Консультация «Игры и упражнения для обогащения, закрепления и активизации словаря». Для воспитателей младших и средних групп
консультация по развитию речи (младшая, средняя группа)

Консультация

«Игры и упражнения для обогащения,

закрепления и активизации словаря».

Для воспитателей младших и средних групп

Подготовила:

воспитатель Брюхнова Елена Викторовна

 

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без  расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения. Усиление принципа развивающего обучения в школе предъявляет определённые требования и к дошкольному воспитанию.

Для успешного обучения ребёнка в школе необходимо, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Поэтому одной из задач развития речи в детском саду является формирование у дошкольников начального, элементарного познания языковой действительности, на которое может опереться обучение в школе.

В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим, с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления.
Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Таким образом, особенностью программы развития речи и словаря является то, что она по существу связана со всеми разделами программы воспитания в детском саду и осуществление её предусматривается в разных видах деятельности детей.
Работа над словарём тесно связана с развитием познавательной деятельности, но она должна быть, прежде всего, работой языковой. Это значит, что в работе над словом необходимо учитывать собственно языковые характеристики слова, а именно многозначность (ибо многозначно большинство слов русского языка), а также синонимические и антонимические отношения.
Речь детей дошкольного возраста отличается от речи взрослых. Зачастую ребёнок пытается сам осмыслить слова, придавая им иное значение, например: «Лодырь – человек, который делает лодки», «Деревня – где много деревьев» и т. д.

Работа с многозначными словами – часть словарной (лексической) работы. Цель её – обеспечить собственно языковое, речевое развитие, совершенствование владения языком. Кроме того, раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в точности словоупотребления. Воспитанная у ребёнка в детском саду привычка правильно употреблять слова во многом определяет в дальнейшем его культуру речи. Ведущее место в усвоении многозначности слов отводиться синонимам и антонимам. Такие методы словарной работы, как подбор синонимов и антонимов в целях уточнения понимания значений слов,  используются недостаточно. Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, то есть решать следующие задачи:

- работать над правильным пониманием смысла слов,

- расширять запас синонимов и антонимов,

- формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу,

- активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.

Решение задач качественного развития детской лексики невозможно без проведения одновременно работы по ознакомлению с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углублению знаний о них.
Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду с занятиями широко использовать и моменты повседневной жизни, которая даёт большие возможности для закрепления и активизации речевых навыков, полученных детьми на занятиях. Конечно, все задачи словарной работы (обогащение, закрепление, уточнение, активизация словаря) взаимосвязаны между собой и реализуются в каждой возрастной группе.

Так, во второй младшей группе основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем. В этом возрасте значительное место отводиться использованию наглядности (игрушки, картины), а также речи воспитателя.

В средней группе необходимо особое внимание уделять правильному пониманию слов и их употреблению, расширению активного словаря детей. В этой группе продолжается работа по формированию обобщающих понятий, большое внимание уделяется вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами. Вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы). С этой целью можно использовать сравнение игрушек, предметов. В этом возрасте всё ещё значительное место занимает всякого рода наглядность, однако следует больше использовать лексические упражнения, словесные дидактические игры.

Например, для активизации глаголов используется упражнение на подбор действий к предметам: «Для чего нужен утюг? Что можно делать веником? Для чего нужна лейка?». В упражнении «Кто что делает?» ребёнок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» – «Мяукает, мурлычет, играет, лакает молоко». Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек следует шире использовать приём сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, а что разное? Чем ещё куклы отличаются друг от друга?». Дети рассматривают и называют цвет глаз, волос, детали одежды (например, мягкий, пушистый, меховой воротник). При рассказывании по картинам, чтобы научить подбирать определения, задают вопросы: «Какой снег? (Белый, пушистый, холодный.) А как можно сказать про зиму, какая она?» (Снежная, морозная, холодная.) Затем можно прочитать стихотворение.

На следующем занятии воспитатель предлагает рассмотреть предложенные игрушки (например, мяч, машину, куклу, матрёшку) и последовательно задаёт вопросы: «Что это? Какая она? Для чего нужна? Что с ней можно делать?». Такое предварительное словарное упражнение подготавливает детей к проведению на этом же занятии дидактической игры «Петрушка, угадай мою игрушку». Загадывая какую-либо игрушку, дети должны использовать все названные слова и оформить их связное высказывание.

В группе старшего дошкольного возраста ведущей задачей в развитии словаря является уточнение понимания смысла слов, активизация лексики. В этих целях проводятся специальные лексические упражнения и словесные игры длительностью по 5-7 мин. на каждом занятии. Упражнения были разработаны ещё Е. И. Тихеевой, их цель – развивать у детей внимание к слову, учить различать его оттенки, приучать к точному употреблению слов. При проведении этих упражнений большое место отводится такому приёму, как вопрос. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей , вопрос должен вызывать их умственную активность. Ставя вопросы, воспитатель не просто добивается воспроизведения знаний, а учит детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать. Надо чаще задавать вопросы: «Можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по-другому?» и т. п. При этом не следует спешить с оценкой ответа, пусть дети подумают, обсудят, какой ответ правильнее. Как можно больше детей должны высказывать своё мнение, отвечая на такие вопросы: «Почему ты думаешь, что так можно сказать? Скажи детям, как ты это понимаешь».

 

 

Игры и упражнения для  обогащения, закрепления и активизации словаря.

«Варим сок». Каждый ребенок из корзинки выбирает один фрукт/овощ и говорит какой сок можно сварить. Из яблока – яблочный, из груши – грушевый, из моркови – морковный и т.п.

