создание благоприятных условий для осознания каждым ребёнком его индивидуальности; становления его как личности, умения управлять своими эмоциями; обучения детей этическим формам и способам поведения в социуме.

-уверенность в себе

-чувства, желания, взгляды

- социальные навыки

«Искусство речи»

Авторская программа А.А. Бобылькова

Дать элементарные сведения о голосовом аппарате, о возможностях человеческого голоса, о действенной природе словаю

- установление рабочего тонуса дыхания и голоса

-развитие сценической речи

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ЭКСКУРЧОВОДА ДОШКОЛЯТ» - ПО КРАЕВЕДЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

С ВКЛЮЧЕНИЕМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
 01.01.2017-31.05.2018 ГГ

№ пп

Название мероприятия

Срок проведения

Ответственные

1

Заседание творческой группы

16.01.2017

Холмова Ю.В., старший воспитатель

2

Мастер – класс по развитию речи

Встреча с режиссёром Бобыльковым А.А., презентация программы  «Искусство речи»

19.01.2017

Лукьяненко Н.И. заведующий

3

Заключение договоров о круглогодичном посещении музеев города. Составление экскурсионных маршрутов.

8.02.2017

Холмова Ю.В., старший воспитатель

4

Мониторинг:

•диагностика речевых и коммуникативных навыков детей, •анкетирование педагогов и родителей.

21.02.2017

Воспитатели групп

5

Консультация для воспитателей «Воспитание  культуры поведения детей в общественных местах»

16.03.2017

Воспитатель

 Ганина Н.А.

6

Открытое итоговое интегрированное занятие «Как хорошо, что к нам весна пришла» по экологии  для детей средней группы

05.04.2017

 в 9.00

Воспитатель Привезенцева А.А.

7

Консультация для воспитателей «Использование пиктограмм при организации фмзкультминуток»

12.04.2017

Захарова М.А., инструктор по физической культуре

8

Пешая прогулка в дендросад имени С.Ф.Харитонова. Заповедный день «Экологическая школа одного дня» открытые экоуроки на территории дендрологического сада) в рамках экологического образования.

12.05.2017

Захарова М.А., инструктор по физической культуре

Воспитатель

Орлова С.В.

9

Организация конкурса «Куклы в национальных костюмах» (работа с родителями)

15.05-19.05.2017

Воспитатели:

Нуцкова Т.А.

Слезавина Л.С.

10

Интегрированная НОД «Что должно быть у туриста в рюкзаке»

17.05.2017

Воспитатель

Орлова С.В

11

Музейная педагогика. Открытие мини-музеев на экологическую тему.

18.05.2017

Холмова Ю.В., старший воспитатель

12

Городской конкурс «Подарок родному городу»

Май 2017

МО ДО «Ювента»

13

Знакомство детей с профессией экскурсовода

12.06.2017

Воспитатель:
Багрова Л.В.

14

Спортивные развлечения «Подвижные игры разных народов мира»

01.06.2017

Захарова М.А. инструктор по физической культуре

15

Презентация интерактивного пособия лэпбука  «Старый новый город», посвященного Дню города Переславля-Залесского

12.06.2017

Воспитатель Великанова О.А.

16

Пешая прогулка в Музейный комплекс «Русский парк» игра-квест «Животные –герои русских сказок»

13-16 июня 2017

Захарова М.А., инструктор по физической культуре

17

Конкурс уголков  социально-эмоционального развития воспитанников (разработка положения, консультация)

12.06.2017

Холмова Ю.В., старший воспитатель

18

День семьи

07.07.2017

Холмова Ю.В.

19

Праздник «Русская коса»

13-14.07.2017

Музыкальный руководитель Копылова С.А.

20

Социальные партнёры (библиотека) «Дружба разных народов в России» комплексное мероприятие с показом видео

Ноябрь 2017

МУК «ГБО» Городская библиотека №2

21

Городской фестиваль «В слове мы сто тысяч Я»

08.11.2017

МО ДО «Станция юных туристов»

22

Городской конкурс «Рука дружбы»

16.11.2017

МОУ ДО «Перспектива»

23

Литературно-музыкальная композиция «День России»

03.11.2017

Музыкальный руководитель Копылова С.А.

24

Конкурс плакатов «Все мы разные, но заслуживаем счастья!»

03.11-16.11.2017

Воспитатель
Нуцкова Т.А.

25

Детская познавательная программа «Путешествие в страну дружбы»

16.11.2017

Инструктор по физической культуре
Захарова М.А.

26

Праздничный концерт для мам, посвященный Дню матери в России

24.11.2017

Музыкальный руководитель Копылова С.А.

27

Праздничный концерт «День рождения детского сада»

Март 2018

Музыкальный руководитель Копылова С.А.

28

Фестиваль наук «Учёные будущего» (взаимопосещение НОД по экспериментально-исследовательской деятельности)

02.08.2018

Холмова Ю.В., старший воспитатель

29

Музейная педагогика. Открытие музея детского сада ко дню рождения детского сада (Разработка положения о музее)

10.03.2018

Воспитатель

Макарова С.В.

