ПРОЕКТ в старшей группе Тема: «Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи
проект по развитию речи (старшая группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mnemo.docx45.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Краткосрочный в старшей группе

Тема: «Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи

детей старшей группы  по теме «Осень»

  1. Вид проекта – краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой.
  2. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
  3. Продолжительность – 2 месяца и неделя.
  4. Новизна проекта - конспекты  занятий, мнемотаблицы, комплексный подход.
  5. Технологичность - проект может быть использован другими воспитателями.
  6. Этапы и сроки реализации проекта:

№, п/п

Мероприятия на каждом этапе

Сроки

I.Организационный этап

1.

2.

3.

Выбор темы.

Выбор источников информации.

Поиск методов и приемов, работы с детьми.

IV неделя сентября

4.

5.

6.

7

8.

II.Подготовительный этап

Создание информационной среды по теме (подбор литературы, сказки, стихи, загадки)

Проведение бесед, наблюдения

Проведение диагностики детей

Выбор целей и задач

Планирование

I неделя октября

9.

10.

11.

12.

13.

III.Основной этап

Реализация проекта

Проведение занятий с использованием выбранного метода

Папка-передвижка для родителей «Эти удивительные таблицы»

Викторина по сказкам «Угадай, что за сказка».

Викторина « Мнемозагадки».

Дидактические игры по темам.

II неделя октября (2 раза в неделю)

IV неделя ноября

14.

15.

16.

IV.Заключительный этап

Проведение гостиной для родителей

Презентация проекта

Повторная диагностика за 3 месяца

конец ноября

  1. Актуальность темы:

При подготовке детей к обучению в школе отмечено, что не всегда грамматический строй речи соответствует норме, детям трудно построить сюжетный или описательный рассказ, пересказать текст, заучить стихотворение или загадку.

Кроме речевых нарушений характерна недостаточная сформированность таких процессов, как внимание, память, словесно-логическое мышление. Все это послужило причиной использовать в работе приемы мнемотехники для развития связной речи детей.

Мнемотехника – определяется, как система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развить:

-зрительную и слуховую память;

-зрительное и слуховое внимание;

-связную речь;

-ассоциативное мышление.

Важной особенностью памяти ребенка дошкольника является запоминание с помощью вспомогательных средств, символических рисунков.

Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться , но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету.»

Актуальность в использовании мнемотаблиц состоит еще в том, что ребенок дошкольного возраста очень пластичен и обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес, использование символов ускоряет процесс запоминания. Применяя таблицы, учим детей видеть главное, систематизировать знания.

  1. Цель:

Научить детей последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о событиях из окружающей жизни.

9.  Задачи:

 - Развивать память, внимание, образное решение.

- Учить преобразовывать абстрактные символы в образы.

- Обогащать словарный запас.

- Воспитывать интерес к рассказыванию по мнемотаблицам и рисованию несложных таблиц.

Предполагаемый результат:

  Развить внимание, память, речь, коммуникативные навыки общения у детей старшей группы.

            10. Система работы:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Работа с родителями

1.Поиск и подбор литературы, сказок, стихов, загадок по лексическим темам еженедельно.

2.Проведение бесед и наблюдений по темам.

3.Проведение диагностики на начало  года по работе с мнемотаблицами.

4.Проведение занятий по каждой теме с использованием выбранного метода.

5. Рисование опорных схем по каждой лексической теме.

6. Подбор дидактических игр по темам.

7. Папка-передвижка для родителей об актуальности использования опорных таблиц для развития памяти, внимания, воображения у детей.

8.Подготовка к викторине по сказкам с использованием мнемотаблиц «Угадай, что за сказка».

9.Проведение промежуточной диагностики.

10.Проведение гостиной для родителей с использованием мнемотаблиц по загадкам.

1.Слушание стихов, загадок, сказок об осени, овощах, фруктах, грибах (по лексическим темам).

2.Наблюдение в природе, на даче, в лесу.

3.Рассматривание картин, иллюстраций, дидактического материала по лексическим темам.

4.Работа на занятиях по каждой лексической теме.

5.Рисование опорных схем по образцу по каждой теме.

6.Участие в дидактических играх по каждой теме.

7.Слушание сказок и рисование опорных схем по образцу и по памяти.

8.Слушание загадок  и рисование опорных схем по  образцу и по памяти.

9.Выполнение дома с родителями заданий для закрепления по каждой лексической теме.

1.Привлечение родителей в подборе сказок, загадок, стихов по лексическим темам.

2.Закрепление дома с ребенком материала по каждой теме.

3.Привлечение родителей к наблюдению с ребенком явлений природы, как растут овощи, фрукты, грибы в лесу. Беседы с детьми для закрепления материала.

4.Привлечение родителей к сбору природного материала, изготовление поделок вместе с детьми.

5.Привлечение родителей к созданию журнала по теме «Осень» по страничке от каждого на новую лексическую тему.

6.Привлечение родителей к использованию дидактических игр для закрепления материала.

7.Познакомить родителей с техникой рисования мнемотаблиц для пересказа, заучивания стихотворения, загадок.

8.Привлечение к участию в викторинах по сказкам.

9.Привлечение родителей вместе с детьми к участию в творческой гостиной по теме: «Осень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи детей старшей группы по теме «Весна»

краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...

Мастер-класс на тему «Использование дидактических игр по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста »

Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи....

Родительское собрание в старшей группе Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста".

Цель: Познакомить родителей с театрализованной деятельностью, как средством развития речи детей....

Интегративно – коммуникационный проект В младшей группе Тема: «Дидактические игры как средство развития речи»

Интегративно – коммуникационный проект В младшей группе  Тема: «Дидактические игры как средство развития речи»...

Использование мнемотехнических таблиц для развития речи дошкольников

Использование мнемотехнических таблиц для развития речи дошкольников...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности по образовательной области «Развитие речи» с использованием ИКТ Тема: «Мы волшебники»

Формировать эмоциональную отзывчивость; интерес к речевой деятельности;- Развивать умение использовать словарный запас при самостоятельном рассказывании; развивать умение правильно воспринимать содерж...