« У кого кто». Детеныши заблудились и не могут найти своих мам, нужно помочь. Называем: у кошки – котята, у коровы – телята и т.п.

«Один-много». Превращаемся в волшебников и превращаем. Педагог кидает мяч ребенку и говорит «у меня одно яблоко», ребенок возвращает и говорит «а у меня много яблок» и т.п.

«Где мишка искал свой мяч». Ходим с мишкой по группе и произносим где он искал мяч: под столом, на столе, за дверью, у окна и т.п.

«Гном и великан». Встретились гном и великан и начали сравнивать друг друга: у гномика – глазки, а у великана – глазищи, у гномика – ручки, а у великана – ручищи и т.п.

«Что было бы?..». Педагог начинает игру, а дети продолжают. Что было бы если бы во всем городе погасло электричество? Дети рассуждают (нельзя было читать вечером книжку, нельзя смотреть мультфильмы, остановились бы трамваи, тогда люди опоздали бы на работу.).

«День рождения куклы». Каждый ребенок подходит и говорит, что он дарит, (я дарю кукле конфету, а я подарю кукле мячик).

«Кем был?»  Дети садятся в кружок. Ведущий по очереди задает вопрос, обращаясь к каждому ребенку: Кем/чем раньше был: цыпленок (яйцом), рубашка (тканью), дом (кирпичом), сильный (слабым) и т.д.

«Скажи по-другому». Педагог говорит предложения и предлагает заменить глагол на другое слово. Листья падают, а по-другому: кружатся, сыплются, летят.

«Лото»

У детей карточки с изображением нескольких предметных картинок. У педагога второй набор разрезных картинок. Ребенок должен узнать на своей карточке названный педагогом предмет и закрыть его.

 

«Чудесный мешочек»

Ребенок, закрыв глаза, достает предмет из мешочка и называет его.

«Отгадай и назови»

Детям предлагается отгадать слово по его лексическому значению. Побеждает тот, кто больше назовет правильных ответов. Например:

Место, где приготавливают и продают лекарство. (Аптека) Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)

«Объясни, что это»

Детям самим предлагается объяснить смысловое значение слова.

Например, Кнопка: Это предмет, которым прикрепляют бумагу к доске.

«Выбери правильный ответ»

Игра-шутка, в которой детям предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных педагогом. Например: Лопата - это стройное красивое дерево, продукт, который можно кушать, инструмент, которым можно копать.

 «Назови части» по картинкам или по представлению.

Педагог показывает картинку или называет слово и просит назвать его части

Например: Что есть у кота? (Тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть).

«Отгадай, что это?»

Детям предлагается узнать предмет по названиям его частей.

Например:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

«Что забыл нарисовать художник»

На картинках нарисованы предметы с недостающими частям. Детям предлагается назвать, что забыл нарисовать художник. У стула нет ножки. У петуха нет гребешка.

«Модельное агентство»

Детям предлагаем «демонстрировать» свою одежду, рассказывают, из какой ткани она сшита, называют детали одежды.

Платье из ситца. У него есть рукава, карманы, воротник, пуговицы, лиф и юбка.

 «Кто больше?»

Учить детей подбирать как можно больше названий предметов к названию действия, или подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом.

Например: Бежит: кто? (девочка, собака); что? (речка, молоко).

Мяукает кто? Лакает кто? Дует что?

«Кто где живет»

по теме «Дикие и домашние животные»

На картинном материале детям предлагается поселить живот­ных в свои домики и назвать их жилище. Нора - для лисы и мышки; берлога - для медведя.

«Что где растет»

Детям предлагается распределить картинки с изображением растений по месту их произрастания.

огурец –  на огороде; роза – на клумбе; яблоня – в саду; василек – в поле.

 «У кого кто?» по темам «Животные» и «Птицы» с использованием картинного материала.

Дети помогают мамам найти потерявшихся детенышей. У белки – бельчонок, у лисы – лисенок, у грача – грачата. Или помогают собраться всей семье: лис, лиса, лисенок. «Найди свою маму»

Дети делятся на две группы, надевают маски животных. Все гуляют по комнате. По команде «детеныши» должны найти свою «маму» и соединиться в пары.

«Кто что любит» На картинном материале детям предлагается «покормить» животных и птиц. Зайцу – морковь, трава, капуста.

«Как назвать того, кто...»

Формировать умение детей понимать и правильно употреблять в самостоя­тельной речи названия профессий. Кто работает на кране? Кто чинит часы? Кто управляет самолетом?

 «Кому что нужно» по теме «Профессии»

Дети подбирают картинки с изображением предметов необходимых человеку данной профессии. Учителю – указка, книги, доска, глобус.

Игра по теме «Профессии» с использованием женского и мужского силуэтов.

Назвать женскую профессию. Мужчина – портной, а женщина – (портниха); учитель – учительница.

«Узнай предмет по описанию»

По представлению или по картинкам дети догадываются, о каком предмете говорит педагог. Зеленый, полосатый, круглый, вкусный, красный, сочный. (Арбуз)

«Времена года».

К сюжетной картинке дети подбирают предметные картинки. Что бывает зимой? (снежинка, сугроб, ледяной каток, снежная горка, снеговик, санки, кормушка)

«Строим дом»

Из разрезных картинок дети на фланелеграфе «строят» дом, называют части дома: фундамент, стены, крыша, окна, двери, крыльцо, балкон.

«Фотоальбом» по теме «Семья».

