Проект «Посуда» Вид проекта: познавательно-творческий.
проект по развитию речи (старшая группа)

Проект  «Посуда»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Время реализации: третья неделя января.

Участники проекта: дети старшей  группы, воспитатели, воспитатель по обучению татарскому языку, родители.

Актуальность темы:  

Профессиональная обязанность воспитателя дошкольного учреждения – научить ребенка правилам поведения за столом. Этот процесс происходит как в специально организованной деятельности, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение красиво сервировать стол отрабатывается в дошкольном учреждении ежедневно. Важно обращать внимание на детали сервировки и не допускать ошибок. Умение вести себя за столом,  пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей  уверенность в себе.

Цель: Формирование представлений детей о посуде.

Задачи:

Воспитательные: Формировать навыки культурного поведения во время принятия пищи.  Формировать интерес к художественной литературе.

 

Образовательные: обобщать и закреплять знания детей по теме «Посуда», расширять и активизировать словарный запас детей. Обучать детей правильному произношению слов: кашык, тәлинкә.

 

Развивающие: развивать речевые навыки детей, развивать диалогическую речь детей старшего дошкольного возраста; познавательные процессы (внимание, память, мышление). Развивать интерес к изучению татарского языка. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_posuda.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Посуда»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Время реализации: третья неделя января.

Участники проекта: дети старшей  группы, воспитатели, воспитатель по обучению татарскому языку, родители.

Актуальность темы:  

Профессиональная обязанность воспитателя дошкольного учреждения – научить ребенка правилам поведения за столом. Этот процесс происходит как в специально организованной деятельности, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение красиво сервировать стол отрабатывается в дошкольном учреждении ежедневно. Важно обращать внимание на детали сервировки и не допускать ошибок. Умение вести себя за столом,  пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей  уверенность в себе.

Цель: Формирование представлений детей о посуде.

Задачи:

Воспитательные: Формировать навыки культурного поведения во время принятия пищи.  Формировать интерес к художественной литературе.

Образовательные: обобщать и закреплять знания детей по теме «Посуда», расширять и активизировать словарный запас детей. Обучать детей правильному произношению слов: кашык, тәлинкә.

Развивающие: развивать речевые навыки детей, развивать диалогическую речь детей старшего дошкольного возраста; познавательные процессы (внимание, память, мышление). Развивать интерес к изучению татарского языка. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

Принципы реализации проекта:

1.  Доступность: учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала.

2.  Систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных знаний, правил и норм.

3. Наглядность и занимательность: предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4.  Динамичность: интеграция проекта в разные виды деятельности.

                                   Этапы работы над проектом

I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта.

1. Сбор и анализ информации.

2. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.

3. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей  об игре.

4.  Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы).

5. Анализ результатов педагогической диагностики.

                                            II этап – основной

                               Познавательно-речевое развитие

 

Коммуникация

Беседы с детьми: «Какая бывает посуда».

Свободное общение «История создания предметов посуды».

Составление описательных рассказов по предметам посуды.

Д/игры: «Найди лишнюю картинку» (из 7 предметов),  «Назови одним словом»,  «Разложи по полочкам» ( макет кухни и 10 предметных картинок)

Сүзле уен “Тыңла, күрсәт, кабатла”, “Вытык телефон”, “Дөрес әйт”, “Төсле чынаяк”, “Зәңгер чынаяк”,

Үстерешле диалог “Сорап ал”,

Мультфильм “Өч аю”, “Чисталыкта- матурлык”, “Маша һәм өч аю”,

Познание

Экскурсия на кухню детского сада.

Рассматривание и составление рассказа по картине «Повар».

Составление загадок, кроссвордов о посуде.

Д/игры «Опиши не называя» набора картин «Военные профессии»,  «Что для чего?» (сахарница для сахара...),  «Магазин посуды» ( составление из частей целого). «Посудная лавка».

Поисково- исследовательская деятельность сравнение свойств глины и песка (что лучше для изготовления посуды?)

Дидактик уен “Курчак Алиягә булыш”.

Чтение художественной литературы

Чтение: К.И. Чуковский « Федорино горе»,  Л.Лихачева

 «Уроки этикета». Загадки «Посуда». Русские народные сказки:  «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин». Рассказы Н.Носов «Мишкина каша», В. Осеева «Почему?»

Заучивание: отрывка из «Федорино горе» К.И. Чуковский

                                Социально-личностное развитие

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Кафе»; «Готовим праздничный обед»; «Угощаем гостей», “Савыт-саба кибете”.

Составление алгоритмов:  сервировка стола, заваривание чая,

Этюд « Буратино в гостях у Мальвины» - этикет «Вини- Пух в гостях у Кролика»

Театр на фланелеграфе  «Федорино горе».

