Технологическая карта занятия по речевому развитию "Путешествие по острову Вежливости" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Воробьева Татьяна Михайловна

Цель занятия: обобщение и расширение знаний о хороших и плохих поступках, о вежливом поведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        Технологическая карта занятия по речевому развитию  

 Тема: «Путешествие по острову Вежливости»

Старшая группа.

Цель: обобщение и расширение знаний детей о хороших и плохих поступках, вежливого поведения.

Задачи: 

-упражнять в использовании вежливых слов;

-развивать у детей навыки вербального общения с окружающими их людьми;

-воспитывать культуру общения.

Словарная работа:

обогащение словаря – этикет, комплимент,  грубость, взаимовыручка, трусость,  невоспитанность;

активизация словаря -  спасибо, пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, честность, дружба,  вежливость, доброта.

Материалы и оборудование:  картинки с изображением хороших и плохих поступков,  красные и зелёные кружки (по количеству детей), атрибуты для сценки, 2 корзинки (белого и красного цвета)

Способы (методы и приёмы): художественное слово (стихи); сюрпризный момент; вопросы; указания; поощрение, ситуативный разговор.

Подготовительная работа (предварительная работа): чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», «Плохо». Чтение стихов на тему «Как вести себя в гостях». Чтение стихов из книги «Большая книга правил поведения для воспитанных детей». Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо?». Разбор бытовых ситуаций с оценкой поступка

Формы организации:  фронтальная, в группе.

Планируемый результат занятия: обогащение  знаниями детей о хороших и плохих поступках, вежливого поведения

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно-мотивационный этап

(вводная часть)

3 мин.

-заинтересовать детей на предстоящую деятельность;

-вызвать положительные эмоции.

- Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать?

- Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие по острову Вежливости и проверим, насколько мы вежливы и воспитаны. Нас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, мы без труда справимся.

- Прежде чем отправиться в путешествие мы должны решить, что возьмём с собой честность, дружбу, грубость, взаимовыручку, трусость, вежливость, невоспитанность, доброту.

- Итак, в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом корабле.

Как весело, как весело, отправиться с друзьями.

И в это путешествие гостей зовем мы с нами!

-Да!

Ответы детей.

Дети повторяют.

2.

Основной этап

18 мин.

-решить поставленные задачи

2.1.

Этап

постановки проблемы

-настроить детей на предстоящую деятельность;

-активизировать мыслительную деятельность

 - А вот и наша 1 остановка «Добрые слова». Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают.

                              

2.2.

Этап  восприятия материала

-упражнять в использовании вежливых слов;

-развивать у детей навыки вербального общения с окружающими их людьми;

-воспитывать культуру общения.

-  Задание 1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей?

 - Молодцы! А ещё можно кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

-Что вы говорите, когда уходите из детского сада?

-Правильно! Какие вежливые слова еще вы знаете?

 -В каких случаях нужно говорить «спасибо»?

-Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста»?

- Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Когда, по-вашему, это бывает? 

-Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

 Задание 2: игра «Вежливая просьба».

-Я буду показывать разные движения, а вы должны их повторить лишь в том случае, если я добавлю слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

Задание 3: игра «Доскажи вежливое слово»:

-Встретив зайку, ёж-сосед говорит ему…

А его сосед ушастый отвечает: «Ёжик, … »

К осьминожке камбала в понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье ей сказала…

Неуклюжий песик Костик мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они, но сказал он…

Трясогузка с бережка уронила червяка,

И за угощенье рыба ей пробулькала…

Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала! »

Ты, Лиса, не жалуйся, а скажи: «… »

Бык ромашек накосил и барана пригласил.

Тот один съел угощенье, но сказал: «… »

Девочка Рита возле дорожки, стол накрывает собаке и кошке, плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам … »

 Задание 4: игра «Антонимы» (игра с мячом).
- Итак, это задание не простое. Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну, что попробуем?
-
Злой…,  

-Слабый…,

-Грубый …,

-Глупый…,

-Плохой…,

-Грустный…

-Молодцы, ребята, с заданиями на первой остановке все справились! Отправляемся на вторую остановку! Она называется «Верные друзья».
 

- А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно! »

- Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

Задание 1: игра-упражнение «Мальчик оказывает любезные знаки внимания девочке».

-Для этого распределим роли. Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед.

- Мальчик уступает в автобусе место девочке.

- Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

- Мальчик делает комплимент девочке.

- Мальчик знакомится с девочкой.

-Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них, или вежливо отказаться, сказав «спасибо».

-Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться.

 Задание 2: игра: «Веселые детки».

-Я буду называть вам ситуации, а вы, молча, показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним. Все поняли?

-Никогда не делись игрушкой с другом.

-Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

-Не старайся всегда быть первым.

-Злись и завидуй, когда проигрываешь.

-Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

-Никогда не уступай, спорь по пустякам.

-Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

-Умей принять помощь, совет и замечание друга.