 «Догадайся»

Детям предлагается послушать слова или рассмотреть картин­ки и ответить на вопрос. Какие из них обозначают «овощи» (фрукты, мебель, транс­порт, игрушки, птиц)

Лук, репа, подорожник, роза.

Грузовик, самолет, поезд, скамейка.

Кресло, тумбочка, кровать, одеяло.

«Назови одним словом» Дети называют обобщающее
понятие

Помидор, огурец, картофель, капуста – это ... (овощи) Стол, шкаф, кресло, кровать – это ... (мебель) Лошадь, корова, собака, кошка – это ... (животные)
 

«Продолжи ряд слов»

Дети придумывают слова, которые соответствуют такому же обобщающему понятию.

Яблоко, слива, ... (груша, апельсин, мандарин, лимон).
Синица, воробей, ... (дятел, грач, ласточка).
Муха, муравей, ... (комар, жук, бабочка)

«Угадай»

Дети угадывают обобщающее слово по функциональным при­знакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, на­зываемый этим словом.

Растут на грядке и в огороде, используются в пище. (Овощи)
Как назвать одним словом то, что мы одеваем на тело? (Одежда)

«Варим обед»

Игра способствует дифференциации обобщающих понятий фрукты и овощи. Детям предлагается «приготовить» суп и компот. В кастрюлю для супа дети складывают картинки овощей, а в другую – фрукты.

« Зоопарк»
Игра способствует усвоению таких понятий как хищные, травоядные и всеядные животные, учит детей классифицировать жи­вотных. Дети должны поселить в «клетку» нескольких животных так, чтобы они друг друга не обидели.

«Ждем гостей на обед» (на чаепитие).

Игра способствует закреплению таких понятий как столовая, кухонная, чайная посуда.

 

 

«Какая птица на кормушке лишняя»

Закрепление понятий: зимующие, перелетные, домашние птицы.

«Оденем куклу на прогулку»

Закрепление понятий: зимняя и летняя одежда.

«Открываем продуктовый магазин»

Используя картинный материал, детям предлагается расста­вить «продукты» на полки так, чтобы в магазине было четыре от­дела: молочный, хлебо-булочный, мясной, кондитерский.

«Что лишнее?»

Игра способствует закреплению обобщающих понятий, уме­нию классифицировать, логически мыслить. Педагог предлагает детям назвать лишнее слово и объяснить, почему это слово «лишнее».

Слива, груша, перец, абрикос.

Зима, весна, утро, лето.

«Покажи и объясни»

Педагог называет глагол и просит детей объяснить, что обо­значает это слово: показать это действие с помощью мимики, движений.

Игра в лото «Кто что делает?»

На карточках лото изображены люди и животные, выполняю­щие различные действия. Педагог называет действие. Дети нахо­дят соответствующую картинку и закрывают фишкой.

Игры по лексической теме «Животные»

«Как голос подает?» Что делает собака? Собака – рычит, лает. Лошадь – ржет. «Кто как двигается?» Кошка крадется, прыгает, лазает. «Кто как ест» (Грызет, лакает, жует).

«Узнай животное по действиям»

Рычит, лает, грызет, ласкается, кусается, бегает, сторожит. (Собака)

 

 

«Кто что умеет делать» по теме «Профессии»

Педагог предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает. Учитель учит, доктор лечит, художник рисует, продавец про­дает.

«Что, какие звуки издает» «Послушаем тишину»

Дверь скрипит, машина гудит, ручеек журчит, бумага шуршит.

«Мы едем, едем, едем...»

Учить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.
Предлагаем детям поиграть с машинами: к гаражу подъехать, от гаража отъехать, по дороге поехать, через «мостик» переехать.

«Труженики»

Учить детей различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида, используя картинный материал. Покажи, где девочка поливает цветы, а где полила. Где подметает полы, а где подмела. Где мальчик собирает овощи, а где собрал.

«Какая? Какой? Какие?»

Учить детей выделять ведущие признаки предмета (цвет, раз­мер, материал, форму)

Что можно сказать про мяч? Какой он? (круглый, легкий, большой, резиновый, яркий)

Что можно сказать про арбуз?

«Кто больше?»

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какая?», «Какой?», «Какое?» при изучении тем «Осень», «Зима», «Лето», «Весна».
Солнце «какое?» дождь небо ветер облака трава

«Угощаем соком» по темам «Овощи и «Фрукты»

Учить образовывать прилагательные от существительных.
Сок из яблок какой? ...(яблочный). Сок из огурцов ... (огуречный).

 

 

«Какой лист» по теме «Деревья»

Лист с липы – липовый. С березы – березовый.

«Магазин тканей»

Что вы хотите сшить и из какой ткани? Пальто из драпа – драповое. Платье из ситца – ситцевое.

«Варим обед»

Дети в кастрюлю кладут пакетик с крупой и объясняют:
Я варю гречневый суп, гречневую кашу. Я варю рисовый суп, рисовую кашу.

«Подумай и договори»

Учить детей образовывать прилагательные от существитель­ных.
В комнате стоит шкаф из дерева. Он какой? Деревянный.
На столе стоит стакан из стекла. Какой он? Стеклянный.

«Веселый карандаш»

На картинках «веселые» карандаши разного цвета. Дети под­бирают к ним предметные картинки соответствующего цвета.

Формировать умение образовывать от прилагательных сравнительную степень.

Коля сильный, а Вова еще...(сильнее). Весенний день теплый, а летний еще ...(теплее).