30

Мастер – класс «Самостоятельные экскурсии детей – экскурсоводов».

4.04.2018

Воспитатели групп

31

Фото отчет «Юные экскурсоводы детского сада «Колосок».

25.05.2018

Воспитатели групп

32

Индивидуальная и групповая работа учителя-логопеда
(по плану педагога)

В течении учебного года

Учитель-логопед

Е.П. Сысоева

33

Проектная деятельность
реализация авторского проекта «Уголок России – отчий дом» туризм и краеведение в детском саду как образ жизни детей с элементами экологического воспитания.

В течении учебного года

Воспитатель I квалификационной категории

А.А. Привезенцева

IV. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ

  1. ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ

Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» направлена на определение эффективности педагогических действий и соответствия образовательных условий, созданных в образовательной организации, возможностям и индивидуальным особенностям воспитанников.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) позволят педагогам дошкольных организаций:

  • оптимизировать работу с группой детей, условия их развития;
  • определить индивидуальные образовательные траектории;
  • при необходимости, осуществить профессиональную коррекцию особенностей развития детей.

В помощь педагогам дошкольных образовательных организаций специально разработана электронная версия педагогического мониторинга к комплексной программе «Мир открытий», которая является дополнительным инструментом к методическому пособию «Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» и содержит электронные карты наблюдений за детьми дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики.

Все подсчеты в Excel-шаблоне выполняются автоматически. Педагогу необходимо лишь внести в таблицы фамилии детей и результаты наблюдений за детьми, а программа автоматически выдаст результаты относительно успешности продвижения каждого ребенка в образовательном пространстве и оценку адекватности форм и методов образовательной работы по образовательным областям и в целом.

В Программе используется диагностический инструментарий и методы контроля для обеспечения достоверности результатов:

- педагогические разработки;
- листы наблюдений;

- анкеты;

- контрольные вопросы;  
- тесты;

- стенограммы занятий;  
- интервью;

- видеозаписи и т.д.

  1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Формы

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая

(индивидуально-коллективная)

Группа делится на подгруппы.

Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения

Фронтальная

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.


V ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ

 

Тема 

Цель 

Методические приемы 

1 1

Семинар-практикум «Значение музея в развитии ребенка»

Познакомить родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику. Привлечь родителей к активному участию в создании мини-музеев. Способствовать культурному росту семьи.

Мини-исследование «Может ли влиять музей на развитие ребенка?»

Открытый показ занятия в «Школе экскурсоводов»

22

Консультация «Идем в музей» Памятка для родителей

Обогащать педагогические умения родителей. Способствовать повышению внимания к познавательному и эстетическому развитию ребенка.

Беседа по вопросам: «Какой музей города можно посетить»

«На что необходимо обратить внимание ребенка во время экскурсии?» Рекомендации воспитателя по посещению музея.

33

Беседа с родителями после посещения музея.

Способствовать развитию у родителей уверенности в своих воспитательных возможностях.

Беседа по вопросам: «Какие экспонаты заинтересовали вас и ребенка?»

«Что из рассказа экскурсовода запомнилось больше всего?» «Что посоветуете другим родителям?» «Куда решили пойти в следующий раз?»

44

Мастер-класс «Семейная творческая мастерская»

Научить родителей составлению публичного выступления с детьми об экспонатах в мини-музее. Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми. Направить инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним, соучастие в общей деятельности.

Коммуникативная игра «Экскурсия в мини-музей»

сюрпризные моменты, конкурсы, викторины. Высказывание родителей о посещение музеев.

55

Выставка экспонатов мини-музея

Способствовать повышению внимания родителей к музейной педагогике

Поделки, фото, экспонаты

66

Экскурсия в музей ДОУ «Наше наследие» (дети выполняют роль экскурсовода)

Познакомить родителей с итогами работы «Школы экскурсоводов»

Рекомендации по посещению выставок в музее.

Принципы взаимодействия с семьями воспитанников

Взаимодействие детского сада с семьей реализуется на основе единых для всех направлений программы «Мир открытий» принципов (психологической комфортности, деятельности, минимакса, вариативности, целостности, непрерывности, творчества), преломленных с позиции взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания.

Формы взаимодействия

1.Информационные (например, устные журналы; рекламные)буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого-педагогическая пропаганда и др.)

2.Организационные (родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей;  брифинги и др.).

3.Просветительские (родительские гостиные; Школа для родителей; консультирование; тематические встречи;  организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).

VI ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ ЭКСКУРСОВОДОВ.

Реализация поставленных задач происходит в рамках занятий в «Школе экскурсоводов дошколят» 1 раз в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью 25-30 минут.

Вся работа над подготовкой ребёнка-экскурсовода интегрируется в разные виды деятельности в течении дня с использованием инновационных педагогических технологий: проектирование, проблемное обучение, информационно-коммуникативные, информационно-компьютерные технологии, здоровьесбережение.

