Картотека дидактических игр по развитию речи (младший возраст)
картотека по развитию речи (младшая группа)

Мурзина Ольга Леонидовна

Картотека дидактических игр по развити речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_razvitiyu_rechi.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

(II мл. группа)

«ГРОМКО – ТИХО»

Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Воспитывать умение менять силу голоса.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов ( большая и маленькая машина, барабаны, дудочки, самолёты, и т.д.).

Содержание: Воспитатель оказывает 2 машины и говорит: " Когда едет большая машина, она сигналит громко, вот так "БИ,БИ" - Повторите. А когда маленькая, то тихо "би-би". Педагог убирает машины и говорит: "будьте внимательны, как только поедет машина, будьте внимательны, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая тихо. Аналогично игра проводится с другими предметами.

«КТО КАК КРИЧИТ?»

Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Предварительная работа: Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

Мур - муррр! Пугаю кур.

Ам-ам! Кто там?

Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!

Му-му-у! Молока кому?

Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игру

ИГРА «СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному  звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна

Ход игры:

3 - 4 раза

Воспитатель  говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть   бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

«СДУЙ ШАРИК»

   Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

    Ход игры: Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

   – Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

   Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

Оорудование: белочка, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришла белочка. Белочка что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Орешки) Какие орешки? (круглые, маленькие). Кладем орешки на стол. А это  что? (Огурец.) Какой огурец?  (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)

Теперь Белочка  с вами хочет поиграть. Она спрятала все овощи, и фрукты в мешочек. Белочка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у белке в лапе. Слушайте внимательно. Они круглые и маленькие. Что это? (Орешки) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это?  (Помидор.)»

Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.

Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, белочка, что пришла к нам. До свидания».

ИГРА «МЕДВЕЖАТА МЕД ЕДЯТ»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и , не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3-4 раза.

Затем воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

«ЖИВОЕ – НЕЖИВОЕ»

Знакомим ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный».

Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем «КТО», а неживые «ЧТО». Приводим несколько примеров.

Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

КТО РАСТЕТ? ЧТО РАСТЕТ?

КТО ЛЕТАЕТ? ЧТО ЛЕТАЕТ?

КТО САМЫЙ БОЛЬШОЙ? ЧТО САМОЕ БОЛЬШОЕ? И ТД.

«ЛЯГУШКА И ЛЯГУШАТА»

 Воспитатель делит детей на две группы: большие и маленькие лягушки.

Говорит: Большие лягушки прыгают в пруд, плавают и громко квакают: «КВА-КВА» (дети имитируют, что плавают и громко квакают)

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, и тихонько квакают(дети имитируют, что плавают, и тихо  квакают). «Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

 «Возьмем куклу Катю на прогулку»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.

Оборудование: кукла Катя, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

Ход игры:

Воспитатель сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда куклы Кати. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает куклу Катю. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.

Я надену Кате  теплые ...штанишки.

Теплые... штанишки я надену Кате.....

Валенки-малышки я надену... Кате.

Так, так и вот так —валенки-малышки.

Я надену...Кате валенки-малышки,

Я надену... Кате красное... пальтишко,

Красное ... пальтишко я надену... Кате. А когда иду гулять, надо шапку надевать.

Катю мы возьмем...гулять,

Будем в саночках ... катать!

Воспитатель  усаживает одетую куклу Катю в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут ее с собой.

«ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ»

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

Оборудование: куклы пальчикового театра.

Ход игры:

Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот — наш малыш,

 Зовут его ... (называет имя ребенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)...

Картотека дидактических игр по развитию речи средний возраст

Картотека дидактических игр по развитию речи средний возраст...

Картотека дидактических игр по развитию речи. Младшая группа.

Картотека дидактических игр по развитию речи. Младшая группа....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст)

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические з...