«Отгадай загадку»

Формировать умение детей отгадывать названия предмета по описанию его при­знаков.

Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный. Чистый, быстрый, журчащий, весенний.

«Чей хвост? чье ухо?»

Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Животные испугались охотника и спрятались за деревья. Дети узнают на картине животных по частям тела, называя их.

Чье это ухо? (лисье). Чей хвост? (лисий). Чья голова? (лисья). 

«Что бывает золотым?»

Детям предлагается выбрать предметы, картинки о которых можно сказать золотой, золотая золотое. Золотая ложка. Золотое кольцо. Золотая монета.

Может ли быть золотой осень? Почему говорят золотая осень? Золотые руки?
 

«Скажи наоборот»

К данным словам детям предлагается придумать слова-не­приятели.

К словам - предметам:

день - (ночь) друг - (враг)

зима - (лето) война - (мир)

добро - (зло) радость - (печаль)

К словам - признакам:

веселый -                                            большой -

высокий -                                            белый -

добрый -                                             короткий -


К словам – действиям:

поднимать -                                        покупать -

стоять -                                               одеть -

говорить -                                          налить -



«Подбери картинку «неприятель»»

К данному слову выбрать из трех картинок одну с противопо­ложным значением.

Холодильник – снеговик, мороженое, лампа. Сахар – чай, арбуз, лимон. Карандаш – тетрадь, ручка, резинка.

«Закончи предложение словом - «неприятелем».

Слон большой, а комар ...

Камень тяжелый, а пушинка ... 

Золушка добрая, а мачеха ....

«Найди «приятелей»»

Формировать умение детей выбирать слова близкие по смысловому значе­нию (синонимы)

Конь, собака, лошадь. Дом, улица, здание. Веселый, крепкий, прочный.

 

«Придумай слова - «приятели»»

Детям предлагается придумать слова-«приятели» к данным словам:
идти – (шагать), приятель – (друг), торопиться – (спешить), солдат – (боец), смелый – (храбрый), корм – (пища, еда).


 

«Придумаем слова-родственники»

Используя картинный материал, задаем детям вопросы:

Какое время года? (Зима)

Как, сказать ласково? (Зимушка)

Как можно назвать, одним словом этих птиц? (Зимующие)

А как по-другому сказать «Остаются на зиму»? (Зимуют)

Вспомните все слова - родственники к слову ЗИМА.

Лес - лесок, лесной, лесник, лесничий.

Вода- водный, водяной, водолаз, наводнение, подводник.

Лист-листик, листочек, листва, лиственница, лиственный.

В помощь детям можно предложить схемы:

О о – большой предмет и маленький «Назови ласково это слово». Листок – листочек.

ООО О – «Один и много». Лист – листья.

«Какой». Дети образуют прилагательное от существительного лист – лиственный.

«Что делает». Дети придумывают слово – действие: корм – кормить, пастух – пасти.

«Найди лишнее слово»

Гора, горный, горе. Боль, большой, больница. Море, морщины, морской. Водить, вода, водный. Формировать умение детей понимать значение сложных слов в играх.

«Слово на ладошке»

Предлагается детям объяснить, почему так называется РЫБОЛОВ. «Положить» слово на обе ладошки. Произносить слово и раздвигать ладошки: рыбо – лов (ловит рыбу).

Листопад, пчеловод, ледоход, ледокол, самосвал.

«Найди одинаковые слова»

Используя картинный материал, детям предлагается найти одинаковые слова.

Ручка – «У кого?», «У чего?» (У ребенка, у двери, у чемодана, школьная принадлежность).Ножка – у стула, у человека, у гриба.

«Найди слова, которые звучат одинаково, но обознача­ют разные предметы».

В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку. (И. Токмакова)

 

Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной. (Д. Лукич)

Игра «Чудесный домик» поможет детям развить фонематический слух, овладеть звуковым анализом и синтезом слова, познакомит с основными свойствами звукового строения слова, слоговой структурой слова, научит сравнивать звуки по их качественной характеристике (гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные), сопоставлять слова по количеству звуков и звуковому составу, познакомит детей с буквами русского алфавита, способом слогового, слитного чтения, поможет осознать словесный состав предложений, составлять предложения различной конструкции.
Игра способствует обогащению и активизации словаря.

Игра «Назови картинку»

Цель: Обогатить словарь детей новыми словами, ввести их в активный словарь.
Знакомить со смысловым значение слова. Уметь соотносить изображение с названием. Развивать внимание.

Ход игры: Ребенку предлагается найти картинку с изображением кота, предложить объяснить значение этого слова: кот – кто это?(это домашнее животное). Можно использовать другой вариант: показать картинку и спросить: «Кто нарисован на картинке?»

 

 

Игра «Отгадай загадку»

Цель: Учить детей отгадывать загадки с опорой на рисунок, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Развивать логическое мышление, внимание. 

Ход игры: Ребенку предлагается послушать загадку и найти отгадку на картинках. Можно предложить ребенку самому составить загадку – описание, например: Это домашнее животное, у него есть ушки, четыре лапки, длинный хвостик, пушистая, теплая шерстка, оно любит ловить мышей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovari_bryuhnova.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1256 имени Героя Советского Союза И.С. Полбина» (ГБОУ Школа № 1256)

State Budgetary Educational Institution of the City of Moscow «School No. 1256 named after Hero of the Soviet Union I.S. Polbina» (SBEI School № 1256)

109388, г. Москва, ул. Полбина, д. 44

ИНН 7723162479 / КПП 772301001

ОГРН 1027700558412

Тел. 8 (495) 354-28-07

E-mail: 1256@edu.mos.ru

http://sch1256uv.mskobr.ru 

Консультация

«Игры и упражнения для обогащения,

закрепления и активизации словаря».

