конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Данное занятие проводится с группой детей старшегодошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda_zhs.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Приволжская СОШ № 3»

Конспект проведения

образовательной деятельности

«Развитие речи с элементами обучения грамоте»

по образовательной области

«Речевое развитие»

в старшей группе № 7

На тему: «Составление описательного рассказа

о предметах посуды»

Воспитатель: Туменова Ж.С.

Дата проведения: 21.11.2019 г.

2019 г

Цель: Расширить и активизировать знания детей по теме «Посуда». Формировать умение составлять описательный рассказ

Задачи:
- Формировать умение различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды; составлять короткий описательный рассказ о предметах  посуды с опорой на схему;

- Продолжить работу над обогащением и уточнением словаря, названия частей посуды;  названия предметов посуды, образованные по аналогии слова (сахарница и т.д);

- Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных и согласовывать их в роде и числе;

-закрепить понятие «твердый звук» (Т), навык деления на слова на слоги.

Упражнять в определении позиции  звука: начало-середина-конец.

- Развивать зрительное внимание, речевой слух, координацию речи с движениями;

- Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.

Предварительная работа: беседы, дидактические игры по теме «Посуда», рассматривание иллюстраций; рассматривание посуды из разного материала; чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе»,

Оборудование:  иллюстрации с изображением посуды, с изображением Федоры, мяч, схема, магнитная доска.

Методы и приёмы: словесный – загадка, составление описательного рассказа, вопросы, отрывок из сказки;

наглядный – иллюстрации, схема;

практический – физминутка, речевые игры «Назови ласково», «Какая посуда»

1.Огранизационный момент:

Дети стоят в кругу.

-Вы все за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.

-Ребята, мне сегодня пришло письмо, но прежде чем я прочитаю его, ответьте на загадку и вы поймете, о чем идет речь в письме.

«Что поможет без труда

Приготовить нам всегда

И обед, и завтрак, ужин

Что для этого нам нужно?

Дети: посуда

-Правильно ребята, это посуда.

-Давайте посмотрим, что же написано в письме.

«Дорогие мои ребята, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да и убежала в лес. Убежала и возвращаться не хочет. Помогите  мне, пожалуйста,  вернуть посуду домой».

-Ребята, а вы помните, в какой сказке посуда ожила и убежала? Как называлась сказка? Кто написал эту сказку?

-Как вы думаете, от кого письмо мы получили? Почему от Федоры ушла посуда?


Дети: Она ее не мыла, не чистила, запылила, плохо хранила ее, часто разбивала

Воспитатель : Да, Федора совершенно ничего не знала о посуде, не умела правильно с ней обращаться, вот и убежала она от неё.

Давайте поможем Федоре вернуть посуду домой.

Как можно помочь Федоре?

Ответы детей

Игра «Назови ласково» (с мячом) (совершенствование грамматического строя речи: образование имен сущ-х с уменьшительно- ласкательными суффиксами).

– Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Назови ласково». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как называем ласково. Научим Федору ласково называть свою посуду.

Ложка -ложечка.

Тарелка – тарелочка.

Кастрюля  - кастрюлечка.

Сковорода -сковородочка.

Чашка -чашечка,

Стакан –стаканчик.

Блюдце – блюдечко.

Вот и научили мы Федору ласково называть свою посуду.

Картинка Федоры и аудиозапись

 «Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои,

Вы пойдите-ка немытые домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

 Словно, солнышко сиять.

Речевая игра:»Какая посуда?» (в кругу)

Ребята, посуду делают из разного материала. Например, из дерева. Ещё из какого материала производят посуду?

(из металла, стекла, пластмассы и т.д)

- я буду называть из чего сделана посуда, а вы будете говорить какая  посуда?

Например, тарелка из глины (какая?) – ГЛИНЯНАЯ 
Воспитатель - Дети
Миска из дерева – деревянная миска
Нож из металла – металлический нож
Конфетница из хрусталя – хрустальная конфетница
Горшочек из глины - глиняный горшочек
Чайник из стекла – стеклянный чайник
Чашка из фарфора – фарфоровая чашка
Ложка из серебра – серебряная ложка
Поднос из пластмассы - пластмассовый поднос

Ложка из металла – металлическая ложка

 Сковорода из чугуна – чугунная сковорода

Задание 1

дети садятся за столы (выкладываю картинки на доску)

На столе много картинок с изображением посуды. Нам надо разделить их на группы.

