Как? Когда? И с чего начать учить читать?
статья по развитию речи

Приходько Елена Викторовна

Бывает родитель начинает учить детей буквам чуть ли не с пелёнок. Иногда развешивают в коляске и буквы, и целые слова.
Есть мамы бабушки и няни, которые учат буквы с двухлетками.
Большее кол-во родителей спохватывается, что уже пора в школу, и ровесники уже толстые книги читают, надо и нам срочно заняться. И кааак начнут!
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_kogda_nauchit_chitat_.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Бывает родитель начинает учить детей буквам чуть ли не с пелёнок. Иногда развешивают в коляске и буквы, и целые слова.
Есть мамы бабушки и няни, которые учат буквы с двухлетками.
Большее кол-во родителей спохватывается, что уже пора в школу, и ровесники уже толстые книги читают, надо и нам срочно заняться. И кааак начнут!

Как и в любой другой области, тут нет и не может быть единственно правильного ответа - когда правильнее начать? С чего начать? Учить буквы? Слоги? Склады? Целые слова?
У любого метода есть свои приверженцы, есть и те, кому этот метод не подходит...

Но чему бы вы ни учили ребёнка, меняться будет не только его навык (в данном случае - умение читать), но и его отношение - к учителю, к самому себе, к предмету, к учёбе в целом...


Предположим, мы начали учить деточку читать,
поставили задачу - научить его читать слова из 3-4 букв,
и понимать прочитанное.
Вполне посильная и ясная задача, вперёд!
Выбрали азбуку, или сами нарисовали себе пособия, поймали малыша- и давай учить.
И рано или поздно мы достигнем, вероятно, результата - ребёнок сможет прочитать отдельные слова.
Это - самый очевидный итог нашего обучения.

Помимо главного результата мы можем изменить отношение деточки к чтению, как в ту, так и в другую сторону.
Раньше на ваши слова "У меня есть 15 минут свободных! Давай почитаем!" - он с радостью мчался к вам, и тащил любимые книжки - посидеть вместе, разглядывая картинки, обсуждая историю...
А теперь понимает, что "давай почитаем" - значит, он будет, спотыкаясь о каждую букву, пытаться угадать, мама будет хмуриться - в общем, лучше улизнуть и "не расслышать".
Итак, от ваших занятий чтением ребёнок может получить побочный результат "не хочу сам читать, это сложно и скучно".

Кроме того, он может изменить отношение к определенному  учителю.
Например, вот эта волшебная тётя Даша - с ней я готов хоть чем заниматься, хоть читать, хоть клеить, хоть по-английски говорить, хоть спектакль ставить - с ней всё интересно.
А вот с той скучной и серьёзной тётей я не готов вообще ничем заниматься, и уж чтением - особенно.

Может измениться отношение к учёбе в целом, и к оценке ребёнка своих способностей.
После некоторых занятий дети приходят к выводу, что они "ленивые и бестолковые", а после других занятий дети, наоборот, уверены в своих силах, и готовы на новые подвиги.

Так вот, призываю вас, если вы начинаете учить ребёнка чтению - или музыке, или математике - помнить о том, что вы можете как показать красоту этой области, так и отбить начисто охоту к этому занятию.

Взрослые люди - если не все, то большинство - умеют читать.
Но не все взрослые читают много, а только те, кто читать любят.

Вот вы, если вы много читаете, то вы зачем это делаете? Почему? Для чего?
Чаще всего люди много читают потому, что им интересно!
Для удовольствия читают!

И когда мы говорим "хочу научить ребёнка читать", то мы сами не всегда понимаем - чего мы хотим.
Декларируем, что хотим научить его скучному техническому навыку - умению соединять буквы и получать из них знакомые слова.
А на самом деле - хотим научить его получать удовольствие от книжек,
уноситься в этот выдуманный мир,
и узнавать цитаты из любимых книг,
и вспоминать к слову какие-то эпизоды из прочитанного,
и многое, многое другое!

Хотим подарить детям красоту и разнообразие книжного мира, показать те жемчужины, что сами любим, хотим обрести единомышленника.
И если так, то речь идёт, конечно, уже не только об умении произносить написанные буковки.

С чего же начать?


В первую очередь - с чтения вслух, общего, ежедневного, чем больше - тем лучше.
И с того, что дети видят вокруг себя читающих людей - родителей, бабушек, старших братьев-сестёр.
В читающих семьях обычно младшие сами хотят научиться читать, они же видят, как это нравится всем окружающим!
Если родители сами читают мало, и детям читают редко, то куда меньше шансов, что их дети вдруг увлекутся книгами.
Главное, что надо помнить - в чтении должен быть смысл.
Люди читают - чтобы узнать!
Многим детям не нравится читать слоги в том числе и потому, что сам по себе слог ЛУ, ЛИ или ДО не имеет смысла.
ДОМ - понятно,
ЛИСА - понятно,
ЛУЖА, ЛУНА, ЛУПА - всё это имеет смысл, а отдельные слоги - нет.

Что ещё можно читать?
Всё, что хотите - букв и слов вокруг нас полно!
Подписи к картинкам в энциклопедиях.
Имена и подписи в фото-альбомах.
Заголовки, вывески, календари.
Диафильмы.
подписи на полках в магазине.
Списки покупок.
Рецепты.
Описания и инструкции - как вырезать из бумаги хоровод, как сложить самолётик и тп
Сказки и стихи для младших братьев-сестёр.
Песенники.
Письма.
Загадки.
Заказ подарков (на день рождения или у Деда Мороза).
список гостей.
Письма-подсказки - где искать клад.

Что ещё можно делать?
Играть во всевозможные словесные игры.
И совсем не обязательно - на бумаге, многие игры устные, но они тоже очень помогают потом начать читать.
Можно придумывать определения.
А можно собирать коллекцию слов на одну букву.
Или придумывать серии "четвёртый лишний".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Батут – уникальное изобретение человека. С чего начать?

Цели использованиея вестибюлярного тренажера батут для детей старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений на начальных этапах обучения прыжкам на батуте....

С чего начать помощь ребёнку?

Памятка для родитетелей по развитию игровой деятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Маленький пешеход. С чего начать,"

К огромному сожалению, очень малое количество родителей вспоминают о необходимости научить ребенка самому главному правилу – правилу поведения на дорогах. А ведь от этого зачастую зависит не только зд...

Как научить ребенка собирать пазлы: с чего начать и как именно начать.

В этот раз я расскажу вам, как научить ребенка собирать пазлы, а именно: в каком возрасте какие пазлы лучше собирать с ребенком, как обучать ребенка собиранию пазлов, какие действия делать в опр...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Семинар-практикум «Учим малыша говорить. С чего начать!» (для родителей детей 2-4 лет)

В доступной форме вниманию родителей (законных представителей) представлены основные направления работы над развитием неречевых процессов....

«С чего начать?» (организационные моменты для начала занятий)

Организационные моменты для начала занятий...