НОД "На день рождения к Весне"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Алексеенко Надежда Геннадьевна

Образовательная область "Развитие речи". Цель НОД: Развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, связной речи-диалогической и монологической. Дети рады приходу весны, рассказывают стихи о весне, разгадывают загадки, рассказывают приметы, но вдруг они получают приглашение на день рождения весны! Путешествие полно неожиданных приключений и знакомств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_den_rozhdeniya_vesny.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Основная общеобразовательная программа

«От рождения до школы»

Возрастная группа: дети старшей группы 5 – 6 лет

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

Тема НОД: «На день рождения к Весне»

Подготовила воспитатель средней группы Алексеенко Н.Г

Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря.

Задачи: 

Образовательные:

  • закреплять умение согласовывать количественные числительные с существительными;
  • уметь правильно употреблять существительные множественного числа в винительном падеже;
  • уметь подбирать противоположные слова по смыслу (антонимы);
  • продолжать формировать навыки составления распространенного предложения;
  • уметь подбирать эпитеты к существительным;
  • закреплять умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • уметь разрешать поочередно определенные задачи .

Развивающие:

  • развивать желание выполнять различные игровые задания; помогать сказочным персонажам, преодолевая препятствия;
  • развивать связную речь, фонематический слух, словесно-логическое мышление, грамматический строй речи, словесно-логическое мышление, мыслительную активность;
  • развивать социально – коммуникативные качества посредством решения общих задач сообща;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к занятию, эмпатию, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.
  • воспитывать уверенность при преодолении трудностей для достижения поставленной цели;
  • воспитывать уважение друг к другу на занятии, желание выслушивать ответы товарищей, не перебивая и не мешая другим;
  • создать благоприятный эмоциональный настрой у детей.

Методические приёмы: мотивация, игровая ситуация, использование наглядности, речевые игры, загадки, подведение итогов.

Ход НОД.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

« Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!


- Здравствуйте, милые дети, вы прекрасней всех на свете. Вот таких хороших, пригожих,  я приглашаю поиграть.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку!

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Всех солнышко тепло ласкает,

Кто это время года знает?

Дети (хором): Это весна!

Воспитатель: Правильно, это весна. И сейчас мы вспомним приметы весны.

Дидактическая игра: «Составь предложение»

На столе перед детьми лежат нарисованные детьми картинки. Дети  выходят по очереди к доске и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной». (Например, «Весной солнце светит ярко», «Весной появляются первые цветы», «Весной с юга прилетают птицы», «Весной люди надевают легкую одежду» и т.д.).

Воспитатель: - Молодцы! Вы хорошо знаете весенние приметы.

- Ребята, я получила на почте письмо для детского сада. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, вам тоже будет интересно! Давайте прочитаем вместе.

«Здравствуйте, дорогие ребята! У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Дорогу ко мне вам подскажут лесные жители. Очень жду!» Весна.

- Принимаем приглашение? Путь неблизкий, по дороге, возможно, придется потрудиться.

Чистоговорки:

Воспитатель: А больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла, белочка спала;

Ло-ло-ло, у белочки дупло;

Лу-лу-лу, дайте нам пилу;

Ля-ля-ля, вот моя земля;

Ли-ли-ли, мы козу пасли;

Лю-лю-лю, я вас всех люблю.

«Скороговорка» - игра с мячом.

«Не сварили макароны, своровали их вороны»,

Правило игры такое, я скажу скороговорку «Не сварили макароны, своровали их вороны», сказав, передаю мяч соседу, сосед должен быстро произнести скороговорку и передать следующему, пока мяч не вернется назад ко мне».

Воспитатель: Ребята, с такими успехами мы все преодолеем.  Что мы должны взять с собой на день рождения? (Ответы детей) Правильно, подарки! Подарим весне наши рисунки!

Основная часть.

  1. Дидактическая игра «Назови первый звук в слове»

Воспитатель:  - Вперед, в дорогу! Ой, посмотрите, мы выщли на полянку, какая она красивая:  зеленая, вся в цветах! А цветы-то не простые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые.

- Интересно, что могут означать эти цвета? (Ответы детей). Правильно, это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные. Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, тянутся, поются). Давайте назовем их. А.О.У.И.Ы.Э. Как произносятся согласные звуки? Чем отличаются звуки от букв?

- Ребята,  посмотрите, что есть на цветочке и назовите  звук, с которого начинается это слово, объясните, почему  он соответствует этой фишке. (Дети называют)

   /Бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук,  грибок, листок.

Воспитатель: Вы прекрасно справились с заданием, значит, мы можем идти дальше.

-  Ребята, посмотрите, кто-то бросается сверху шишками. Это кто может быть? /Белка/.

Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти, их здесь две.

Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку, а задание такое:

  1. Игра «Раздели слова на слоги»

Воспитатель: -Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?

Дети: -Слоги!

Воспитатель: Правильно!  Я буду называть каждому из вас слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нем. Помните, что хлопать надо только на гласные звуки.

(Дети называют и определяют количество слогов в словах: капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник, ручей, сосулька, солнце, облако).

Белочка: -Идите по этой тропинке, она ведет к дому Весны.

