Дидактическая игра по развитию речи для детей 5-7 лет «Цветик – разноцветик»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Танага Ирина Анатольевна

Актуальность:

Детство ребенка начинается с игры. Она занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_didakticheskaya_igra_po_razvitiyu_rechi.docx944.77 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра по развитию речи для детей 5-7 лет «Цветик – разноцветик»

Актуальность:

Детство ребенка начинается с игры. Она занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи).

Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в его результате умение “слышать” в слове отдельные звуки, ударения, вычленять слоги помогает осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. Одним из важнейших условий освоения детьми навыков письма и чтения является высокий уровень развития фонематического восприятия, а наиболее эффективной формой обучения – дидактическая игра. В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разно уровневого характера. Нельзя проводить игру, если уровень знаний детей недостаточен для выполнения задач, поставленных этой игрой.

Цель:

Подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в дифференциации и артикуляции звуков в словах.

Упражнять в определении места звука в слове.

Упражнять детей в различении на слух твердого и мягкого звука.

Упражнять в умении выполнять звуковой анализ слова.

Развивающие:

Развивать речь, слуховое и речевое восприятие, фонематический слух.

Формировать навыки самоконтроля, умение оценивать свою деятельность.

Воспитательные:

Воспитывать умение помогать товарищам.

Воспитывать любознательность.

Возраст детей: 5-7 лет.

Используемый материал:

Картон разных цветов, картинки с разнообразными предметами, клей, скотч, ножницы.

Описание способа изготовления пособия:

Цветик состоит из лепестков и сердцевины. Из цветного картона разных цветов вырезать лепестки, из белого картона кружочки (сердцевину). Вырезать картинки с разнообразными предметами, наклеить их на лепестки. На белых кружочках пишутся буквы. Заламинировать все скотчем.

Варианты игры:

Подобрать картинки с предметами, название которых начинается на данный звук.

Подобрать картинки с предметами, в названии которых данный звук в начале слова.

Подобрать картинки с предметами, в названии которых данный звук в середине слова.

Подобрать картинки с предметами, в названии которых данный звук в конце слова.

Применение:

как часть занятия,

во время индивидуальной работы с детьми,

во время самостоятельной деятельности детей,

задание для досуга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи для детей средней группы.

С ребенком четырех лет можно играть в словесные игры, которые хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать....

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Игры направлены на развитие грамматического строя речи, помогают ребенку в активизации речи, обогащению словаря. Формируют познавательные и речевые способности, навык составления описательных рассказо...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Семинар-практикум для воспитателей по теме "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Дидактическая игра по развитию речи для детей 3-5 лет "Среда обитаниия"

Дидактическая игра «Среда обитания »Игровое оборудование: Игровое поле формата А-3 (3-5 штук разного вида), карточки с изображением животных, насекомых, птиц, морских обитателей, мелкие игрушки животн...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...