«Технология скоростного моделирования речевого звука с помощью пособия «Артикуляционный спектр»
учебно-методическое пособие по развитию речи

Дьяченко Людмила Борисовна

Данное пособие может быть использовано на занятиях по коррекции нарушений звукопроизношения, а также развитию и коррекции фонематического восприятия. С помощью этих кругов можно быстро выстроить характеристику любого речевого звука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология скоростного моделирования речевого звука с помощью пособия «Артикуляционный спектр»

        В логопедической практике почти любое речевое нарушение связано в первую очередь с работой над речевым звуком.

Трудно добиться хороших результатов в коррекции нарушений звукопроизношения,  фонематического восприятия, если ребёнок не сможет разобраться в характеристике  проблемных звуков.

Чтобы решать эту проблему, было создано пособие «Артикуляционный спектр», с помощью которого можно выстраивать характеристику любого  речевого звука.

 

Цель созданной технологии:

Повышение качества коррекционно-развивающего обучения через познание звука как минимального речевого действия в результате эмпирического (опытным путём, посредством органов чувств) и теоретического исследования.

Задачи:

  1. Формировать осознанное восприятие артикуляции звука и его акустического облика.
  2. Развивать фонематическое восприятие через формирование слухового восприятия и фонематических процессов.
  3. Развивать произвольную регуляцию устной речи в процессе коррекции и самостоятельной речевой деятельности.

В разработке данного пособия мы опирались на материалы известных ученых в логопедии Правдиной Ольги Владимировны, Хватцева Михаила Ефремовича, Волковой Ларисы Степановны …

Изучая звук, объектом исследования для ребёнка является не конкретная вещь, со всем её многообразием, а абстрактный объект. Чтобы звук для ребёнка стал доступным необходимо объяснить, что у звука есть:

  • артикуляционные составляющие (положение языка, губ, зубов),
  • акустические составляющие (длинный - короткий, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой)
  • особенности воздушной струи (теплая или холодная, направление и способы прохождения, сила воздушной струи).

В дошкольном возрасте детей надо научить ощущать своими органами артикуляции характерные особенности вызываемых или изучаемых, а также дифференцируемых звуков, развивать кинестетические ощущения, основываясь на эмпирические (опыт, чувства, ощущения) и теоретические знания.

Для эмпирического познания необходимо проводить наблюдения за положением органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Благодаря этому изучаемый материал становится для ребёнка лично значимым.

Логопеды осуществляют это, используя профили, живую артикуляцию перед зеркалом. В дополнение я предлагаю использовать такое пособие как «Артикуляционный спектр», который увеличивает глубину познания звука, возможность осуществления поиска нужной артикуляции.

Артикуляционный спектр  представлен  семью, самостоятельно вращающимися кругами, с помощью которых можно выстроить артикуляцию изучаемого звука.

Данное пособие может быть использовано на занятиях по коррекции нарушений звукопроизношения, а также развитию и коррекции фонематического восприятия. С помощью этих кругов можно быстро выстроить характеристику любого речевого звука.

Работая над постановкой звука, можно использовать только первых четыре круга.

Пособие выполнено в двух вариантах: демонстрационное и для индивидуальной работы.

Разбираться в артикуляции звуков должны все участники коррекционного процесса. «Артикуляционный спектр» можно широко использовать в консультационной работе с родителями, воспитателями, узкими специалистами.

Родители часто отсутствие контроля над звукопроизношением объясняют тем, что                                  

  • не обращают внимания или не слышат дефекты произношения в речи ребёнка
  • не торопятся учить правильному произношению, считают, что проблема разрешится самостоятельно
  • не могут объяснить правильную артикуляцию звука

Консультирование таких родителей необходимо проводить регулярно, с целью:

  • объяснения необходимости вовремя начатой коррекционной работы.
  • ознакомления с артикуляцией звуков речи с помощью пособия «Артикуляционный спектр».

Это помогает родителям серьёзнее относиться к речевым проблемам ребёнка, осуществлять контроль над звукопроизношением, грамотно подсказывать ребёнку верную артикуляцию нарушенных звуков.

Воспитателям также  необходимы глубокие знания в характеристике звуков, так как они осуществляют

  • контроль над речью ребят во всех занимательных делах и режимных моментах
  • осуществляют образовательную деятельность  на коррекционном часе или по обучению грамоте. «Артикуляционный спектр» легко и быстро поможет воспитателям разобраться в изучаемом звуке.
  • помощь в подготовке проблемного ребёнка перед занятием по обучению грамоте.