Воспитатель:  Спасибо, белочка! Вот какие мы умные, опять выполнили задание!

- Устали? Давайте присядем на пенечки, отдохнем и поиграем.

Дыхательная гимнастика «Одуванчик» (звуки леса)

- Как здесь красиво, поют птицы, журчат ручьи, расцветают цветы. Сорвите одуванчик и подуйте на него так, чтобы сдуть все пушинки.

Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик», «Почистим зубки»

  1. Дидактическая игра «Красивые слова».

Воспитатель: Повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний» .Небо,  весна, дождь, трава, солнце, настроение, гроза, месяцы, лес.

(Дети называют эпитеты к существительным).

  1. Дидактическая игра «Один-два-пять»

Воспитатель: Я называю один предмет, а вы много предметов.

Береза-берез, скворец-скворцов, облако- облаков, грач-грачей, ручей-ручьев, девочка-девочек, туча-туч, мальчик-мальчиков).

  1. Дидактическая игра «Он-она-ребенок»

Волк – волчиха, лось – лосиха, воробей – воробьиха, комар – комариха, паук – паучиха, петух – курица, заяц – зайчиха.

  1. Игра «Найди домик для звука»

Воспитатель: -Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось. Мы оказались около муравейника. Муравьи любят порядок, а здесь звуки потеряли свои домики, поможем муравьям,  найдем домики для звуков. Надо найти и отметить  на схеме слова  домик (клеточку) в которой живет звук. Первая клеточка обозначает начало слова, вторая - середину слова и третья — конец слова. Найти домик нужно для вот этого звука (показывает детям звук [а]). Послушайте внимательно слова, которые я вам назову: мак, птица, арбуз, гроза, грач, аист, радуга, мимоза, гриб, туча. (Воспитатель приглашает детей по желанию выполнить задание ).

           

              8.  Словесная игра «Словообразование»

-Муравьям мы помогли, пора идти дальше.  Вот мы и пришли к дому Весны. Здесь уже накрыт стол к приходу гостей. Что стоит на столе?

Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.

Для сахара? /Сахарница/.

 Для конфет? /Конфетница/.

Для салата? /Салатница/.

 Для салфеток? /Салфетница/.

 Для масла? /Масленка/.

Для соли? /Солонка/

  -А гости на дне рождения что делают? /Веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.

Выходит Весна: -Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли ко мне на день рождения! Мне лесные жители много рассказывали о ваших добрых делах, молодцы!

  1. Подвижная игра «Каравай»

Воспитатель: -Давайте поздравим весну в с днем рождения и споем для нее «Каравай».

Весна: Ребята, я тоже хочу с вами поиграть.

  1. Дидактическая игра «Образование словосочетаний».

 -  Нужно из заданных слов составить новое выражение. Например: «Дом из снега – снежный дом».
• Варежка из шерсти.
• Ложка из дерева.
• Тропинка из леса.
• Перчатки из кожи.
• Дом из кирпича.
• Горка изо льда.
• Машина из пластмассы.

Весна: -Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поиграли, я дарю вам эту корзину с гостинцами. А возвратиться назад  в садик вы можете по этой короткой тропинке. А сейчас мне пора, у меня много весенних дел. До свидания!

Воспитатель: -Лесная тропинка привела нас к речке. Как нам через нее перебраться? А вот лягушка сидит, давайте у нее спросим.

-Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы правильно скажем слова, противоположные по значению.

  1. Дидактическая словесная игра: «Скажи слово, противоположное по значению».

Добро-зло, хорошо-плохо, друг-враг, день-ночь, мир-война, правда-ложь, богатый-бедный, тяжелый-легкий, толстый-тонкий, высокий-низкий, мокрый-сухой, большой-маленький, смеется-плачет, говорить-молчать, храбрый-трусливый, белый-черный.

- Переправа готова, можно идти. (Воспитатель проходит первый.)

Заключительная часть.

Воспитатель: -Вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, вам понравилось наше путешествие? /Ответы детей/

-Что особенно вам понравилось? /Ответы детей/

-Что для вас оказалось трудным? /Ответы детей/

-А мне вы очень понравились, молодцы, а сейчас я приглашаю вас в группу на чаепитие с гостинцами от Весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День рождения.Весна. Для детей 3-4 лет

Данный сценарий можно использовать для детей младшей и средней группы на дне рождения весной....

"День рождения весны"

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей разновозрасной группы с задержкой психеческого развития по ознакомлению с окружающим миром...

"День рождения весны"

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей разновозрасной группы с задержкой психеческого развития по ознакомлению с окружающим миром...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровой ситуации в старшей группе по теме «Весна. День рождения весны»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровой ситуации в старшей  группе по теме «Весна. День рождения весны»...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Тема: «Весна. День рождения весны».

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (02.03. 2020 – 06.03.2020г)Тема: «Весна. День рождения весны».Цель:  - обобщить знания детей о весне ...

Конспект итогового занятия во второй младшей группе по развитию речи на тему «День рождение Весны»

Для закрепления у детей представлений о диких животных было разработанно итоговое НОД по речевому развитию....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "ВЕСНА. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВЕСНЫ"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "ВЕСНА. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВЕСНЫ"...