Технологическая карта по развитию речи. Творческое рассказывание «составление сказок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Демко Анастасия Руслановна

Научить творчески составлять рассказы

Программные задачи:

Образовательные: Учить детей подбирать нужные слова; Учить составлять описательные рассказы; Учить говорить связно и выразительно

Развивающие: Развивать речь детей, творческое воображение детей. 

Воспитательные: . Воспитывать уважение детей друг к другу; Учить выслушивать рассказы товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Технологическая карта по развитию речи

ФИО воспитателя: Демко Анастасия Руслановна

-образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие

-тема занятия: Творческое рассказывание «составление сказок»

-возрастная группа: старшая

-цель занятия: Научить творчески составлять рассказы

Программные задачи:

Образовательные: Учить детей подбирать нужные слова; Учить составлять описательные рассказы; Учить говорить связно и выразительно

Развивающие: Развивать речь детей, творческое воображение детей. 

В оспитательные: . Воспитывать уважение детей друг к другу; Учить выслушивать рассказы товарищей.

Активизация словаря:

Планируемые результаты занятия: умеют поддержать беседу, высказывают свою точку зрения; выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение); умет сочинять сказки

Предварительная работа:

Материалы и оборудования: Лист ватмана, фломастеры, желтые кружочки по количеству детей.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предварительная деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

На меня ползет козявка

Будто такая травка

И садится матылек

Будто я какой цветок

В-ль: Ребята, вы любите шутки? Пусть у нас сегодня будет занятие-шутка. Хотя, может быть, в конце занятия окажется, что это вовсе и не шутка, а даже очень серьёзно. Ну что, начинаем шутить?Но сначала мы выполним пальчиковую гимнастику Сидит белка на тележке, Спину выпрямить, голову поднять, согнутые кисти рук прижать к груди, как лапочки. Продает она орешки. Лисичке-сестричке, Правой рукой загибать по очереди пальцы на левой. Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в зобок (погладить себя по горлу сверху вниз), Кому в платок (протянуть вперед две ладони вместе), Кому в лапочку. Протянуть вперед ладонь, сложенную в виде ложечки.

Худ.слово

(Шуточное стихотворение )

Вопросы к детям

Пальчиковая гимнастика

Слушают шуточное стихотворение

Смотрят на доску

Выполняют движения в соответствии с текстом

Эмоциональный настрой на беседу

Умеют выполнять вместе с воспитателем

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

В: ребята, сегодня мы с вами будем придумывать рассказ

Вы видите, что на доске нарисовано?
(ответы детей).
В-ль: Правильно, это кружок. А на что он похож? Дети: Это солнце, мячик, шарик, тарелка, яблоко и т.д.

В-ль: Это всё не то, что вы перечислили.
Это часть животного. Какая же это часть?
Дети: Это голова или глаз.
В-ль: Пусть это будет голова. Чья это голова?
Дети: Это голова кошки, зайца, лисы, собаки и т.д.
В-ль: Круг похож на голову зайца. Чего не хватает на голове зайца?
Дети: Не хватает глаз, усов, носика, ушей.
Воспитатель рисует части тела, которые называют дети. 

Вопросы детям

Внимательно слушают и отвечают на вопросы

Умеют анализировать увиденное

2.2

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о…

Вопросы к детям:
1. Глаза у зайчика большие или маленькие?
2. Носик круглый или квадратный?
3. Уши длинные или короткие?
В-ль: Мы нарисовали зайчику голову. Чего ещё не хватает?
Дети: Туловища.
В-ль: Какой формы туловище зайца?
Дети: Круглой или овальной.
В-ль: (рисует туловище). Что теперь я должна нарисовать?
Дети: Лапки.
В-ль: Сколько у зайчика лапок?
Дети: Четыре.
В-ль: Что делает зайчик?
Дети: Зайчик идёт, бежит, стоит.
В-ль: Я согласна, пусть он бежит. Где бежит зайчик?
Дети: Зайчик бежит по лесу.
В-ль: Что я должна нарисовать, чтобы было видно, что это лес?
Дети: Деревья.
В-ль: Как много я должна нарисовать деревьев?
Дети: Много.
В-ль: Что ещё бывает в лесу?
Дети: Цветы, грибы, другие животные.
В-ль: Я нарисовала цветы и грибы. А вот какие животные встречаются
нашему зайчику?
Дети: Лиса, волк, ёжик, медведь, белка и др.
В-ль: Я сейчас нарисую ёжика. Что же у нас получилось? Лес, зайчик, ёжик, цветы и грибы. А ведь у нас с вами получилась смешная картина. Давайте придумаем ей название.
Дети: Заяц в лесу.
Физкультминутка
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, эдак повернись (2р.)
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, эдак топни ножкой (2р.)
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, эдак попляши (2 р.)
Сочинение сказки
В-ль: Мы нарисовали картинку. Теперь вам надо придумать по ней сказку.
Вопросы к детям:
1. О ком будет ваша сказка?
2. Как она будет начинаться?
3. Где живёт зайчик?
4. Куда он хочет пойти?
5. Что он там увидел?
6. Кого он встретил?
7. Что они делали вместе?
8. Чем закончилась ваша сказка?