Узкие специалисты (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, руководитель по физкультуре, изодеятельности) также должны осуществлять контроль над звукопроизношением детей, посещающих их занятия.

 Они также должны уметь подсказывать ребёнку верную артикуляцию, а для этого должны владеть характеристикой звуков.  Используя пособие «Артикуляционный спектр» логопед в любой момент может провести грамотную консультацию специалистов.

В кружковой работе «Артикуляционный спектр» можно использовать с детьми и их родителями. Родители совместно с детьми занимаются поиском артикуляционных составляющих проблемного звука.

Преимущества созданной технологии моделирования речевого звука:

  1. данное пособие позволяет:
  • помогает быстро включить детей в процесс познания звуков
  • можно использовать в работе с детьми и взрослыми (воспитателями, узкими специалистами, родителями)
  • можно использовать с детьми в работе по коррекции нарушений звукопроизношения и развитию и коррекции фонематического восприятия
  • дети и взрослые глубоко и последовательно разбираются в характеристике звука
  • можно использовать в групповой  и индивидуальной  коррекционной работе с детьми
  • можно использовать не только на логопедических занятиях, но и консультациях, кружковой работе
  • дети могут самостоятельно осуществлять поиск артикуляции звука
  • характеристика звука возникает постепенно, последовательно, поэтапно, включая зрительное подкрепление
  • делает коррекционный процесс познавательно интересным и мотивированным
  • мобильное, переносное пособие, в любой момент и короткие сроки можно познакомить с характеристикой заданного звука.
  • данное пособие можно использовать не только с детьми с речевыми проблемами, но и с детьми с ЗПР, а также с нарушением слуха.


Предварительный просмотр:

«Технология скоростного моделирования речевого звука с помощью пособия «Артикуляционный спектр»

        В логопедической практике почти любое речевое нарушение связано в первую очередь с работой над речевым звуком.

Трудно добиться хороших результатов в коррекции нарушений звукопроизношения,  фонематического восприятия, если ребёнок не сможет разобраться в характеристике  проблемных звуков.

Чтобы решать эту проблему, было создано пособие «Артикуляционный спектр», с помощью которого можно выстраивать характеристику любого  речевого звука.

 

Цель созданной технологии:

Повышение качества коррекционно-развивающего обучения через познание звука как минимального речевого действия в результате эмпирического (опытным путём, посредством органов чувств) и теоретического исследования.

Задачи:

  1. Формировать осознанное восприятие артикуляции звука и его акустического облика.
  2. Развивать фонематическое восприятие через формирование слухового восприятия и фонематических процессов.
  3. Развивать произвольную регуляцию устной речи в процессе коррекции и самостоятельной речевой деятельности.

В разработке данного пособия мы опирались на материалы известных ученых в логопедии Правдиной Ольги Владимировны, Хватцева Михаила Ефремовича, Волковой Ларисы Степановны …

Изучая звук, объектом исследования для ребёнка является не конкретная вещь, со всем её многообразием, а абстрактный объект. Чтобы звук для ребёнка стал доступным необходимо объяснить, что у звука есть:

  • артикуляционные составляющие (положение языка, губ, зубов),
  • акустические составляющие (длинный - короткий, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой)
  • особенности воздушной струи (теплая или холодная, направление и способы прохождения, сила воздушной струи).

В дошкольном возрасте детей надо научить ощущать своими органами артикуляции характерные особенности вызываемых или изучаемых, а также дифференцируемых звуков, развивать кинестетические ощущения, основываясь на эмпирические (опыт, чувства, ощущения) и теоретические знания.

Для эмпирического познания необходимо проводить наблюдения за положением органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Благодаря этому изучаемый материал становится для ребёнка лично значимым.

Логопеды осуществляют это, используя профили, живую артикуляцию перед зеркалом. В дополнение я предлагаю использовать такое пособие как «Артикуляционный спектр», который увеличивает глубину познания звука, возможность осуществления поиска нужной артикуляции.

Артикуляционный спектр  представлен  семью, самостоятельно вращающимися кругами, с помощью которых можно выстроить артикуляцию изучаемого звука.

Данное пособие может быть использовано на занятиях по коррекции нарушений звукопроизношения, а также развитию и коррекции фонематического восприятия. С помощью этих кругов можно быстро выстроить характеристику любого речевого звука.

Работая над постановкой звука, можно использовать только первых четыре круга.

Пособие выполнено в двух вариантах: демонстрационное и для индивидуальной работы.

Разбираться в артикуляции звуков должны все участники коррекционного процесса. «Артикуляционный спектр» можно широко использовать в консультационной работе с родителями, воспитателями, узкими специалистами.

