Конспект НОД по речевому развитию в средней группе по теме «Строительный и сахарный песок» (экспериментирование)
опыты и эксперименты по развитию речи (средняя группа)

Колесникова Ирина Валерьевна

Материал будет полезен воспитателям, специалистам ДОУ, активным родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  центр развития ребёнка - детский сад №16  «Петушок»

Конспект

НОД по речевому развитию в средней группе

по теме «Строительный и сахарный песок»

(экспериментирование)

                                                                     Подготовила:

 учитель-логопед Колесникова И. В.

       

 

Декабрь, 2014 г.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе

«Строительный и сахарный песок»  

(экспериментирование)   

Цель: 

1.Распространение педагогического опыта по применению экспериментирования на логопедических занятиях.

2.Продолжать знакомить детей с многозначными словами (песок).

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

1. Обогащать представление детей о разнообразных качествах и свойствах сахарного и строительного песка, об их назначении.

2. Уточнить и расширить знания учащихся о роли сахарного и строительного песка в жизни человека.

Коррекционно-развивающие:

1.Способствовать развитию любознательности, интересу к исследовательской деятельности, экспериментированию.

2. Способствовать развитию речевой активности и самостоятельности.

3. Учить умению устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать вслух.

Коррекционно-воспитательные:

1. Прививать любовь к окружающему миру.

Оборудование: мешочек с сахарным песком, мешочек со строительным песком, 8 пластмассовых прозрачных стаканчиков, вода, 8 пластмассовых ложек, 4 метки-наклейки «Медведь», 4 метки-наклейки «Лиса», салфетки,  мультимедиа-установка (экран, проектор), презентация «Такой разный песок», костюм зайчика, заяц-игрушка.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед:

Слушай, маленький народ,

Собираемся на сход,

Поскорее в круг вставай

И знакомство начинай.

Кто приходит в детский сад,

Как зовут наших ребят?

(Дети называют свои имена)

Все сегодня собрались,

Дружно за руки взялись-

(Дети повторяют имена)

С Вами вместе буду я –

Ирина Валерьевна.

1.Психогимнастика «Улыбка»

Логопед: Подарим своим друзьям улыбку. Чувствуете, как тепло побежало по вашим ладошкам – это мы с вами делимся друг с другом добротой, хорошим настроением. А добрые люди всегда и всем готовы помогать.

II. Основная часть.

Выбегает зайчиха с зайчонком (девочка с игрушкой зайцем).

Зайчиха: Ой, беда, беда, беда!

Логопед: Здравствуй, зайчиха! Что случилось?

Зайчиха: Здравствуйте! Да вот лиса (показывает на экран, на котором появляется лиса-повар) и медведь (показывает на экран, на котором появляется медведь-строитель) попросили меня принести им песок. Я-то им принесла, а они разобраться не могут: кому какой! Вот и спорят уже три дня! Поможете мне?

Логопед: Мы-то поможем, мы всем готовы помогать. Правда, ребята? Да только ты объясни  все толком.

Зайчиха: Некогда мне объяснять, надо лису с медведем мирить, постарайтесь сами разобраться. А подписанные мешочки с песком зайчонку отдайте, он их в лес принесет. Спасибо, вам!

Зайчиха отдает мешочки с песком и зайчонка воспитателю и убегает.

Логопед: Давайте разбираться! У нас есть два мешка с песком (развязывает мешочки, показывает детям песок) и сердитые медведь с лисой.

- Ребята, а какой песок нужен медведю? (Строительный.)

- А лисе, какой песок нужен? (Сахарный)

Если дети самостоятельно не могут ответить, воспитатель задает им наводящие вопросы.

- Мы выяснили, что песок бывает разный. Давайте повторим, какой именно. (Строительный, сахарный.)

- Какой и для чего нужен?

- Что мы знаем о сахарном песке?

- Что мы знаем о строительном песке?

 

Если дети самостоятельно не могут ответить, воспитатель задает им наводящие вопросы.

- Как же нам их отличить?

Дети предлагают свои гипотезы.

Логопед: Теперь, когда все предположения высказаны, я предлагаю вам посмотреть, правы мы или нет. Внимание на экран! (Воспитатель представляет презентацию «Такой разный песок»).

Когда дети пришли к выводу, что сахарный песок растворяется в воде, а строительный нет, воспитатель предлагает им отправиться в лабораторию.