Вопросы детям

   

Отвечают а вопросы

Отвечают на вопросы

Умеют отвечать на поставленные вопросы

2.3

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

В-ль: Когда вы будете рассказывать свои сказки, постарайтесь описать зайчика. Какой он? Вспоминайте, как мы его рисовали вместе с вами.
Рассказывание сказок детьми
Все сказки получают оценку. Поощряются сказки, непохожие на другие.

Но, сначала послушайте мою сказку: Зайцы
Жили в лесу два зайца. Были они беленькие и пушистые, с длинными ушками. Летом они были серенькие, а на зиму сменили свои шубки. Это для того, чтобы лиса хитрая и волк зубастый их не съели.
Так они и зимовали в лесу, питались различными кореньями и ветками. Холодно зимой, нужно как-то выжить в холодном лесу.
Но скоро снег растает, и зайчата снова станут серенькими. Появятся морковка и другие овощи, которые они так любят.

 А теперь Андрей придумай свою сказку: Сказка о лисе
У подножия горы было круглое озеро. Место было безлюдное, тихое. В озере плавало много рыбы. Это озерцо понравилось стае уток. Утки свили гнёзда и вывели утят. Так жили они на озере всё лето.
Однажды на берегу появилась лиса. Лиса охотилась и набрела на озеро с утками. Утята уже подросли, но летать ещё не научились. Лиса думала легко поймать себе добычу. Но не тут-то было.
Хитрые утки уплыли далеко на другой берег. Лиса разорила утиные гнёзда и убежала.

Анна теперь ты:

Сказка о белочке.
Жила в старом лесу белка. У белки весной появилась дочка белочка.
Один раз белка с белочкой собирали грибы на зиму. Вдруг на соседней ёлке появилась куница. Она приготовилась схватить белочку. Мама – белка прыгнула навстречу кунице и крикнула дочке: «Беги!»
Белочка бросилась наутёк. Наконец она остановилась. Посмотрела по сторонам, а места незнакомые! Мамы – белки нет. Что делать?
Увидела белочка дупло на сосне, спряталась и заснула. А утром мама дочку нашла.

……В-ль: Ребята¸чья сказка понравилась вам больше всего?

Дети: Андрея

В-ль: Почему?

Дети: она сказочная, интересная

В-ль: Сейчас мы прослушаем сказку Андрея еще раз.

Рассказ воспитателя

Запись сказок детей на диктофон

Индивидуальная работа: помощь в составлении сказок детьми (наводящие вопросы, более подробная опись персонажей)

Процессуальная оценка

Повторное слушание сказки

 

Внимательно слушают рассказ воспитателя

Составляют свой рассказ

Умеют составлять рассказы

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, формирование элементарных навыков самооценки

В-ль: Я думаю, что зайчику понравились бы ваши сказки. Он прислал вам свой привет в виде вот этих кружков. Они все желтого цвета, на какого сказочного персонажа похожи наши круги?

Дети: на колобка

В-ль: верно, давайте из кружков каждый сделает себе колобка. Приклеим ему глаза, рот и рук.

В-ль: Вам понравилось занятие?

Дети: да

В-ль: А что мы с вами сегодня делали?

Дети: Сочиняли сказки, делали колобка, общались с зайкой.

В-ль: мне тоже понравилось занятие , все молодцы!

 Вопросы детям

 

Умеют отвечать на поставлены вопросы

Анализируют работы таварищей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение детей с нарушением развития речи творческому рассказыванию

представлена система работы по данному вопросу, перечислены приёмы, используемые для формирования навыков составления творческих рассказов....

Конспект НОД по развитию речи-Творческое рассказывание по картине

Конспект НОД по развитию речи в старше-подготовительной группе.Творческое   рассказывание по картине «Детские забавы весной»  (придумывание начала и конца рассказа).Задачи:У...

Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)

Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...

Технологическая карта по развитию речи. Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

цель занятия: способствовать развитию связной речи-задачи занятия: учить детей отвечать на вопросы воспитателя; описывать предмет; составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картинке....