Утро начинается с приветствия под классическую музыку во время утреннего ритуала на кругу, игры на сплочение и коммуникативность. Дети усаживаются в круг и берясь за руки поочередно приветствуют друг друга по кругу. Затем артикуляционная и пальчиковая гимнастика, гимнастика для развития мышц мимической мускулатуры, игры на формирование воспроизведения ритма речи, проговаривание с нужной интонацией фраз, стихов и коротких рассказов с использованием диалогов, а также нравственно – этические беседы и игры.

В течение дня: во время прогулки, организационного момента перед образовательной деятельностью, с детьми поводятся игры без слов на понимание невербального языка общения (мимика, жесты, поза), с помощью которых дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими. Использование в разговоре невербальных средств общения: мимики, жестов, а также умение красиво двигаться, пользоваться вежливыми словами, говорить комплименты обеспечивают приятное впечатление и располагают к дальнейшему общению. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.

В вечернее время: кооперативные игры или «игры на сотрудничество», упражнения для развития и коррекции этических представлений детей, игры энергизаторы, игры для тренировки произвольного внимания, собранности.

МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ

Режимные моменты 

Виды деятельности 

Образовательные области 

Утро

Делится на 3 этапа:

1этап -Утренний ритуал

2 этап - Групповая деятельность по проведению комплексов:

•артикуляционной гимнастики

•пальчиковой гимнастики

•гимнастика для развития мышц мимической мускулатуры

•дыхательная гимнастика

•игры на расширение словарного запаса детей, на развитие звуковой культуры, грамматического строя, связной речи (по выбору 1-2)

•игры наформирование воспроизведения ритма речи, проговаривание с нужной интонацией фраз, стихов и коротких рассказов с использованием диалогов

3 этап – настраивает детей на активное общение между собой.

В ходе этого этапа проводятся:

•беседы о календарных событиях (времени года, дате, дне неделе, изменения погоды)

•этические беседы

- беседы по лексической теме недели

- плане деятельности на текущий день (чем будут заниматься, что делать) 

Здоровье

Коммуникация

Познание

Музыка

Физ. культура

НОД

1этап - Вводно-организационный:

- психогимнастика, психологические этюды, игровые моменты

- знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения

2 этап – Поисково-исследовательский:

-актуализация имеющихся знаний и представлений по теме у детей

-создание ситуаций, в которых возникает необходимость для получения новых представлений

- объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности, работа с источниками информации, активизация самостоятельного мышления детей

- моделирование схемы рассказа, составление связных высказываний, дидактические игры 

3 этап - Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости:

- динамическая пауза, проведение физ.минутки, подвижные игры, элементы логоритмики, речь с движением

4 этап – Организованная практическая работа по взаимодействию детей друг с другом и педагогом

- рассказ детей друг другу об экспонатах, задают вопросы, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве

- проверка полученных знаний, исправление возможных ошибок 

Познание

Коммуникация

Физ.культура

Здоровье

Чтение худ.литературы

Социализация

Прогулка

•автоматизация звуков

•работа над дикцией

•работа по развитию крупной моторики

•игры без слов на понимание невербального языка общения(мимика, жесты, поза)

•игры на сотрудничество

•экскурсии в музей 

Коммуникация

Физ.культура Здоровье Социализация

Работа перед сном

•чтение энциклопедий с обсуждением

•заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок

•просмотр видео материала, беседы 

Коммуникация

Познание

Социализация

Вечер

•подготовка сообщений по лексическим темам

•организация публичных выступлений перед детьми ДОУ

•кооперативные игры или «игры на сотрудничество»

•упражнения для развития и коррекции этических представлений детей

•игры энергизаторы

•игры для тренировки произвольного внимания, собранности

•изготовление выставочных работ (поделок, рисунков, экспонатов) 

Коммуникация

Познание

Социализация

Худ.творчество

Безопасность


VII ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи во второй младшей группе "Березка" МДОУ "Детский сад №15"Лужок" Воспитатель Мокрова Елена Николаевна.

Конспект по развитию речиво второй младшей группе "Березка""МДОУ "Детский сад №15"Лужок" Воспитатель Мокрова Елена НиколаевнаТема: "Петушок и его семья"Програмное содержание:1 Знакомить детей с п...

" Проектная деятельность. Тема: «Развитие речи детей средствами музейной педагогики»"

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Программа по гармонизации межнациональных отношений воспитанников МДОУ «детский сад «Колосок» «Мозаика культур»

Программа по гармонизации межнациональных отношений воспитанников МДОУ «детский сад «Колосок» «Мозаика культур»...

Статья "Развитие речи дошкольников через музейную педагогику"

Использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников.Теория и практика....

мастер- класс «Развитие речи дошкольников через музейную педагогику»,

На данном мастер классе я продемонстрировала игры по теме «Русская изба», а именно: игра "Что было, что стало?"; пальчиковая гимнастика "Изба", загадывание загадок...