НОД по речевому развитию пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Целью данной работы является: развитие монологической речи дошкольников посредством пересказа рассказа М. Пришвина «Дятел» с опорой на иллюстрации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_dyatel.docx | 960.9 КБ |
prilozhenie_1.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАВЕРЯЮ УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора МКОУ Руководитель практики,
Тигрицкая СОШ№9 по ДО Воспитатель МКОУ Н.А. Богомолова Тигрицкая СОШ№9 ________________ «_____»_________2018г Т. М. Лепешкина
(подпись) (дата) ________________ «____»________2018г
(подпись) (дата)
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел»
Область: речевое развитие
Цель: Развитие монологической речи дошкольников посредством пересказа рассказа М. Пришвина «Дятел» с опорой на иллюстрации.
Задачи:
- Образовательные:
-Учить пересказывать рассказ с опорой на иллюстрации.
-Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными.
-Учить различать на слух согласные звуки
2. Развивающие: Развивать память, внимание, мышление.
3. Воспитательные: Воспитывать любовь к родной природе, лесным обитателям через знакомство с произведением «Дятел»
Оборудование/ материалы/ инвентарь:
Демонстрационный материал: иллюстрации к рассказу М. Пришвина «Дятел», текст рассказа М. Пришвина «Дятел», контурное изображение дятла.
Раздаточный материал: контурное изображение дятла на каждого ребенка.
Этапы организации образовательной деятельности | Время | Содержание взаимодействия воспитателя с детьми | Примечания |
I.Ориентировка в деятельности
2.Определение цели 3.Определение необходимых действий II. Исполнительский этап 1. Чтение адаптированного для пересказа текста рассказа М. Пришвина "Дятел" 2. Беседа по содержанию рассказа.
3.Повторное чтение рассказа 4.Пересказ текста с опорой на иллюстрации книги. 5. Упражнение - Составление описательного рассказа по контурному изображению дятла, с использованием приема договаривания предложений 6. Игра «Назови звук»
III. Завершающий этап Беседа по достижению цели | 2-3 мин 20- мин 2 мин | - Ребята, к нам сегодня на занятия пришла необычная гостья: Хитрая плутовка, - Лиса рассказала такую историю. Бежала она по лесу и вдруг слышит стук. Стук слышит, а никого не видит. И ей стало интересно узнать: кто это? где живет? Как выглядит? какую пользу приносит? Поможем ей? - Вы уже догадались, о ком идет речь? - О дятле! - Правильно, а теперь посмотрите, что у меня есть – эта вещь поможет нам, это книга, рассмотрите обложку книги. -Что изображено на обложке? -Какие это животные? -О чем может идти речь в этой книге? -Чем она сможет нам помочь? А сейчас мы ее прочитаем и все узнаем точно (Текст в приложении 1) - Как называется рассказ? Кто написал этот рассказ? - Как вы думаете, для кого автор написал этот рассказ? -Почему вы так считаете? - Что нес дятел? -А зачем дятлу нужна была шишка? - Как нес дятел шишку? - Куда он нес шишку? - Куда сел дятел? - Что у дятла на березе? - Какое горе у дятла? - Почему дятел не смог сбросить шишку? - В какой части рассказа автор сравнивает дятла с человеком? -Вспомни эти слова -Какими качествами автор описывает дятла в конце рассказа? Дятел долбит старый сук: Лисичка, ты все запомнила? Сейчас я еще раз прочитаю рассказ, а ты слушай внимательно и запоминай, и вы, ребята послушайте, вдруг лисичка, что - то пропустит, вы сможете ей напомнить. -Ну что, лисичка запомнила? - Как я и думала лиса, опять все пропустила, Вероника напомни лисичке, с чего начинается наш рассказ? А помогут тебе в этом иллюстрации из нашей книги. А сейчас, проверим, запомнила лисичка хоть что-то? На столах перед каждым ребенком лежит контурное изображение дятла. - Ребята, давайте подробнее рассмотрим дятла и расскажем о дятле. - Дятел, какой по размеру? - Небольшой. - Давайте повторим: дятел небольшой. - Тело у него какой формы? – Продолговатое, овальное - Давайте повторим: тело продолговатое, овальное - Хвост