Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности "Сказочное превращение"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Чернышева Марина Евгеньевна

Сказочное превращение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kapitoshka.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад «Ромашка»

Проект на  тему: «Сказочные превращение»

 (развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности)

                                                                                               

Чернышева М.Е.

г. Советский

           Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. 

         На третьем году жизни у дошкольников развивается ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие окружающего мира. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети начинают понимать не только словесную просьбу или инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам ребенок осваивает основные грамматические структуры родного языка, использует в речи простые предложения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становиться средством общения ребенка со сверстниками. 

           Для наиболее успешного развития речи детей и обогащения активного и пассивного словаря, в ДОУ широко используют театрализованную деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.  

            С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Цель: формирование у детей активного словаря через разные виды деятельности театрализованные игры, чтение художественной литературы, подвижные игры. Вовлечение малоактивных, застенчивых детей в процесс театрализованных игр.

Актуальность проекта

          Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

          Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Тип проекта: творческий         

Сроки: краткосрочный  

Образовательные задачи проекта:

  • формирование у детей активного словаря через разные виды деятельности театрализованные игры, чтение художественной литературы, подвижные игры.
  • Вовлечение малоактивных, застенчивых детей в процесс театрализованных игр.

Развивающие задачи:

  • повышать речевую активность детей, развивать зрительное восприятие, развитие артикуляционной моторики, развитие общей и мелкой моторики.
  • Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через театрализованную деятельность

Воспитательные задачи:

  • учить внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы;
  • воспитание внимания к собственной речи, интереса к непосредственно образовательной деятельности.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель

Ожидаемый результат:

  • обогащение активного словаря.
  • Рассказывание знакомых сказок с помощью фигурок настольного театра.
  • Участие малоактивных детей в процессе театрализованных игр

                Этапы проекта

Подготовительный этап.

  • Создание книжного уголка в соответствии с возрастом.
  • Создание театрального уголка (Настольный театр, плоскостной на фланелеграфе, куклы би-ба-бо, пальчиковой театр).
  • Подбор иллюстраций к сказкам.
  • Подбор стихотворений, потешек для заучивания.
  • Подбор подвижных игр для подражательных действий.
  • Подготовка атрибутов для игровых занятий.

Основной этап.

  • Чтение русских народных сказок «Курочка ряба»«Волк и Семеро Козлят»«Маша и Медведь»«Колобок»,«Теремок»«Репка».
  • Рассматривание иллюстраций сказкам. Беседа по содержанию сказок.
  • Голосовые упражнения «Кто как кричит»«Кто что услышит».
  • Игровые упражнения «Покажи животное, какое я назову»«Угадай животное».
  • Заучивание и рассказывание детьми потешек и стихотворений «Пошел котик на торжок»«Киска», стихи А. Барто«Бычок»«Лошадка» и другие, «Тили — бом, тили-бом».
  • Игры детей с фигурами настольного театра, плоскостными на фланелеграфе.
  • Подвижные игры «У медведя во бору»«Лохматый пес»«Воробушки и автомобиль»«Зайка беленький сидит»«Кот и Мыши»«Вышла курочка гулять».
  • Упражнения на развитие силы голоса «Кто как кричит»«Как мяукает маленький котенок»«Как лает большой пес»«Как рычит сердитый медведь»«Покатаемся на лошадке».

Заключительный этап.

  • Рассказывание детьми сказок с использованием фигурок настольного театра «Курочка ряба» «Колобок» «Репка»
  • Рассказывание отрывков из сказок по иллюстрациям к сказкам «Маша и медведь»«Колобок»«Волк и семеро козлят» 

Итоговое мероприятие: драматизация сказки «Репка».

Дальнейшее развитие проекта:

  • Подготовка непосредственно-образовательной деятельности согласно возрасту детей.
  • Продолжать создавать условия для формирования знаний детей о театре, театральной этике согласно возрастной группе.

Работа с родителями:

  • Консультации на тему: «Как знакомить детей со сказками»«Развиваем речь детей 3-4 лет»;
  • Беседы с родителями на тему: «Театральная деятельность в детском саду»«Содержание театрализованных занятий в детском саду»;
  • Анкетирование родителей.

Литература:

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном возрасте: Учебное пособие. –М., 2012

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы. – М., Изд. Мозаика-синтез, 2014

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М., 2012

Управителева Л.В. Счет, чтение, речь, мышление для детей 3-4 лет – Ярославль, Изд. Академия развития, 2006

Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.

А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 3-4 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – М., Изд. Центр педагогического образования. Действует с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" – М.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №137» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей Нижегородской об...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений,Любой малыш здесь хочет побывать.Вдруг...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений,Любой малыш здесь хочет побывать.Вдруг...

Сценарий родительского собрания «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Сценарий родительского собрания«Развитие речи детей раннего дошкольного возрастапосредством театрализованной деятельности».Цели: способствовать повышению педагогической культуры родит...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...

Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности". Творческое название «Мы играем и поём».

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Театр – это не просто игра, театр &ndash...

Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Тема:  Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиХарактерристика проекта: по форме - практико-ориентировочный,...