Консультация для родителей "Роль развития мелкой моторики в формировании личностных качеств первоклассников"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Полякова Елена Викторовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей43 КБ

Предварительный просмотр:

Роль развития мелкой моторики в формировании личностных качеств первоклассников.

Обращаясь к истокам народной мудрости можем отметить, что еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.

На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка [4]. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми [2]. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, по мнению В.А. Сухомлинского возрастает роль детского сообщества. Исследователи отмечают, что в этот период активно развиваются психические и познавательные процессы под влиянием учебной деятельности.

В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс, что оказывает взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур.

Мелкая моторика играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом, чтением, речью. Нарушение которых является причиной школьной дезадаптации, приводит к снижению учебной мотивации, а иногда возникающих в связи с этим трудностей в поведении [3].

Одним из ведущих факторов ребенка – активное взаимодействие его с окружающей средой, которая формирует систему восприятия.

Процессу восприятия свойственна динамика, зависящая от особенностей этапов формирования поведенческого акта и характера ответной деятельности организма.

Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определенные механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие познавательной информации [1].

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторики он чувствует себя комфортно в любой ситуации, в любой среде.

Одной из особенностей развития ребенка является восприятие размера и пространственного объема предметов, определение его структуры, что способствует развитию тактильной чувствительноcти.

Разные виды деятельности, без перегрузки, с учетом индивидуальной особенности (по мнению исследователей, в частности Толбанова А.) [5], при целеноправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

К 7-9 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте.

На этом этапе (кризис 7 лет) у ребенка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я». Именно в это время у ребенка формируется «внутренняя позиция», порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность и он должен быть «моторно готовым» к этому [4].

Далее рассмотрим особенности физиологического развития младших школьников. В этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга ребенка. Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов — возбуждения и торможения: возрастает возможность тормозных реакций. Это составляет физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств школьника: повышается способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков. Большая уравновешенность и подвижность нервных процессов помогают ребенку перестраивать свое поведение в соответствии с изменившимися условиями, с возросшими требованиями старших, что важно для нового этапа его жизни .

Важнейшую роль в развитии личности играет правильная организация детского коллектива. Участвуя в совместной деятельности детей, неся определённые трудовые обязанности в семье или в классе, ребёнок постепенно научается руководствоваться общественными интересами, считаться с требованиями коллектива. Вместе с формированием новых интересов идёт развитие знаний и умений, а также способностей ребёнка к различным видам деятельности. Школьник, развивая моторику, приобретая разнообразные знания об окружающем, развивая речь, приобретает ряд умений, необходимых в практической жизни и при решении познавательных задач. Развивая мелкую моторику совершенствуются разнообразные способности к изобразительной деятельности, музыке, конструированию, творческому воображению, к самостоятельной умственной работе.
Наконец, те новые, более сложные отношения, в которые вступает дошкольник к окружающим взрослым и детям, те новые более сложные требования, которые ему приходится выполнять в своей деятельности, оказывают влияние на развитие его воли, на формирование его характера.
Если дошкольник в своих действиях руководствуется, главным образом, непосредственными желаниями, то школьник, выполняя поручения взрослых, неся определённые обязанности в классе                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          участвуя в коллективных играх, учебных и трудовых занятиях, приучается постепенно делать то, что требуется коллективом, то, что вытекает из правил урока, то, что необходимо для выполнения  задания.

Иначе говоря, у него вырабатывается умение действовать волевым образом, подчинять свои поступки сознательно намеченной цели.
В формировании этих качеств личности важнейшая роль принадлежит учителю. Действуя на ребёнка своим личным примером, сообщая ему правильное понимание окружающего, организуя всю его деятельность, учитель с любовью выращивает положительные качества личности и искореняет всякие проявления отрицательных черт — трусости, эгоизма, жадности, которые могли возникнуть в результате ошибок воспитания на предшествующих ступенях развития. Трудно переоценить важность и ответственность этой задачи. Ибо в таком деле, как воспитание нового человека, в формировании его личности не должно быть, как говорил Макаренко, «никаких неудач, никаких процентов брака, даже выраженных сотыми единицы». Всестороннее развитие способностей ребёнка, формирование у него высоких физических, умственных и нравственных качеств является в нашей стране делом первостепенной важности.

Однако нужно учитывать и слабые стороны в анатомии и физиологии детей младшего школьного возраста. Ряд исследований отмечают быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях.

В 7 лет у детей происходят анатомические и функциональные изменения, которые относятся практически ко всем органам. Интеллектуальные возможности ребенка совершенствуются, физические способности развиваются.

Можно указать и еще одну очень важную причину, во многом объясняющую снижение уровня общего моторного развития детей. Она состоит в практически полной утрате культуры детских дворовых игр. Современные дошкольники и младшие школьники почти не играют в подвижные коллективные игры, которыми был заполнен досуг их сверстников 20-30 лет назад. Между тем одно из предназначений этих игр как раз и состоит в совершенствовании двигательных навыков.

Вот почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук и моторики в целом.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений рук у детей//Дошкольное воспитание. - 2000 - № 8.
  2. Бабаева Н. У школьного порога. - М., 2002.
  3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 2006.
  4.  Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т6. – М.: Педагогика. 1984.
  5.  Толбанова А. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. -  2008 - №9.  
  6.  Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы //Дефектология. - 2003. - № 4.
  7.  Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 5-7 летнего возраста. - М.: Педагогика, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Развитие мелкой моторики и формирование изобразительной деятельности на втором году обучения у детей с ОВЗ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Развитие мелкой моторики и формирование изобразительной деятельности на втором году обучения у детей с ОВЗ»...

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)

Работа с родителями в детском садуКонсультация для родителей:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)          ...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности", воспитатель Елена Анатольевна Осипова, МБДОУ детский сад № 17...

Консультация для родителей на тему: «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста».

Функция кисти руки уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением,  с переживаниями, трудом, что стала вспомогательн...

Консультация для родителей на тему:" Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

Развитие мелкой моторики и координации движений руки и глаза,гибкость рук, ритмичность.содействовать нормализации речевой функции....

Консультация для родителей на тему: «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей на тему: «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста»....