Для воспитателей младших и средних групп

Подготовила:

воспитатель Брюхнова Елена Викторовна

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без  расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения. Усиление принципа развивающего обучения в школе предъявляет определённые требования и к дошкольному воспитанию.

Для успешного обучения ребёнка в школе необходимо, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Поэтому одной из задач развития речи в детском саду является формирование у дошкольников начального, элементарного познания языковой действительности, на которое может опереться обучение в школе.

В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим, с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления.
Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Таким образом, особенностью программы развития речи и словаря является то, что она по существу связана со всеми разделами программы воспитания в детском саду и осуществление её предусматривается в разных видах деятельности детей.
Работа над словарём тесно связана с развитием познавательной деятельности, но она должна быть, прежде всего, работой языковой. Это значит, что в работе над словом необходимо учитывать собственно языковые характеристики слова, а именно многозначность (ибо многозначно большинство слов русского языка), а также синонимические и антонимические отношения.
Речь детей дошкольного возраста отличается от речи взрослых. Зачастую ребёнок пытается сам осмыслить слова, придавая им иное значение, например: «Лодырь – человек, который делает лодки», «Деревня – где много деревьев» и т. д.

Работа с многозначными словами – часть словарной (лексической) работы. Цель её – обеспечить собственно языковое, речевое развитие, совершенствование владения языком. Кроме того, раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в точности словоупотребления. Воспитанная у ребёнка в детском саду привычка правильно употреблять слова во многом определяет в дальнейшем его культуру речи. Ведущее место в усвоении многозначности слов отводиться синонимам и антонимам. Такие методы словарной работы, как подбор синонимов и антонимов в целях уточнения понимания значений слов,  используются недостаточно. Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, то есть решать следующие задачи:

- работать над правильным пониманием смысла слов,

- расширять запас синонимов и антонимов,

- формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу,

- активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.

Решение задач качественного развития детской лексики невозможно без проведения одновременно работы по ознакомлению с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углублению знаний о них.
Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду с занятиями широко использовать и моменты повседневной жизни, которая даёт большие возможности для закрепления и активизации речевых навыков, полученных детьми на занятиях. Конечно, все задачи словарной работы (обогащение, закрепление, уточнение, активизация словаря) взаимосвязаны между собой и реализуются в каждой возрастной группе.

Так, во второй младшей группе основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем. В этом возрасте значительное место отводиться использованию наглядности (игрушки, картины), а также речи воспитателя.

В средней группе необходимо особое внимание уделять правильному пониманию слов и их употреблению, расширению активного словаря детей. В этой группе продолжается работа по формированию обобщающих понятий, большое внимание уделяется вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами. Вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы). С этой целью можно использовать сравнение игрушек, предметов. В этом возрасте всё ещё значительное место занимает всякого рода наглядность, однако следует больше использовать лексические упражнения, словесные дидактические игры.

Например, для активизации глаголов используется упражнение на подбор действий к предметам: «Для чего нужен утюг? Что можно делать веником? Для чего нужна лейка?». В упражнении «Кто что делает?» ребёнок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» – «Мяукает, мурлычет, играет, лакает молоко». Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек следует шире использовать приём сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, а что разное? Чем ещё куклы отличаются друг от друга?». Дети рассматривают и называют цвет глаз, волос, детали одежды (например, мягкий, пушистый, меховой воротник). При рассказывании по картинам, чтобы научить подбирать определения, задают вопросы: «Какой снег? (Белый, пушистый, холодный.) А как можно сказать про зиму, какая она?» (Снежная, морозная, холодная.) Затем можно прочитать стихотворение.

На следующем занятии воспитатель предлагает рассмотреть предложенные игрушки (например, мяч, машину, куклу, матрёшку) и последовательно задаёт вопросы: «Что это? Какая она? Для чего нужна? Что с ней можно делать?». Такое предварительное словарное упражнение подготавливает детей к проведению на этом же занятии дидактической игры «Петрушка, угадай мою игрушку». Загадывая какую-либо игрушку, дети должны использовать все названные слова и оформить их связное высказывание.

В группе старшего дошкольного возраста ведущей задачей в развитии словаря является уточнение понимания смысла слов, активизация лексики. В этих целях проводятся специальные лексические упражнения и словесные игры длительностью по 5-7 мин. на каждом занятии. Упражнения были разработаны ещё Е. И. Тихеевой, их цель – развивать у детей внимание к слову, учить различать его оттенки, приучать к точному употреблению слов. При проведении этих упражнений большое место отводится такому приёму, как вопрос. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей , вопрос должен вызывать их умственную активность. Ставя вопросы, воспитатель не просто добивается воспроизведения знаний, а учит детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать. Надо чаще задавать вопросы: «Можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по-другому?» и т. п. При этом не следует спешить с оценкой ответа, пусть дети подумают, обсудят, какой ответ правильнее. Как можно больше детей должны высказывать своё мнение, отвечая на такие вопросы: «Почему ты думаешь, что так можно сказать? Скажи детям, как ты это понимаешь».

Игры и упражнения для  обогащения, закрепления и активизации словаря.

«Варим сок». Каждый ребенок из корзинки выбирает один фрукт/овощ и говорит какой сок можно сварить. Из яблока – яблочный, из груши – грушевый, из моркови – морковный и т.п.

