Сценарный план НОД по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Богатенкова Виктория Леонидовна

Сценарный план НОД по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Сценарный план НОД по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского “Четыре желания”.

Цель: Создание условий для речевого развития детей.

Задачи:

Образовательные:

     - Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.

     - Формировать умение связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание текста, используя наглядную основу в виде картинно-графического плана.

Развивающие:

     - Развивать коммуникативные и речевые навыки.

     - Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.

Воспитательные:

     - Формировать доброжелательность, инициативность.

     - Воспитывать умение слушать ответы других детей.

     - Воспитывать интерес к природе.

Планируемые результаты: заинтересованно слушает, активно отвечает на вопросы. Самостоятельно составляет предложения, рассказы по схемам, проявление самостоятельности и инициативы при выполнении заданий. 

Формы организации: фронтальная,  индивидуальная, групповая.

Характер взаимодействия: взрослый - ребенок; ребенок - ребенок.

Форма занятия: интересна, снимает утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, у детей повышается познавательный интерес, развивается творческий потенциал.

Образовательная область: речевое развитие.

Методические приемы: загадывание загадки, беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические упражнения, словарная работа, игровой момент, составление модели к рассказу в виде картинно-графического плана, подсказ нужных слов педагогом, создание эмоционального настроя, динамическая пауза, сюрпризный момент.

Предметно практическая среда:

Схемы, листы белой бумаги, предметные  картинки.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, трудовая.

Содержание организованной совместной деятельности с детьми.

1.Мотивационный этап

Приветствие «Настроение»

Д/игра «Отгадай загадки»

Прошла по лугам, по лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам,

                        Упрятала их в погреба, в закрома,

                        Сказала: «За мною нагрянет зима!»  (ОСЕНЬ)

Скоро, скоро к вам примчу,

На метелях прилечу

Запляшу и закружу,

Землю снегом наряжу.    (ЗИМА)

Дует теплый южный ветер,

                      Солнышко все ярче светит,

                      В домик свой скворец вернулся,

                       И в лесу медведь проснулся.   (ВЕСНА)

Песен полон лес и крика,

                      Брызжет соком земляника,

                       Дети плещутся в реке,

                      Пляшут пчелки на цветке.   (ЛЕТО)

         

          - Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года.)

                                                   Работа в компаниях

                       Задание: Разложить картинки по временам года

                

          - Скажите, а какое время года вы любите больше всего?

          - Почему вам нравится именно это время года?
                    - Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему

            нравились все четыре времени года?

          - Об этом мальчике писатель К.Д.Ушинский написал очень интересный рассказ,

            который называется  «Четыре желания». Хотите послушать?
                   

                     2.Практический этап.

Первичное чтение рассказа.

- Вам понравился рассказ?

Беседа по тексту:

  1. О чем говорится в этом рассказе? (о разных временах года).
  2. Чем Мите понравилась зима? (он катался на санках с ледяной горки, катался на коньках по замерзшей реке)
  3. Что ему понравилось весной? (Митя бегал за пестрыми бабочками, цветы собирал)
  4. Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)
  5. Какими словами мальчик сказал об осени? (Осень лучше всех времен, потому что поспели плоды – желтые груши, румяные яблоки)
  6. Почему рассказ называется “Четыре желания?” (потому что Митя каждый раз говорил, что это время года лучше других)
  7. Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему!)

Словарная работа (работа по тексту).

- Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним. 
- Что означает слово румяный? (красный, алый).
- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
- Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
- Что значит, восторг (веселье, радость).
- Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка) 
- А сейчас я предлагаю отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Физкультминутка

Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх),
Хорошо, когда зима (прыжки на месте)!
Бабочки порхают (руки в стороны),
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх),
Что за прелесть весна (прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),
В речку удочку забросим (руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх),
Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!

- Отдохнули? 
- Ребята, вы хорошо запомнили рассказ? 
- Предлагаю нарисовать картинки к рассказу.

Составление модели к тексту.

- Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и составлять схему рассказа

Повторное чтение рассказа (выборочное чтение).

- Итак, слушайте начало рассказа.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

- Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

                                        (выставляется первая схема)

- Слушайте продолжение.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

- Что можно нарисовать? (бабочку, цветок, книжку).
                                 
(выставляется вторая схема)

- Слушайте дальше.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.

- Что можно нарисовать? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
                                 
(выставляется третья схема)

 - А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он  то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

- Что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).
                         
(выставляется четвертая схема)

- Ребята, мы составили 4 схемы – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.  Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
- Я предлагаю вам пересказать рассказ по очереди. 
- Кто хочет рассказывать начало рассказа?

- Кто продолжит?

- Кто будет рассказывать о лете?

- Кто закончит рассказ?

                                      Дети пересказывают рассказ.

– Как называется рассказ? Кто его написал? 
- Кто хочет рассказать историю с начало до конца?

3. Результативный этап

- Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Сюрпризный момент

За ваши старания я приготовила вам записные книжки, куда вы можете записывать свои рассказы в картинках. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект по развитию речи в подготовительной группе по сказке Ш. Перро «Золушка»

Программное содержание: закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение сост...

Перспективный план игр по развитию речи в подготовительной группе.

Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь и работу педагогов проще и легче пользуясь этим планированием.Все планирование по лексическим темам на весь г...

Сценарный план НОД по развитию речи в подготовительной группе. Правовое воспитание дошкольников. Тема: « У каждого ребёнка есть имя»

Данный сценарный план  позволяет довести до сознания детей, что каждый ребёнок имеет право на имя; познакомить с документами ( "Декларация прав ребёнка", "Свидетельство о рождении"), предоставляе...

План конспект пр развитию речи в подготовительной группе.

МОЙ КРАЙ РОДНОЙ- ЯМАЛ Образовательные области: Познание, Коммуникация.ЗАДАЧИ.Образовательная.Дать детям определённый уровень знаний о Ямале. Знакомить детей с картой Ямала, столицей округа....

План-конспекта по развитию речи в подготовительной группе "Юный корреспондент"

Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Тема: «Юные корреспонденты»Цель: Формирование лексико-грамматические категории родного языка. Задачи:·...

План конспект по развитию речи в подготовительной группе по сказке Ш. Перро «Золушка»

План конспект по развитию речив подготовительной группе                 по сказке  Ш....

тематический план по курсу развитие речи в подготовительной группе детей с ТНР

план фронтальных занятий логопеда в подготовительной  группе компенсирующей направленности по развитию речи. Занятия 1 раз в неделю....