НОД по речевому развитию пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Веряскина Анастасия Викторовна

Целью данной работы является: развитие монологической речи дошкольников посредством пересказа рассказа М. Пришвина «Дятел» с опорой на иллюстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dyatel.docx960.9 КБ
Файл prilozhenie_1.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

      ЗАВЕРЯЮ                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора МКОУ                                                                      Руководитель практики,

Тигрицкая СОШ№9 по ДО                                                               Воспитатель МКОУ      Н.А. Богомолова                                                                                Тигрицкая СОШ№9 ________________        «_____»_________2018г                                                                 Т. М. Лепешкина

(подпись)                                  (дата)                                                                                                     ________________ «____»________2018г

                                                                                                              (подпись)            (дата)

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


Тема:
пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел»

Область: речевое развитие

Цель: Развитие монологической речи дошкольников посредством пересказа рассказа М. Пришвина «Дятел» с опорой на иллюстрации.

Задачи:

  1. Образовательные:

-Учить пересказывать рассказ с опорой на иллюстрации.

-Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными.

-Учить различать на слух согласные звуки

2. Развивающие: Развивать память,  внимание, мышление.

3. Воспитательные: Воспитывать  любовь к родной природе, лесным обитателям через знакомство с произведением «Дятел»

Оборудование/ материалы/ инвентарь:

Демонстрационный материал: иллюстрации к рассказу М. Пришвина «Дятел», текст рассказа М. Пришвина «Дятел», контурное изображение дятла.

 Раздаточный материал: контурное изображение дятла на каждого ребенка.

Этапы организации образовательной деятельности

Время

Содержание взаимодействия воспитателя с детьми

Примечания

I.Ориентировка в деятельности

  1. Мотивация

2.Определение цели

3.Определение необходимых действий

II. Исполнительский этап

1. Чтение адаптированного для пересказа текста рассказа М. Пришвина "Дятел"

2. Беседа по содержанию рассказа.

  1. Физ. минутка

3.Повторное чтение рассказа

4.Пересказ текста с опорой на иллюстрации книги.

5. Упражнение - Составление описательного рассказа по контурному изображению дятла, с использованием приема договаривания предложений

6. Игра «Назови звук»

 

III. Завершающий этап

Беседа по достижению цели

2-3 мин

20- мин

2 мин

- Ребята, к нам сегодня на занятия пришла необычная гостья:

Хитрая плутовка, 
Рыжая головка, 
Хвост пушистый – ох,  краса!
А зовут её ….
(Лиса)

- Лиса рассказала такую историю. Бежала она по лесу и вдруг слышит стук. Стук слышит, а никого не видит. И ей стало интересно узнать: кто это? где живет?  Как выглядит?  какую пользу приносит?

Поможем ей?

- Вы уже догадались, о ком идет речь?

- О дятле!

- Правильно, а теперь посмотрите, что у меня есть – эта вещь поможет нам, это книга, рассмотрите обложку книги.

-Что изображено на обложке?

-Какие это животные?

-О чем может идти речь в этой книге?

-Чем она сможет нам помочь? А сейчас мы ее прочитаем и все узнаем точно

 (Текст в приложении 1)

- Как называется рассказ?

Кто написал этот рассказ?

- Как вы думаете, для кого автор написал этот рассказ?

-Почему вы так считаете?

- Что нес дятел?

-А зачем дятлу нужна была шишка?

- Как нес дятел шишку?

- Куда он нес шишку?

- Куда сел дятел?

- Что у дятла на березе?

- Какое горе у дятла?

- Почему дятел не смог сбросить шишку?

- В какой части рассказа автор сравнивает дятла с человеком?

-Вспомни эти слова

-Какими качествами автор описывает дятла в конце рассказа?

Дятел долбит старый сук:
Тук-тук-тук и тук-тук-тук.
Он стучать не устаёт,
Клювом мошек достаёт.
Замолчит на миг. И вдруг,
Снова слышим тук – тук – тук.

Лисичка, ты все запомнила? Сейчас я еще раз прочитаю рассказ, а ты слушай внимательно и запоминай, и вы, ребята послушайте, вдруг лисичка, что - то пропустит, вы сможете ей напомнить.

-Ну что, лисичка запомнила?

- Как я и думала лиса, опять все пропустила, Вероника напомни лисичке, с чего начинается наш рассказ? А помогут тебе в этом иллюстрации из нашей книги.