Если дети затрудняются, выставляю 3 картинки: «чайник», «стол», «плита», обозначающие чайную, столовую и кухонную посуду

- Как называют посуду в которой готовят еду и напитки? В ней варят, жарят, пекут,кипятят… КУХОННАЯ (кастрюля, сковорода, чайник, формы для выпекания, дуршлак,  горшочек…)

- Как называется посуда,которую мы ставим на стол, когда принимаем пищу, посуда из которой мы едим?  СТОЛОВАЯ (тарелки глубокие и мелкие, супница, салатница, хлебница,  солонка, перечница, салфетница)

- Как называется посуда, которую мы ставим на стол, когда пьём чай ? ЧАЙНАЯ ( чайные пары, кружки, стаканы, чайник заварочный,сахарница, маслёнка, конфетница, ваза для варенья, сырница…)

- Какие СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ вы знаете, т.е. с помощью этих приборов мы кушаем (ложки, вилки, ножи)

Итак, выбирете картинки, где изображена

Кухонная посуда….

Столовая посуда….

Чайная посуда….

Столовые приборы..

Задание 2

Ребята, посмотрите какие предметы вы видите на экране?

Дети: Тарелка, кастрюля, салфетница.

Проговариваю каждое слово, предлагаю детям повторить.

Где находится звук Т в слове тарелка? В слове кастрюля? В слове салфетница?

Давайте  разделим слова на слоги.

Сколько слогов с лове тарелка?кастрюля? салфетница?

-Молодцы ребята.

Физминутка: 

Вот большой стеклянный чайник, (Дети «надувают» живот),

 Очень важный, как начальник. (одна рука на поясе, другая  

изогнута, как носик).

Вот фарфоровые чашки, (Приседают, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг).

Только стукни-разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потягиваются, руки вверх,

сомкнуть над головой,)

Вот пластмассовый поднос- (вытянуть руки вперед, сомкнуть пальцы)

Он посуду нам принёс.(пригласительный жест)

Составление описательного рассказа о посуде

– Ребята, сейчас я предлагаю для бабушки Федоры  придумать рассказ о любом предмете посуды. Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему.

Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о посуде. Я вам напомню, о чем мы должны рассказать, а вы постарайтесь придумать красивый рассказ о посуде.
Итак (воспитатель говорит и показывает на каждое окошко схемы), сначала мы назовём что это? Затем расскажем о том, какого цвета посуда, затем – какой она величины, потом узнаем,  из каких частей состоит, и в конце вы расскажете, что можно в этой посуде готовить .

- Что это?

- Какого цвета?

- Какого размера?

- Из каких частей состоит?

- Какая по назначению?(кухонная, столовая, чайная, столовый прибор)

- Для чего она нужна?

Это чайник. Он большой, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.

Итог: Ребята, мы  составили хорошие рассказы! Молодцы!

И наверно Федора поняла как правильно нужно  обращаться с посудой.

 Картинка на экране с изображением Федоры и аудиозапись:

 «Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Рефлексия

-Ребята, какое доброе дело сегодня мы сделали?( помогли Федоре вернуть посуду домой)

-Мы сегодня с вами рассказали Федоре какой разной бывает посуда- по размеру, по назначению, по материалу, из которого она изготавливается

-Давайте напомним Федоре, как нужно обращаться с посудой?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Составление рассказа по картине "Куры"

Программное содержание:Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ по картине;Словарь и грамматика:учить правильно называть изображенное на картине, обогащать их речь прил...

Формирование грамматического строя. Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме «Составление рассказа по сюжетной картине «Весна».

Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»Побуждать детей отгадывать загадки....

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Путешествие в зимний лес"

Данный конспект занятия разработан для того, чтобы помочь в обучении пониманию природных явлений и их влияния на эмоциональное состояние человека; в развитии диалогической речи; в развитии способности...

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Звуки весеннего леса"

Данный конспект занятия разработан для того, чтобы способствовать обучению понимания природных явлений, их влияния на эмоциональное состояние человека; развитию диалогической речи; учить делать выводы...

конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формиров...

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте "Домашние животные". Подготовительная группа.

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучение грамоте "Домашние животные" подготовительная группа....

Конспект занятия по развитию речи № 7 во второй младшей группе Тема: «Составление рассказа об игрушках – котенке, зайчонке»

Конспект занятия по  развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа об игрушках – котенке, зайчонке»...