« У кого кто». Детеныши заблудились и не могут найти своих мам, нужно помочь. Называем: у кошки – котята, у коровы – телята и т.п.

«Один-много». Превращаемся в волшебников и превращаем. Педагог кидает мяч ребенку и говорит «у меня одно яблоко», ребенок возвращает и говорит «а у меня много яблок» и т.п.

«Где мишка искал свой мяч». Ходим с мишкой по группе и произносим где он искал мяч: под столом, на столе, за дверью, у окна и т.п.

«Гном и великан». Встретились гном и великан и начали сравнивать друг друга: у гномика – глазки, а у великана – глазищи, у гномика – ручки, а у великана – ручищи и т.п.

«Что было бы?..». Педагог начинает игру, а дети продолжают. Что было бы если бы во всем городе погасло электричество? Дети рассуждают (нельзя было читать вечером книжку, нельзя смотреть мультфильмы, остановились бы трамваи, тогда люди опоздали бы на работу.).

«День рождения куклы». Каждый ребенок подходит и говорит, что он дарит, (я дарю кукле конфету, а я подарю кукле мячик).

«Кем был?»  Дети садятся в кружок. Ведущий по очереди задает вопрос, обращаясь к каждому ребенку: Кем/чем раньше был: цыпленок (яйцом), рубашка (тканью), дом (кирпичом), сильный (слабым) и т.д.

«Скажи по-другому». Педагог говорит предложения и предлагает заменить глагол на другое слово. Листья падают, а по-другому: кружатся, сыплются, летят.

«Лото»

У детей карточки с изображением нескольких предметных картинок. У педагога второй набор разрезных картинок. Ребенок должен узнать на своей карточке названный педагогом предмет и закрыть его.

«Чудесный мешочек»

Ребенок, закрыв глаза, достает предмет из мешочка и называет его.

«Отгадай и назови»

Детям предлагается отгадать слово по его лексическому значению. Побеждает тот, кто больше назовет правильных ответов. Например:

Место, где приготавливают и продают лекарство. (Аптека) Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)

«Объясни, что это»

Детям самим предлагается объяснить смысловое значение слова.

Например, Кнопка: Это предмет, которым прикрепляют бумагу к доске.

«Выбери правильный ответ»

Игра-шутка, в которой детям предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных педагогом. Например: Лопата - это стройное красивое дерево, продукт, который можно кушать, инструмент, которым можно копать.

 «Назови части» по картинкам или по представлению.

Педагог показывает картинку или называет слово и просит назвать его части

Например: Что есть у кота? (Тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть).

«Отгадай, что это?»

Детям предлагается узнать предмет по названиям его частей.

Например:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

«Что забыл нарисовать художник»

На картинках нарисованы предметы с недостающими частям. Детям предлагается назвать, что забыл нарисовать художник. У стула нет ножки. У петуха нет гребешка.

«Модельное агентство»

Детям предлагаем «демонстрировать» свою одежду, рассказывают, из какой ткани она сшита, называют детали одежды.

Платье из ситца. У него есть рукава, карманы, воротник, пуговицы, лиф и юбка.

 «Кто больше?»

Учить детей подбирать как можно больше названий предметов к названию действия, или подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом.

Например: Бежит: кто? (девочка, собака); что? (речка, молоко).

Мяукает кто? Лакает кто? Дует что?

«Кто где живет»

по теме «Дикие и домашние животные»

На картинном материале детям предлагается поселить живот­ных в свои домики и назвать их жилище. Нора - для лисы и мышки; берлога - для медведя.

«Что где растет»

Детям предлагается распределить картинки с изображением растений по месту их произрастания.

огурец –  на огороде; роза – на клумбе; яблоня – в саду; василек – в поле.

 «У кого кто?» по темам «Животные» и «Птицы» с использованием картинного материала.

Дети помогают мамам найти потерявшихся детенышей. У белки – бельчонок, у лисы – лисенок, у грача – грачата. Или помогают собраться всей семье: лис, лиса, лисенок. «Найди свою маму»

Дети делятся на две группы, надевают маски животных. Все гуляют по комнате. По команде «детеныши» должны найти свою «маму» и соединиться в пары.

«Кто что любит» На картинном материале детям предлагается «покормить» животных и птиц. Зайцу – морковь, трава, капуста.

«Как назвать того, кто...»

Формировать умение детей понимать и правильно употреблять в самостоя­тельной речи названия профессий. Кто работает на кране? Кто чинит часы? Кто управляет самолетом?

 «Кому что нужно» по теме «Профессии»

Дети подбирают картинки с изображением предметов необходимых человеку данной профессии. Учителю – указка, книги, доска, глобус.

Игра по теме «Профессии» с использованием женского и мужского силуэтов.

Назвать женскую профессию. Мужчина – портной, а женщина – (портниха); учитель – учительница.

«Узнай предмет по описанию»

По представлению или по картинкам дети догадываются, о каком предмете говорит педагог. Зеленый, полосатый, круглый, вкусный, красный, сочный. (Арбуз)

«Времена года».

К сюжетной картинке дети подбирают предметные картинки. Что бывает зимой? (снежинка, сугроб, ледяной каток, снежная горка, снеговик, санки, кормушка)

«Строим дом»

Из разрезных картинок дети на фланелеграфе «строят» дом, называют части дома: фундамент, стены, крыша, окна, двери, крыльцо, балкон.

«Фотоальбом» по теме «Семья».