А сейчас, проверим, запомнила лисичка хоть что-то?

На столах перед каждым ребенком лежит контурное изображение дятла.

- Ребята, давайте подробнее рассмотрим дятла и расскажем о дятле.

- Дятел, какой по размеру? - Небольшой.

- Давайте повторим: дятел небольшой.

- Тело у него какой формы? – Продолговатое, овальное

- Давайте повторим: тело продолговатое, овальное

- Хвост у дятла, какой длины? - Короткий.

- Давайте повторим: хвост короткий.

- Лапы, какие? - Сильные, цепкие.

- Давайте повторим: лапы сильные, цепкие.

- Крылья, какие по длине? - Короткие.

- Давайте повторим: крылья короткие.

- Голова, какая по форме? - Круглая.

- Давайте повторим: голова круглая.

- Клюв, какой? - Острый, крепкий.

- Давайте повторим: клюв острый, крепкий.

- Оперенье, какое по цвету? - Пестрое.

- Давайте повторим: оперенье пестрое.

- Голова, спина, хвост и крылья, какие по цвету? - Серо-черные.

- Давайте повторим: голова, спина, хвост и крылья серо-черные.

- Грудка сверху, какая по цвету? - Белая.

- Грудка пониже, какая по цвету? - Желтая.

- А совсем в низу грудка, какая по цвету? - Красная.

- Давайте повторим: грудка сверху белая, пониже желтая, а совсем в низу красная.

- На голове что есть? - Красная шапочка, щечки.

- А на крыльях зеркальца.

- Давайте повторим: на голове красная шапочка, щечки; на крыльях зеркальца.

- Очень хорошо, теперь вы можете раскрасить своих дятлов и подарить их лисичке, чтобы она не забыла, как выглядит дятел.

- Очень хорошо, теперь можно и поиграть, ребята, лисичка и дятел - это лесные жители и они очень любят прятаться от всех, так же как и звуки в словах, сейчас мы попробуем найти звуки,  которые спрятались в середине слов - названий животных и птиц, начнем со слова – Дя [Т] ел

- Ли [с] а

- Ме [д] ведь

-Ну, вот пора нашей лисичке и в лес возвращаться.

-Ребята, как вы думаете, чем помогли  мы лисичке?

- А что нового вы узнали сами?

Да, думаю, нашей гостье понравилось, как вы ей рассказали о дятле, и она вас хочет отблагодарить. У нее в кармашке кое-что для вас припасено.

Дети называют ответ

Рассматривается план-схема.

Дети выполняют движения руками, наклоны туловища.

Дети пересказыва-ют рассказ по цепочке

Дети по очереди договаривают предложение

Дети раскрашивают дятла.

Дети называют звуки в середине слова

М. Пришвин

"Дятел"

           Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.

            И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый и деловой.

65379.jpg

0022-023-.png

4447f0b6d10376346e8ad77f61696adb.jpg

risunok-dyatel-029.jpg



Предварительный просмотр:

М. Пришвин

"Дятел"

           Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.

            И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый и деловой.

d_039.jpg

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» и лепке «Ваза для весенних цветов».

Это открытое занятие я показывала в мае 2011 года. отзывы о нем были неплохие, поэтому решила опубликовать. Тема: Комплексное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь са...

ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.Пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел».

Закрепить представления детей о зимующих птицах. продолжать учить коллективному составлению плана прослушанного рассказа с установкой на запоминание. Обогащать лексику детей причастиями. Закрепля...

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе...

Технологическая карта занятия в старшей группе по речевому развитию "Пересказ рассказа "Пушок" " (по Г. Скребицкому)

Конспект отмечен благодарственным письмом Института дополнительного образования ФГБОУ ВО Иркутский государственный университет « Лучший конспект занятия с использованием технологической карты ка...

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?»

Занятие систематизирует у детей представление об осени в лесу, расширяет, уточняет и активизирует словарь детей; способствует развитию произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, ...

Конспект ООД по развитию речи для детей 5 – 6 лет. Образовательная область: Речевое развитие. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».

Пересказ текста с использованием опорных сигналов (презентации с иллюстрациями к тексту) и схемы....

Конспект ООД по речевому развитию пересказ рассказа М.Пришвина "Как заяц зимует"

Продолжать учить пересказывать литературные произведения с опорой на символические изображения. Пополнять знания о жизни диких животных зимой....