-Если друг попал в беду, не помогай ему.

-Решай споры словами, а не кулаками.

-А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда:

- Никогда не груби своим товарищам.

- Не называй обидными словами.

- Не давай прозвищ.

- Не толкайся и не дерись.

 

 Ответы детей:

-Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день.

- До свидания, пока, до скорой встречи.

-Спасибо, пожалуйста, извините, благодарю, прошу прощения.

Ответы детей.

-В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь.

-Когда сказано грубым голосом или слово расходиться с делом.

Дети выполняют движения за воспитателем.

-Привет!

-Здравствуй!

-До свидания!

-Извини!

-Спасибо!

-Пожалуйста!

-Прошу прощения!

-Аппетита!

-Да!

-Добрый!

-Сильный!

-Вежливый!

-Умный!

-Хороший!

-Весёлый!

Ответы детей.

Дети обыгрывают общественные ситуации.

-Да, будем дружить!

-Да!

Дети поднимают красные и зелёные кружки.

2.3.

Этап практического решения проблемы

-обеспечить детей двигательной активностью.

-закрепить знания  детей  в употреблении вежливых слов, различать хорошие и плохих поступков.

 -Устали?

-Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.

 Физкультминутка «Быстро встаньте».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

-А теперь, нас ждут задания на третьей остановке «Хорошие поступки».

Задание 1. «Оцени поступок».

 Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков. Вы должны определить, какой поступок на ней изображен хороший или плохой. Затем раскладываете картинки по корзиночкам – с плохим поступком в белую корзинку, с хорошим -  в красную. Всем понятно?

- Ребята, а какие хорошие поступки вы совершали?

Задание 2: игра «Угадай по голосу».

- Нам надо выбрать одного ведущего, которому завяжем глаза. Все остальные по очереди  будут называть вежливые слова, а ведущий должен угадать, кто сказал вежливое слово. Затем ведущего поменяем.

-Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно, в этом и состоит настоящая вежливость.

-А сейчас мы узнаем, умеете ли вы делать комплименты, то есть говорить приятные слова.

Задание 3: Игра «Комплименты»

 – Игру мы начнем со слов: «Мне нравится в тебе…»

- Какие комплименты можно сказать маме?

- Какие комплименты можно сказать папе?

 

-Да.

Дети встали, улыбнулись,

Потягиваются,

Двигают плечами,

Поднимают, опускают,

Поворачиваются влево, вправо,

Поднимают колени до рук,

Приседают, встают,

Бегут на месте.

Дети выполняют задание.

Ответы детей.

Все дети  играют в игру.

-Да, умеем!

Ответы детей.

-Мама, у тебя красивые волосы. -Мама, ты такая красивая, когда улыбаешься.

-Мама, ты такая рукодельница. -Мама, ты так вкусно готовишь.

-Папа, ты самый сильный на свете.

-Папа, ты здорово играешь в футбол.

- Папа, ты очень трудолюбивый.

3.

Заключительный этап

4 мин.

-показать результат всего занятия.

-формировать умения анализировать свою деятельность.

- Ребята, Вы выполнили все задания. А теперь  нам пора возвращаться: Раз, два, покружись, в нашем зале очутись!

Вот и закончилось наше путешествие. С возвращением Вас!

- Ребята, посмотрите, какие красивые бусины. Скажите, какого они цвета? (уточняю белый - это светлое, а черный – это темное). А как вы думаете, какой цвет подходит для вежливых слов (уточняю: ведь вежливые слова – это какие? Добрые, волшебные, значит к какому цвету они подходят). Возьмите по одной бусинке, и, нанизывая их на ниточку, назовите по одному волшебному слову.

Ответы детей.

Дети называют вежливое слово и вешают бусинку на ниточку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – занятия по физической культуре «Путешествие к чудо – островам» для детей старшего дошкольного возраста

Игровое физкультурное занятие, в ходе которого решаются следующие задачи:укрепление мышц и связок ОДА; коррекция плоскостопия;  формирование у детей прочных умений и навыков; развитие творческой ...

"Удивительное путешествие в страну Математики".Технологическая карта НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие.Интеграция видов деятельности: познание, коммуникация, художественное творчество...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Балерина» (лепка из фольги)

Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.                ...

Развивающее занятие "Путешествие на острова" для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: - Способствовать развитию познавательной и эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений, необходимых для дальнейшего обучения и адаптации в школе; - Формировать навыки обучения, ...

технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по финансовой грамоте для детей старшего дошкольного возраста 6го года жизни

непостедственно образовательная деятельность по финансовой граммотноститема: Знакомство с банком и банкоматом.(старшая группа)...

Конспект занятия по речевому развитию «Слова. Предложения» для детей старшего дошкольного возраста

Формировать умения составлять и распространять предложение относится к основным навыкам речевого развития. И уже с дошкольного возраста необходимо развивать их на занятиях....