Логопед: Я предлагаю вам отправиться в мою лабораторию и провести опыт! Но путь не близок! Все готовы? Тогда вставайте друг за другом и повторяйте движения за мной!

2.Физминутка

Отправляемся в поход,                                ходьба на месте

Много нас открытий ждёт,                          руки в стороны

Мы шагаем друг за другом                         идем друг за другом

Лесом и зеленым лугом,

В небе бабочки порхали,                            имитируем движения крыльев                                    

                                                                      бабочки

А куда же мы попали?  (В лабораторию.)

3. Экспериментальная часть

Логопед: Присаживайтесь на рабочие места. Итак, у нас есть два вида песка, прозрачные стаканчики с водой, ложечки, метки (изображение лисы, изображение медведя). Как будем действовать?

Воспитатель с детьми выстраивает алгоритм проведения эксперимента: в один стакан с водой насыпать ложку сахарного песка в другой ложку строительного песка, размешать песок в воде. Тот, что растворился в воде – сахарный, тот, который остался в воде – строительный. Приклеить метки на мешочки.

4. Работа в парах

Логопед:К эксперименту приступить!

Воспитатель, в случае необходимости, помогает детям.

Когда эксперимент окончен (все метки приклеены) воспитатель узнает полученный результат у каждой пары детей.

Логопед: Маша и Петя, какой результат вы получили? Где и какой песок? Почему вы так думаете?

Воспитатель берет мешочки с метками в руки.

Логопед: Задание выполнено, пора покинуть лабораторию и вернуться в детский сад, зайчонок уже, наверное, нас заждался! Чтобы не потеряться, вставайте друг за другом. Готовы? В путь!

5. Физминутка

Отправляемся в поход,                                ходьба на месте

Нас зайчонок уже  ждёт,                             руки в стороны

Мы шагаем друг за другом                         идем друг за другом

Лесом и зеленым лугом,

В небе бабочки порхали,                            имитируем движения крыльев                                    

                                                                      бабочки

А куда же мы попали?  (В детский сад.)

III. Подведение итогов.

Логопед: Итак, в этом мешке (показывает мешок с наклейками лисы) – какой песок? (сахарный). Что о нем можно сказать, он какой? (дети дают определения сахарного песка). А в этом мешке (показывает мешок с наклейками медведя)  – какой песок? (строительный). Что о нем можно сказать, он какой? (дети дают определения строительного песка).

Логопед: Молодцы, ребята! Справились с таким сложным заданием! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали в парах, как рассказывали, какой бывает песок! А вам, что сегодня понравилось? (ответы детей).

Логопед: Зайчонок, бери мешочки и отнеси их в лес.

Зайчонок, якобы что-то говорит, а воспитатель его, якобы, не расслышала.

Логопед: (обращается к зайчонку-игрушке) Что ты говоришь? (обращается к ребятам) Стесняется. (к зайчонку) Тогда скажи мне на ушко.

Логопед: Ребята, оказывается, пока мы с вами ходили, зайчонок очень проголодался. У вас есть в группе кухня и посудка? Накормите его? Тогда зайчонок иди с ребятами, а я сама песок: и сахарный, и строительный отнесу в лес.

Занятие переходит в сюжетно-ролевую игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"

ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р  изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: "Заучивание стихотворения Е.Трутневой "Ёлка".

Предлагаю интересную методику заучивания стихотворения. Эта методика была апробирована в 2013 году при подготовке детей к Новогодним праздникам и дала положительные результаты, дети с желанием и лёгко...

Конспект занятия по речевому развитию для средней группы Тема: «Знакомство со звуком Р»

Данное занятие предназначено для детей средней группы. На этом занятии дети учатся правильно произносить звук "Р"  изолированно и в словах. Все занятие построино на словестных и дидактических...

непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию в средней группе тема "Осень"

Образовательная деятельность  - закрепление представлений детей о времени года – осень; о животных и их образе жизни...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие раздел «Речевое развитие» в средней группе Тема: «Игры с картиной «Кошка с котятами»

Цель: Усвоение общей схемы составления рассказа по сюжетной картине.  ЗАДАЧИ:Образовательные:- познакомить детей с поэтапными алгоритмами по составлению рассказа по сюжетной картине .- позна...

ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...