 «Догадайся» 

Детям предлагается послушать слова или рассмотреть картинки и ответить на вопрос. Какие из них обозначают «овощи» (фрукты, мебель, транспорт, игрушки, птиц)

Лук, репа, подорожник, роза.

Грузовик, самолет, поезд, скамейка.

Кресло, тумбочка, кровать, одеяло.

«Назови одним словом» Дети называют обобщающее
понятие

Помидор, огурец, картофель, капуста – это ... (овощи) Стол, шкаф, кресло, кровать – это ... (мебель) Лошадь, корова, собака, кошка – это ... (животные)

«Продолжи ряд слов»

Дети придумывают слова, которые соответствуют такому же обобщающему понятию.

Яблоко, слива, ... (груша, апельсин, мандарин, лимон).
Синица, воробей, ... (дятел, грач, ласточка).
Муха, муравей, ... (комар, жук, бабочка)

«Угадай»

Дети угадывают обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Растут на грядке и в огороде, используются в пище. (Овощи)
Как назвать одним словом то, что мы одеваем на тело? (Одежда)

«Варим обед»

Игра способствует дифференциации обобщающих понятий фрукты и овощи. Детям предлагается «приготовить» суп и компот. В кастрюлю для супа дети складывают картинки овощей, а в другую – фрукты.

« Зоопарк»
Игра способствует усвоению таких понятий как хищные, травоядные и всеядные животные, учит детей классифицировать животных. Дети должны поселить в «клетку» нескольких животных так, чтобы они друг друга не обидели.

«Ждем гостей на обед» (на чаепитие).

Игра способствует закреплению таких понятий как столовая, кухонная, чайная посуда.

«Какая птица на кормушке лишняя»

Закрепление понятий: зимующие, перелетные, домашние птицы.

«Оденем куклу на прогулку»

Закрепление понятий: зимняя и летняя одежда.

«Открываем продуктовый магазин»

Используя картинный материал, детям предлагается расставить «продукты» на полки так, чтобы в магазине было четыре отдела: молочный, хлебо-булочный, мясной, кондитерский.

«Что лишнее?»

Игра способствует закреплению обобщающих понятий, умению классифицировать, логически мыслить. Педагог предлагает детям назвать лишнее слово и объяснить, почему это слово «лишнее».

Слива, груша, перец, абрикос.

Зима, весна, утро, лето.

«Покажи и объясни»

Педагог называет глагол и просит детей объяснить, что обозначает это слово: показать это действие с помощью мимики, движений.

Игра в лото «Кто что делает?»

На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Педагог называет действие. Дети находят соответствующую картинку и закрывают фишкой.

Игры по лексической теме «Животные»

«Как голос подает?» Что делает собака? Собака – рычит, лает. Лошадь – ржет. «Кто как двигается?» Кошка крадется, прыгает, лазает. «Кто как ест» (Грызет, лакает, жует).

«Узнай животное по действиям»

Рычит, лает, грызет, ласкается, кусается, бегает, сторожит. (Собака)

«Кто что умеет делать» по теме «Профессии»

Педагог предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает. Учитель учит, доктор лечит, художник рисует, продавец продает.

«Что, какие звуки издает» «Послушаем тишину»

Дверь скрипит, машина гудит, ручеек журчит, бумага шуршит.

«Мы едем, едем, едем...»

Учить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.
Предлагаем детям поиграть с машинами: к гаражу подъехать, от гаража отъехать, по дороге поехать, через «мостик» переехать.

«Труженики»

Учить детей различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида, используя картинный материал. Покажи, где девочка поливает цветы, а где полила. Где подметает полы, а где подмела. Где мальчик собирает овощи, а где собрал.

«Какая? Какой? Какие?»

Учить детей выделять ведущие признаки предмета (цвет, размер, материал, форму)

Что можно сказать про мяч? Какой он? (круглый, легкий, большой, резиновый, яркий)

Что можно сказать про арбуз?

«Кто больше?»

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какая?», «Какой?», «Какое?» при изучении тем «Осень», «Зима», «Лето», «Весна».
Солнце «какое?» дождь небо ветер облака трава

«Угощаем соком» по темам «Овощи и «Фрукты»

Учить образовывать прилагательные от существительных.
Сок из яблок какой? ...(яблочный). Сок из огурцов ... (огуречный).

«Какой лист» по теме «Деревья»

Лист с липы – липовый. С березы – березовый.

«Магазин тканей»

Что вы хотите сшить и из какой ткани? Пальто из драпа – драповое. Платье из ситца – ситцевое.

«Варим обед»

Дети в кастрюлю кладут пакетик с крупой и объясняют:
Я варю гречневый суп, гречневую кашу. Я варю рисовый суп, рисовую кашу.

«Подумай и договори»

Учить детей образовывать прилагательные от существительных.
В комнате стоит шкаф из дерева. Он какой? Деревянный.
На столе стоит стакан из стекла. Какой он? Стеклянный.

«Веселый карандаш»

На картинках «веселые» карандаши разного цвета. Дети подбирают к ним предметные картинки соответствующего цвета.

Формировать умение образовывать от прилагательных сравнительную степень.

Коля сильный, а Вова еще...(сильнее). Весенний день теплый, а летний еще ...(теплее).

«Отгадай загадку»

Формировать умение детей отгадывать названия предмета по описанию его признаков.

Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный. Чистый, быстрый, журчащий, весенний.

«Чей хвост? чье ухо?»

Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Животные испугались охотника и спрятались за деревья. Дети узнают на картине животных по частям тела, называя их.