Родители часто отсутствие контроля над звукопроизношением объясняют тем, что                                  

  • не обращают внимания или не слышат дефекты произношения в речи ребёнка
  • не торопятся учить правильному произношению, считают, что проблема разрешится самостоятельно
  • не могут объяснить правильную артикуляцию звука

Консультирование таких родителей необходимо проводить регулярно, с целью:

  • объяснения необходимости вовремя начатой коррекционной работы.
  • ознакомления с артикуляцией звуков речи с помощью пособия «Артикуляционный спектр».

Это помогает родителям серьёзнее относиться к речевым проблемам ребёнка, осуществлять контроль над звукопроизношением, грамотно подсказывать ребёнку верную артикуляцию нарушенных звуков.

Воспитателям также  необходимы глубокие знания в характеристике звуков, так как они осуществляют

  • контроль над речью ребят во всех занимательных делах и режимных моментах
  • осуществляют образовательную деятельность  на коррекционном часе или по обучению грамоте. «Артикуляционный спектр» легко и быстро поможет воспитателям разобраться в изучаемом звуке.
  • помощь в подготовке проблемного ребёнка перед занятием по обучению грамоте.

Узкие специалисты (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, руководитель по физкультуре, изодеятельности) также должны осуществлять контроль над звукопроизношением детей, посещающих их занятия.

 Они также должны уметь подсказывать ребёнку верную артикуляцию, а для этого должны владеть характеристикой звуков.  Используя пособие «Артикуляционный спектр» логопед в любой момент может провести грамотную консультацию специалистов.

В кружковой работе «Артикуляционный спектр» можно использовать с детьми и их родителями. Родители совместно с детьми занимаются поиском артикуляционных составляющих проблемного звука.

Преимущества созданной технологии моделирования речевого звука:

  1. данное пособие позволяет:
  • помогает быстро включить детей в процесс познания звуков
  • можно использовать в работе с детьми и взрослыми (воспитателями, узкими специалистами, родителями)
  • можно использовать с детьми в работе по коррекции нарушений звукопроизношения и развитию и коррекции фонематического восприятия
  • дети и взрослые глубоко и последовательно разбираются в характеристике звука
  • можно использовать в групповой  и индивидуальной  коррекционной работе с детьми
  • можно использовать не только на логопедических занятиях, но и консультациях, кружковой работе
  • дети могут самостоятельно осуществлять поиск артикуляции звука
  • характеристика звука возникает постепенно, последовательно, поэтапно, включая зрительное подкрепление
  • делает коррекционный процесс познавательно интересным и мотивированным
  • мобильное, переносное пособие, в любой момент и короткие сроки можно познакомить с характеристикой заданного звука.
  • данное пособие можно использовать не только с детьми с речевыми проблемами, но и с детьми с ЗПР, а также с нарушением слуха.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия с использованием технологии наглядного моделирования. Тема: "Звук "э" и буква Э. Экскурсия".

В данном занятии коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением у детей словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языковог...

"Организация двигательной деятельности старшего дошкольного возраста с помощью технологии ТИКО-моделирования".

При организации двигательной активности ребенка существует  две ПРОБЛЕМЫ:- как обеспечить объем суточной двигательной активности, который необходим для сохранения умственной и физической работосп...

«Новые технологии взаимодействия и обучения детей с РАС и ментальными особенностями с помощью программы А-СПЕКТР»

Столкнувшись по роду своей деятельности с трудностями при коррекции расстройств у детей с ментальными проблемами и с РАС, я  оказалась в активном поиске эффективных приёмов, способных помочь мне ...

«Новые технологии взаимодействия и обучения детей с РАС и ментальными особенностями с помощью программы А-СПЕКТР» -2

Предалагаю следующую информацию по уже ранее публикуемому материалу. В данной публикации будут представлены возможные причины, препятствующие достаточному усвоению детьми с различинми ментальными расс...

«Новые технологии взаимодействия и обучения детей с РАС и ментальными особенностями с помощью программы А-СПЕКТР» - 3.

Данная публикация - третья, в серии  ряда статей, способствующих раскрытию  наиболее эффективной педагогической технологии, успешно  нами применямой. Данная специальная технология разра...

Конспект с применением технологии ТИКО-моделирования, ТРИЗ-технологии и здоровьесберегающих технологий Тема: «Колобок зовёт на помощь»

Конспект занятия с применением технологии ТИКО-моделирования,ТРИЗ-технологии и здоровьесберегающих технологийТема: «Колобок зовёт на помощь»...