Консультация для воспитателей "Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры "
консультация по развитию речи (младшая группа)

Руга  Татьяна  Владимировна

Консультация  и данные  дидиактические  игры  помогут в  работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности.

         Для развития словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком.

 В дальнейшем, когда ребенок начнет многократно повторять за взрослым слово, научится выражать словесно свои желания, действия, указывать на предметы, называть их, общение становится все более осмысленным.

Слово– это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку, существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка.

         Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщенно и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.

У ребенка происходит обогащение словарного запаса до 1000 слов и больше, речевые цепи удлиняются и усложняются.

Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Дидактические игры – эффективное средство формирования словаря, закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих.

 Игры  по теме  «Игрушки»

«Чудесный  мешочек»

  Дидактическая  задача:

  1. Учить  детей   узнавать   предметы   по  характерным  признакам.
  2. Активизировать   словарь
  3. Использовать в  речи  имена  существительные (пирамидка, машинка,  кукла, мяч), глаголы (играть, едет, сидит,   стоит,  подбрасывать, ловить,  прилагательные (красивая,  нарядная,   треугольная,   разноцветная).

«Найди  игрушку»

 Дидактическая  задача:

  1. Учить детей  узнавать  предметы по  характерным  признакам
  2. Закреплять  умения   использовать   имена  существительные, глаголы,  прилагательные.

«Чего  не  стало?»

  1. Дидактическая  задача
  2. Продолжать  учить  детей  называть   знакомые  игрушки
  3. Упражнять   в  образовании  существительных  в  форме   родительного  падежа, единственного  числа, активизировать  словарь, развитие  памяти и  внимания

Игры  по  теме: »Одежда»

«Кукла  Катя  проснулась »

Дидактическая  задача:

  1. Закрепить   знания  детей   о  названии  одежды:  майка, трусики, платье,   колготки,  туфли   пижама
  2. Упражнять   в  действиях одевания  куклы активизировать  речь  детей.

«Кукла Катя   идёт  на  прогулку»

Дидактическая  задача:

  1. Закрепить знания  детей  о  названии   одежды  для  прогулки.
  2. Упражнять   детей  в  классификации  предметов  одежды   по  сезонному   признаку: осенняя,  зимняя,   весенняя,  летняя.
  3. Активизировать  в  речи   детей  прилагательные:  полосатые,   толстая,   гладкая,   блестящая,   шерстяная

«Найди  пару»

Дидактическая  задача

  1. Учить   детей  использовать  в  речи  прилагательные, правильно  согласовывать  их  с  существительными в  родительном  падеже (белая  кофта,  жёлтый   сарафан)

Читать далее >>