Игровая ситуация «Савыт-саба сайлыйбыз”, “Савыт саба ю”, “Чәй табыны әзерлибез”

Труд

Дежурство по столовой.

Создание книги - самоделки загадок на тему «Посуда»

Мытье кукольной посуды. Мытье блюдец из под горшков комнатных растений.

Приготовление детьми «Фруктовый салат с йогуртом»

 Безопасность

Беседа и составление правил этикета «Техника безопасности во приема пищи», «Пользование столовыми приборами»

Ситуации «Если ты разбил посуду»

Свободное общение «Из чего сделана посуда?»

                                  Художественно - творческое развитие

Рисование

Аппликация «Украсим вазу цветами»

Рисование «Пир на весь мир (по мотивам гжели)

Оригами - «Стаканчик»

Ручной труд - папье-маше: «Тарелка»

Музыка.

Хороводная игра «Вышла чашка погулять...» Картушева

Развлечение Ярмарка (с использованием посуды народных промыслов гжель, городец, хохлома)

Кадриль с ложками (русская народная мелодия)

Наш оркестр (игра на ложках) - муз. Тиличеевой

                                                  Физическое развитие

Физическая культура

Подвижные игры «Море волнуется» (предметы посуды изобрази)

П/и «Угадай, что это?» ( упражнения изображающие силуэты посуды)

П/упр на координацию движений «Пронеси не расплескав воду в ложке»

 Здоровье

Свободное общение и беседы «Когда я ем, я глух и нем»,  «Для чего нужен дуршлаг?», «Красиво сервированный стол-залог хорошего аппетита»

Ситуация «Что будет, если мы не будем мыть посуду?»

Д/игра «Полезные и не очень полезные продукты»

                  Создание условий для самостоятельной деятельности

Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания: внесение иллюстраций «Семья обедает», «Обед (завтрак) в детском саду, репродукций, фотографий с изображением различных видов посуды.

Настольно-печатные игры по данной теме.

Центр сюжетно-ролевых игр: «Кафе»- создание с детьми книги «меню», «Готовим праздничный обед» - алгоритмы приготовления различных блюд. «Угощаем гостей». Предметы заместители для сюжетно-ролевых игр, костюмы официанта, бармена и атрибуты для игр.

Центр строительно-конструктивных игр: изготовление алгоритмов сервировки стола.

Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, образцы посуды народных промыслов « Хохлома, гжель, жестово»

Раздаточный, демонстрационный материал по теме проекта.

III этап – заключительный

Обобщение опыта работы.

Сотрудничество с родителями

Оформление группы работами детского творчества по теме «Посуда»

Создание совместно с родителями книги из детских рисунков «Сказки посудной лавки»

Рекомендации для родителей «Сервировка праздничного стола» «Учим детей, правильно пользоваться ножом и вилкой».

Рекомендовать родителям составить и изготовить для детей настольное лото «Виды посуды и столовых приборов».

Копилка идей: «Необычная посуда».

Семейные посиделки «Приходите в гости к нам!»

Работа в рабочей тетради для детей 5-6 лет «Татарча сөйләшәбез.Говорим по-татарски”.

Просмотр мультфильмов, анамационных сюжетов по теме проекта.

 

 Ожидаемые результаты:

  1. Дети с удовольствием включаются в различные виды деятельности по теме проекта.
  2. У русскоязычных детей  сформировалось умение прислушиваться к речи собеседника, говорящего на татарском языке,  желание понять о чем он говорит, вступать в диалог и поддерживать его.

     3. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить и говорить на татарском языке.

Использованная литература

1. Брозаускас Л.Г., Нужная А.Н., Занимательное обучение дошкольника: Спор на кухне. – СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 192 с. (Серия «Азбука развлечений»).

2. Кузнецова Е.К., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).

3. Нефедова К.П., Посуда и столовые принадлежности. Какие они? Книга для воспитателей,   гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 96 с. (Знакомство с окружающим миром. Развитие речи).

4. Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Шарипова Е.А, Исаева Р.С, Алексеева Р.М., Камалова А.И., Камалова А.Д, Ситдикова В., Р., Нургалиева М.С. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Татарча сөйләшәбез. Говорим по-татарски».

 

 

 ПОСУДА И СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ

Содержание. Посуда и столовые приборы служат для того, чтобы человеку было удобно принимать пищу, стол при этом должен выглядеть красиво и быть приятен окружающим. Посуда различается по назначению: для приготовления пищи и для еды; столовая, чайная, кофейная, для напитков, фруктов (игрушечная, настоящая); по материалу изготовления: (стеклянная, деревянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, хрустальная, пластмассовая). Тарелки могут быть глубокими, мелкими, десертными, закусочными, пирожковыми (хлебными), подставными, столовыми.