Чье это ухо? (лисье). Чей хвост? (лисий). Чья голова? (лисья). 

«Что бывает золотым?»

Детям предлагается выбрать предметы, картинки о которых можно сказать золотой, золотая золотое. Золотая ложка. Золотое кольцо. Золотая монета.

Может ли быть золотой осень? Почему говорят золотая осень? Золотые руки?

«Скажи наоборот»

К данным словам детям предлагается придумать слова-неприятели.

К словам - предметам:

день - (ночь) друг - (враг)

зима - (лето) война - (мир)

добро - (зло) радость - (печаль)

К словам - признакам:

веселый -                                            большой -

высокий -                                            белый -

добрый -                                             короткий -


К словам – действиям:

поднимать -                                        покупать -

стоять -                                               одеть -

говорить -                                          налить -



«Подбери картинку «неприятель»»

К данному слову выбрать из трех картинок одну с противоположным значением.

Холодильник – снеговик, мороженое, лампа. Сахар – чай, арбуз, лимон. Карандаш – тетрадь, ручка, резинка.

«Закончи предложение словом - «неприятелем».

Слон большой, а комар ...

Камень тяжелый, а пушинка ... 

Золушка добрая, а мачеха ....

«Найди «приятелей»»

Формировать умение детей выбирать слова близкие по смысловому значению (синонимы)

Конь, собака, лошадь. Дом, улица, здание. Веселый, крепкий, прочный.

«Придумай слова - «приятели»»

Детям предлагается придумать слова-«приятели» к данным словам:
идти – (шагать), приятель – (друг), торопиться – (спешить), солдат – (боец), смелый – (храбрый), корм – (пища, еда).


«Придумаем слова-родственники»

Используя картинный материал, задаем детям вопросы:

Какое время года? (Зима)

Как, сказать ласково? (Зимушка)

Как можно назвать, одним словом этих птиц? (Зимующие)

А как по-другому сказать «Остаются на зиму»? (Зимуют)

Вспомните все слова - родственники к слову ЗИМА.

Лес - лесок, лесной, лесник, лесничий.

Вода- водный, водяной, водолаз, наводнение, подводник.

Лист-листик, листочек, листва, лиственница, лиственный.

В помощь детям можно предложить схемы:

О о – большой предмет и маленький «Назови ласково это слово». Листок – листочек.

ООО О – «Один и много». Лист – листья.

«Какой». Дети образуют прилагательное от существительного лист – лиственный.

«Что делает». Дети придумывают слово – действие: корм – кормить, пастух – пасти.

«Найди лишнее слово»

Гора, горный, горе. Боль, большой, больница. Море, морщины, морской. Водить, вода, водный. Формировать умение детей понимать значение сложных слов в играх.

«Слово на ладошке»

Предлагается детям объяснить, почему так называется РЫБОЛОВ. «Положить» слово на обе ладошки. Произносить слово и раздвигать ладошки: рыбо – лов (ловит рыбу).

Листопад, пчеловод, ледоход, ледокол, самосвал.

«Найди одинаковые слова»

Используя картинный материал, детям предлагается найти одинаковые слова.

Ручка – «У кого?», «У чего?» (У ребенка, у двери, у чемодана, школьная принадлежность).Ножка – у стула, у человека, у гриба.

«Найди слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы».

В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку. (И. Токмакова)

Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной. (Д. Лукич)

Игра «Чудесный домик» поможет детям развить фонематический слух, овладеть звуковым анализом и синтезом слова, познакомит с основными свойствами звукового строения слова, слоговой структурой слова, научит сравнивать звуки по их качественной характеристике (гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные), сопоставлять слова по количеству звуков и звуковому составу, познакомит детей с буквами русского алфавита, способом слогового, слитного чтения, поможет осознать словесный состав предложений, составлять предложения различной конструкции.
Игра способствует обогащению и активизации словаря.

Игра «Назови картинку»

Цель: Обогатить словарь детей новыми словами, ввести их в активный словарь.
Знакомить со смысловым значение слова. Уметь соотносить изображение с названием. Развивать внимание.

Ход игры: Ребенку предлагается найти картинку с изображением кота, предложить объяснить значение этого слова: кот – кто это?(это домашнее животное). Можно использовать другой вариант: показать картинку и спросить: «Кто нарисован на картинке?»

Игра «Отгадай загадку»

Цель: Учить детей отгадывать загадки с опорой на рисунок, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Развивать логическое мышление, внимание. 

Ход игры: Ребенку предлагается послушать загадку и найти отгадку на картинках. Можно предложить ребенку самому составить загадку – описание, например: Это домашнее животное, у него есть ушки, четыре лапки, длинный хвостик, пушистая, теплая шерстка, оно любит ловить мышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря".

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их реч...

Роль  дидактических игр в  обогащении, закреплении и активизации словаря

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ -  ЭТО ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ СЛОВАРНЫМ ЗАПАСОМ, НАКОПЛЕННЫМ НАРОДОМ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ИСТОРИИ.Дидактическая игра является: игровым методом обучения детей дошкольного воз...

Консультация для воспитателей младших и средних групп «Первоначальные основы экологической культуры»

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природоп...

Игры и упражнения для обогащения, закрепления и активизации словаря

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря в общей системе речевого развития детей....

Дидактические игры и упражнения как средство развития и активизации словаря детей.

На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему р...

Практический материал для обогащения, закрепления и активизации словаря

Практический материал для обогащения, закрепления и активизации словаря...