«Использование инновационной технологии моделирования «Мнемотехника» в ДОУ.
методическая разработка по развитию речи

Назарова Елена Владимировна

     Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно- графическими схемами, Ткаченко Т.А.- предметно – схематическими моделями, Глухов В.П. - блоками-квадратами, Большова Т.В. - коллажем, Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_tehnologiya.docx983.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД № 71 «КАРУСЕЛЬКА»  

              ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тема

 «Использование инновационной технологии моделирования

«Мнемотехника» в ДОУ.

                                                                                                           

                                                                   

                                                                                    Воспитатели: Соболева О.М.

                                                                                                    Назарова Е.В.

 

«Речь-это канал развития интеллекта…     

Чем раньше будет усвоена речь,          

   Тем легче и полнее будут усваиваться знания» 

  В.А.Сухомлинский

     Введение.
В программах дошкольного образования одной из основных задач образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений определяют задачу овладения детьми речью как средством общения и культуры.

      Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Все эти задачи должны быть  реализованы до поступления ребенка в школу.
      На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. 

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

В решении этих задач помогают современные образовательные технологии, которые предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей.

      Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему «Использование инновационной технологии моделирования «Мнемотехника» в ДОУ.

      Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

Объект исследования: теория и методика развития речи детей дошкольного возраста.

      Предмет исследования: использование приемов мнемотехники при обучении детей старшего дошкольного возраста связной речи.

Цель исследования: изучить эффективность использования метода мнемотехники в обучении связной речи детей дошкольного возраста.

     Гипотеза исследования - связная речь детей дошкольного возраста будет развиваться более эффективно при использовании приемов мнемотехники, которые будут способствовать мотивации речевой деятельности и появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию.

         Основная часть.

Ушинский К.Д. писал: « Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит»

     Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно- графическими схемами, Ткаченко Т.А.- предметно – схематическими моделями, Глухов В.П. - блоками-квадратами, Большова Т.В. - коллажем, Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики — применение не изображения предметов, а символов. (Рис -1)

hello_html_46ffc17a.jpg

Рис.1- Особенность методики — применение не изображения предметов, а символов

Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны

быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Примеры таких мнемосхем по которым ребенок может составлять предложения представлены на рисунках 2 и 3:

hello_html_4ddfa091.jpg hello_html_8cf0c68.jpg

Рис. 2 Рис.3

В своей работе по развитию речи детей я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия), составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.

       Игра с мнемокубиками (рис.4) была создана с целью помочь детям старшего дошкольного возраста освоить серию стихотворении С.Маршака «Круглый год». С помощью кубика ребенок знакомился с литературным произведением, последовательно запоминал опираясь на картинку выражения из стихотворения, тем самым облегчая заучивание стихотворение.

     Игра «Карусель» (рис.5) используется для игры с детьми в количестве 5-6 человек. Подгруппа детей бежит в одном направлении. По сигналу воспитателя останавливаются и с помощью картинки схемы определяют свойство предмета. Предмет размещен в середине поля. С помощью этой игры дети закрепляют свойство предметов (запах, вес и т.д), учатся отвечать полным ответом.  Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

hello_html_70559405.jpghello_html_5fa0a1.jpg

Рис 4. - Игра «Мнемокубики» Рис.5 - Игра «Карусель»

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, не что абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет, когда у них накоплен
основной словарный запас.
      Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
      Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему (младшая, средняя группы), а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы(старшая, подготовительная группы). Примеры таблиц представлены на рисунка ниже.


hello_html_7c23e21.pnghello_html_m6e2751fe.gif

Рис. 6 Рис. 7

Составление рассказа.

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

hello_html_m13342291.jpghello_html_50cbd702.jpg

Рис.8 – пример составления рассказа

hello_html_m67968e16.jpg

Рис -9

«Загадки»

Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления. Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения. 
Загадка, соединенная с мнемотаблицей, способствует развитию наглядно-образного мышления; лучше осмысливается содержание; поминание лучше происходит в перекодированном виде. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.
Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. (рис.10)

hello_html_m248da99e.jpghello_html_3c2283b8.jpg

Рис.10-пример мнемозагадок


Использование технологии мнемотехники в образовательной среде дошкольного учреждения дает возможность, наряду с развитием внимания, памяти, мышления, творческого воображения и речи, повышать общий интеллектуальный уровень каждого ребенка, создает предпосылки к самообучению, закладывает навыки совершенного восприятия и запоминания. Позволяет детям усваивать новый материал без
чрезмерного умственного и нервного напряжения.


Заключение:

Работая со схемами-моделями, ребенок получает объем наглядной информации в системе, в доступной форме, обогащается его словарный запас терминами и понятиями. Ребенок учится рассуждать, у него развивается логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи к закономерности их развития, умение делать выводы, прогнозировать будущее, т.е. развивать его интеллект, активизируется творческая познавательная направленность, развивается познавательный интерес и осознанное отношение к окружающему миру.

Проводя с детьми планомерную и систематическую работу, освоив с детьми весь программный материал, при реализации поставленных задач были получены следующие результаты:

  1. У детей появился устойчивый интерес к данному виду деятельности и , желание познавать новый материал.

  1. Появилась потребность использовать приобретённые знания на занятиях , в совместной и самостоятельной деятельности.

  1. Сформировались навыки и умения познавательной деятельности.

  1. В результате освоения данного материала произошло изменение ориентации от приобретения конкретных знаний на приобретение устойчивых умений и навыков.

  1. Главным итогом и практическим результатом стали: деятельная активность , устойчивый интерес к знаниям, речевая активность, пополнение словарного запаса, риторические умения и навыки, творческость, развитие фантазии и воображения.
  2.  Произошло обогащение эмоционального опыта детей,

вовлечение малоактивных детей в общую деятельность,

развитие умений высказывать свои мысли и чувства.

Список литературы:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозайка-Синтез, 1999

2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352

5. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.

  1. Войкова С.В. “Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников”.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик (блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельность; методика Зайцева; занятие – игра; песочный тренажер) «Сказы

ООД в старшей группе   с использованием  инновационных технологий, методик(блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельн...

«Использование инновационной технологии моделирования «Мнемотехника» в ДОУ.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плох...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...

Презентация "Использование инновационных технологий моделирования "Мнемотехника" у детей дошкольного возраста"

Приемы мнемотехники используются при обучении связной речи детей дошкольного возраста. В данной методике применяются символы и изображения предметов, что облегчает запоминание, путем образования допол...