у дятла, какой длины? - Короткий. - Давайте повторим: хвост короткий. - Лапы, какие? - Сильные, цепкие. - Давайте повторим: лапы сильные, цепкие. - Крылья, какие по длине? - Короткие. - Давайте повторим: крылья короткие. - Голова, какая по форме? - Круглая. - Давайте повторим: голова круглая. - Клюв, какой? - Острый, крепкий. - Давайте повторим: клюв острый, крепкий. - Оперенье, какое по цвету? - Пестрое. - Давайте повторим: оперенье пестрое. - Голова, спина, хвост и крылья, какие по цвету? - Серо-черные. - Давайте повторим: голова, спина, хвост и крылья серо-черные. - Грудка сверху, какая по цвету? - Белая. - Грудка пониже, какая по цвету? - Желтая. - А совсем в низу грудка, какая по цвету? - Красная. - Давайте повторим: грудка сверху белая, пониже желтая, а совсем в низу красная. - На голове что есть? - Красная шапочка, щечки. - А на крыльях зеркальца. - Давайте повторим: на голове красная шапочка, щечки; на крыльях зеркальца. - Очень хорошо, теперь вы можете раскрасить своих дятлов и подарить их лисичке, чтобы она не забыла, как выглядит дятел. - Очень хорошо, теперь можно и поиграть, ребята, лисичка и дятел - это лесные жители и они очень любят прятаться от всех, так же как и звуки в словах, сейчас мы попробуем найти звуки, которые спрятались в середине слов - названий животных и птиц, начнем со слова – Дя [Т] ел - Ли [с] а - Ме [д] ведь -Ну, вот пора нашей лисичке и в лес возвращаться. -Ребята, как вы думаете, чем помогли мы лисичке? - А что нового вы узнали сами? Да, думаю, нашей гостье понравилось, как вы ей рассказали о дятле, и она вас хочет отблагодарить. У нее в кармашке кое-что для вас припасено. | Дети называют ответ Рассматривается план-схема. Дети выполняют движения руками, наклоны туловища. Дети пересказыва-ют рассказ по цепочке Дети по очереди договаривают предложение Дети раскрашивают дятла. Дети называют звуки в середине слова |
М. Пришвин
"Дятел"
Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.
И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда бодрый и деловой.
Предварительный просмотр:
М. Пришвин
"Дятел"
Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.
И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда бодрый и деловой.
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» и лепке «Ваза для весенних цветов».
Это открытое занятие я показывала в мае 2011 года. отзывы о нем были неплохие, поэтому решила опубликовать. Тема: Комплексное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь са...
ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.Пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел».
Закрепить представления детей о зимующих птицах. продолжать учить коллективному составлению плана прослушанного рассказа с установкой на запоминание. Обогащать лексику детей причастиями. Закрепля...
Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе
Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе...
Технологическая карта занятия в старшей группе по речевому развитию "Пересказ рассказа "Пушок" " (по Г. Скребицкому)
Конспект отмечен благодарственным письмом Института дополнительного образования ФГБОУ ВО Иркутский государственный университет « Лучший конспект занятия с использованием технологической карты ка...
Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?»
Занятие систематизирует у детей представление об осени в лесу, расширяет, уточняет и активизирует словарь детей; способствует развитию произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, ...
Конспект ООД по развитию речи для детей 5 – 6 лет. Образовательная область: Речевое развитие. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».
Пересказ текста с использованием опорных сигналов (презентации с иллюстрациями к тексту) и схемы....
Конспект ООД по речевому развитию пересказ рассказа М.Пришвина "Как заяц зимует"
Продолжать учить пересказывать литературные произведения с опорой на символические изображения. Пополнять знания о жизни диких животных зимой....