Закрепление содержания вне занятия. Рекомендуются различные игры с посудой, настольное лото, вопросы, задаваемые во время ежедневной сервировки стола и принятия пищи. Все это поможет детям запомнить назначение и виды посуды и столовых приборов. Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе» напомнит им о том, что посуду следует всегда содержать в чистоте не только при выполнении гигиенических требований, но и при соблюдении этикета.

Сотрудничество с родителями. Рекомендуется родителям обратить внимание ребенка на имеющуюся в доме посуду, рассказать о ее назначении и материалах, из которых она изготовлена, узнать какая посуда ему нравится больше и почему. Можно предложить родителям составить и изготовить для детей настольное лото «Виды посуды и столовых приборов».

КАК ПРАВИЛЬНО И КРАСИВО НАКРЫТЬ СТОЛ

Содержание. Общие требования к сервировке праздничного и ежедневного стола. Сервировка праздничного стола: скатерть и салфетки, посуда и столовые приборы, украшение цветами и свечами. Подготовка к приему пищи: рассадка за столом, пользование полотняными и бумажными салфетками. Как есть суп и бульон.

Закрепление содержания вне занятия. Умение красиво сервировать стол отрабатывается в дошкольном учреждении ежедневно. Важно обращать внимание на детали сервировки и не допускать ошибок. Можно организовать «Праздник красивого застолья», поставив перед воспитанниками задачу: есть красиво и правильно, мальчикам ухаживать за девочками. Награждение различными призами внесет особую радость. Среди призов: лучщему участнику праздничного застолья, самому доброму, аккуратному, старательному, внимательному кавалеру, самой красивой, воспитанной даме, знатоку столового этикета; поощрительный приз тому, кто старался, кто лучше всех держал в руках вилку и нож или столовую ложку и т.п.

Прочитав стихотворение Ю. Тувима «Овощи», желательно поговорить о том, что такое первое горячее блюдо, из чего его готовят, для чего оно предназначено. Можно обратить внимание на строки о споре овощей и вкусном супе, который получился при совместном участии детей, напомнить им, что любое дело будет успешным, если его делать дружно.

Для закрепления материала детям можно задать вопросы или решить с ними «задачки по этикету».

Сотрудничество с родителями. Каждая хозяйка понимает значение красивой и правильной сервировки стола: улучшаются аппетит и настроение, соблюдается хорошее поведение, налаживается приятное застольное общение. Готовя праздничный стол, родители могут попросить ребенка помочь им расставить тарелки. Положить столовые приборы и полотняные салфетки, установить блюда с закусками и салфетницу с бумажными салфетками. Дети будут рады, видя, как с их участием преображается стол, им хочется услышать слова похвалы.

В следующий раз можно предложить ребенку самостоятельно сервировать стол. Конечно, взрослые подскажут, что и как можно сделать, но важно отметить умение и желание порадовать близких людей.

Не следует заставлять детей заучивать правила сервировки, они запомнятся при постоянном и заинтересованном участии в подготовке к празднику или ежедневному приему пищи. Важно довести до сознания ребенка. Что люди придумали правила столового этикета, чтобы во время застолья было удобно и под рукой находилось самое необходимое

Культура поведения за столом…Пожалуй, каждый родитель рано или поздно задумывается над этим вопросам, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

Правила этикета формируются у детей именно в раннем возрасте.

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей надо рассматривать с учетом возрастных особенностей ребенка. Причем в процессе приобщения его к этикету пристальное внимание уделять взаимодействию воспитателей дошкольных учреждений с родителями воспитанников. Согласованность действий в этом вопросе приобретают едва ли не первостепенное значение. Уже с раннего возраста необходимо вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, к разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Психологические аспекты организации питания детей выявляются как в условиях дошкольного учреждения, так и дома. Внимание следует обращать на качество предлагаемых детям блюд, соответствие пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Тип проекта: познавательно-творческий Продолжительность: долгосрочный Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Актуальность:         В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной...

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе 2022 г. Вид проекта: познавательный, творческо – информационный. Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022 Участники: дети средней группы, воспитатели, родители. Актуальность: Патриоти

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе2022 г.Вид проекта: познавательный, творческо – информационный.Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022Учас...

Проект в средней группе «Вода – водичка» Вид проекта: познавательно-творческий.

Задачи проекта: ·  формировать у детей среднего дошкольного возраста понятие о том, что вода – это необходимое всему живому богатство;·  воспитывать бережное отношение к ...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...