Конспект ООД по речевому развитию. Образовательная ситуация «Разучивание стихотворения В. Степанова «Российская семья» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Щербакова Елена Минигораевна

Конспект подготовлен к открытому занятию в подготовительной к школе группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Полянка»

Конспект ООД по речевому  развитию

образовательная  ситуация «Разучивание стихотворения В. Степанова «Российская семья»

(подготовительная к школе группа)

Составил:

воспитатель 1 кв. категории

Щербакова Е.М.

        

п. Жирекен, 2018 г.

Цель: создание условий и игровых ситуаций для заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы методом мнемотехники.

Задачи:

- обучающие:  создать ситуацию для ознакомления детей со стихотворением В. Степанова « Российская семья»

и заучивания его с помощью мнемотаблицы; продолжить формирование представлений о России, познакомить  детей с Всероссийским праздником - День Народного Единства; формировать представления детей о многонациональном составе страны, дружбе народов России ; расширять и углублять знания детей о Родине через стихотворные произведения. 

- развивающие: развивать связную речь детей, поэтический слух, зрительное внимание, творческое воображение, мышление, память, умение последовательно передавать содержание стихотворения с опорой на мнемотаблицу;  развивать навыки сотрудничества в игре,работать в группе, слушать друг друга, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение; формировать активность, инициативность, самостоятельность, умение находить способы быстрого запоминания текста, умение моделировать, понимать значение символов.

- воспитательные: воспитывать гордость за родную страну и за свой народ; воспитывать любовь и уважения к своей национальности, толерантного и уважительного отношения к представителям других народов, населяющих Россию, способствовать формированию у детей понятия о том, что все мы едины, несмотря на разрез глаз и цвет кожи, желание читать стихи наизусть, вызвать  эмоциональный отклик на стихотворение В. Степанова « Российская семья» и интерес к поэзии.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид ООД:комплексное

Используемые технологии, методы, приемы: технология диалогового обучения; здоровьесберегающие (физкультминутка); технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; игровые технологии; наглядный метод: ИКТ, просмотр видео презентаций, показ, демонстрация, рассматривание; словесный метод: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения, поощрение; практический метод:(упражнение «Собери картинку», «Собери мнемотаблицу», «Доскажи словечко», работа с мнемотаблицами), ТРИЗ; инновационный метод: использование мнемотехники, мультимедио;  рефлексия.

Активизация словаря: черкеска, оленевод, кумыс.

Предварительная работа: знакомство с биографией писателя В. Степанова, с его поэзией; прослушивание песен о Родине, чтение пословиц о Родине, дружбе; рисование на тему «Что мы Родиной зовем?»; рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, пословиц, поговорок, составление рассказов, рисование сюжетных картин на тему «Родина», «Дружба»; оформление выставки в книжном уголке «Книги писателей и поэтов народов России».

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал (презентация): карточки мнематаблицыв разрезанном виде; сюжетные картинки на тему «Россия» (пазлы), ТСО ( ноутбук, мультимедийная установка), лепбук «В дружбе народов- единство России»

Ход ООД:

Ход ООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Вводная часть

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Просматривание видео-ролика

2.Основнаячасть

Проблемная ситуация:

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Игра « Дружба народов» (пазлы)

Повторение пословиц о дружбе

Муз.физминутка «Вместе весело шагать по просторам…»

Знакомство со стихотворением «Российская семья»

Работа по содержанию стих-я.

Словарная работа

Словесная игра «Доскажи словечко» 

Игра «Собери мнемотаблицу»

Разучивание стихотворения

3 часть -Рефлексия

( итог занятия)

4 часть –перспективный этап – выход на самостоятельную деятельность

-Здравствуйте! — Ты скажешь человеку.

Здравствуй! — Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

В: Что мы желаем человеку, когда говорим «Здравствуйте!»?

- Давайте мы так и сделаем.

Здравствуй, небо!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано

И приветствуем тебя!

-Утро наступает,

Солнышко встречает.

Друг на друга посмотрели

И на стульчики присели.

Загадка:

-На столе передо мной

Закрутился шар земной:

Арктика, Экватор, Полюс, —

Уместил всю землю…….

- А что такое глобус?

- Глобус- это макет нашей земли, на которой мы живем.

- Давайте совершим небольшое путешествие над нашей землей!

- Усаживайтесь поудобнее. Сейчас полетим! Видео-ролик

- Посмотрите, какая огромная наша земля. Необъятные просторы, леса, поля  и реки. На планете Земля много разных стран, но есть лишь одна,  которую мы любим, которую зовем своей Родиной. Как называется эта страна?

Взгляните на глобус, карту, как велика наша Родина. Россия самое большое государство в мире. Её население составляет более 140млн человек. В России проживают представители более 180 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках.

- Какие вы знаете национальности людей, которые проживают в России?

- А чем народы отличаются друг от друга?

- Правильно - У них  разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке.

Я вам предлагаю собрать пазлы и сказать, о чем может рассказать картинка.        

Что на ней изображено? Кого видите?

        

http://stepnoe.ru/city/20151203_080533.jpg        

Да, на вашей картинке изображены люди разных национальностей, но все они живут в России.

- А как вы думаете, дружно ли живут народы в нашей стране? (Да).

 -А знаете ли вы пословицы о дружбе?

- Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба – это великая сила. Народы всех национальностей живут сплочённо, помогают друг другу, не ссорятся.  Много людей живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьей, помогают друг другу.

- А вы знаете, что дружба всех народов России длится уже много столетий. Даже есть Всероссийский праздник - День Единства Народов, который мы будем совсем скоро с вами праздновать.

Воспитатель: Посмотрите, на картинке изображены дети разных национальностей. Они дружно держаться за руки. -Давайте и мы встанет в круг. Взявшись за руки, мы покажем, что мы все вместе, мы едины, а значит и непобедимы! Выполняем все вместе движения!

Молодцы!

В нашей стране много поэтов, писателей, художников, которые своими произведениями прославляют Россию, людей, которые живут там. И все люди в нашей стране хотят жить дружно. В МИРЕ и СОГЛАСИИ!

У поэта В.Степанова есть замечательное стих-е «Российская семья»

Сегодня мы будем его разучивать с помощью мнемотаблицы.

Послушайте.

Владимир Степанов — Российская семья.

Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!

-Вам понравилось стихотворение?

-О чем в нем говорится? (о народах, живущих в России)

Почему автор назвал свое стих-е «Российская семья»?

- А чем отличаются народы, живущие в России друг от друга?

- А кто знает значение слов -  кумыс, черкеска, оленевод?

Кумыс- кисломолочный напиток из кобыльего молока.

Черкеска- У черкесов и других кавказских горцев, а также у кубанских и терских казаков — длинный узкий кафтан без ворота, затянутый в талии

Оленевод- человек, занимающийся разведением оленей.

Послушайте стих-е еще раз и внимательно смотрите  на экран. Вам нужно будет запомнить картинки, которые я вам буду показывать во время чтения стих-я.

Давайте поиграем! Я буду читать строчку стихотворения не до конца, а вы доскажите  последние слова.

Молодцы!

Педагог предлагает детям разделиться на группы и  подойти к столам.

-Ребята! Перед вами мнемотаблица. Но она в беспорядочном положении. Ее нужно собрать по смыслу.

А теперь посмотрите на экран и сравните. Правильно вы собрали таблицу?

Молодцы! Отлично справились с заданием. 

А теперь давайте еще раз, но уже при помощи мнемотаблицы, которая лежит перед вами, вспомним наше стихотворение. (спросить 1-3 детей)

Молодцы!

- О чем мы сегодня говорили?

- Какое стихотворение выучили?

 Что нам помогло быстрее его запомнить?

 Как оно называется? А кто его автор?

Все мы – граждане России, россияне. Мы гордимся нашей страной, переживаем вместе с ней горе и радости, стремимся сделать её сильной и богатой. Когда вы подрастете, то сможете сделать нашу страну крепкой и могучей. Если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне- народ очень мудрый, терпеливый, добрый и дружный.

Давайте вместе скажем и запомним слова пословицы: «Если дружба велика – будет Родина крепка!»

Ребята, перед вами лепбук «В дружбе народов- единство России», кто хочет посмотреть, вы можете подойти позаниматься с лепбуком, а кто не хочет, можете пройти в центр ИЗО и выбрать себе раскраску на тему «Национальные костюмы» и  по стихотворению, которое мы сегодня разучивали.

Слайд 1 : небо, солнце, земля

Дети отвечают.

Здравствуй, небо!

( поднимают руки вверх)

Здравствуй,солнце!

 (качаем руками)

Здравствуй, вся моя Земля! (поклон)

 ( разводят руками)

Садятся на стульчики.

Дети отвечают: глобус.

Ответы детей.

Дети смотрят видео - ролик

Отвечают: Россия.

Слайд 2 (карта России)

Ответы детей.

Слайд  3 (дети )

Дети собирают пазлы и отвечают на вопросы.

Слайд 4 ( картинка из пазлов)

(Старый друг лучше новых двух. Нет друга, так ищи, а нашёл — береги. Дружба - великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Друг за друга держаться - ничего не бояться.)

Россияне.

Слайд 5 ( 4 ноября- День народного единства)

Выполняют движения под музыку.

Слайд 6

Портрет В. Степанова.

Слушают стих-е и смотрят на экран.

Ответы  детей.

(Живут в различной местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут разговаривать на разных языках; носить разную национальную одежду).

Все народы живут дружно, одной семьей.

Слушают .

( Мнемотаблицы разрезаны. Каждому на стол)

Работают в группах.

Слайд 17 с мнемотаблицей.

Повторяют стих-е.

Ответы детей.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи. Тема: составление повествовательного рассказа «Как лиса за зайцем охотилась». Чтение стихотворения И. Сурикова «Детство» в подготовительной к школе группе

Задачи:Упражнять детей в подборе признаков к животному, а так же глаголов, обозначающие характерные действия животных; развивать память.Систематизировать знания детей о жизни диких животных; уточнить ...

Спортивный праздник "Папа, мама, я - спортивная семья" подготовительная к школе группа

Конспект спортивного праздника для работы с детьми и родителями....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ В СЕМЬЕ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети.Авторитетны те родители которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не о...

Конспект организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений и конструированию в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ тема:«Белоснежка и семь гномов»

Цель: Закрепить знания по теме “Число и цифра 7”. Закрепить навыки конструирования с палочками «Кюизенера».Задачи:Обучающая: познакомить со строением замков, с назван...