Методическая разработка "Организация самостоятельной деятельности детей через использование дидактических игр для развития речи детей предшкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Использование дидактических игр для развития речи в самостоятельной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной деятельности детей через использование дидактических игр для развития речи детей предшкольного возраста.

Цель: научить детей использовать дидактические игры в самостоятельной деятельности.

Задачи:

 Коррекционно - образовательные.

-уточнить знания детей о весне и ее характерных признаках;

- активизация и актуализация словаря по теме «Весна»;

- учить составлять слова из букв по заданию воспитателя;

- закрепить навыки слитного чтения;

- продолжать знакомить с правилами поведения в природе;

- закреплять навыки безопасного поведения на улице весной;

- создание оптимальных условий для двигательной активности детей, с целью предупреждения психофизического утомления;                        

Коррекционно - развивающие:

- развитие слуховой памяти, внимания;

- развивать умение координировать речь с движением;

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- способствовать активизации каждого ребенка в деятельности;

- формировать навыки сотрудничества и умение слушать своих товарищей;

Используемые технологии:

- здоровьесберегающие: технологии сохранения и стимулирования здоровья, (речь с движением, соблюдение санитарно-гигиенических условий).

- элементы ТРИЗА (игра «Хорошо – плохо»).

- игровые технологии: д/и «Семейка весенних слов», «Подбери признаки, действия», «Сравни и назови», «Расшифруй слова», «Будь осторожен», «Живые буквы».

Воспитатель: "Голубые, синие небо и ручьи,

                          В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

                          На сугробах ломкие льдинки - кружева,

                          Первая проталинка, первая трава."

Воспитатель: Как вы думаете, о чем это стихотворение?                                            

Дети: Это стихотворение о весне.                                                                                                                                                                                

Воспитатель: Ребята! Я вам предлагаю поиграть в весенние игры. Хотите?

Дети:  Да!

 Воспитатель: Первая игра «Хорошо – плохо» (элементы триза) Что хорошего в том, что пришла весна?

Дети:  Стало теплее и можно больше гулять на улице. На улице радостнее. Светит солнце, набухают почки, появляются первые листочки. Весной прилетают птицы. Весной можно снять теплые вещи. Весной дни становятся длиннее, можно больше гулять.

Воспитатель: А что плохого в том, что пришла весна?

Дети:  Снег растаял, нельзя кататься на санках, лыжах, коньках, ватрушках. Весной погода обманчивая, можно заболеть. Ранней весной много грязи, луж, приходится ходить в резиновых сапогах. Весной мы прощаемся с детским садом. Весной зацветают растения, и у некоторых людей может быть аллергия.

Воспитатель: Какие вы молодцы, увидели много хорошего и плохого в приходе весны,  

Воспитатель: Ребята, у меня есть для вас еще одна игра «Семейка весенних слов». Встаньте в круг, я буду бросать мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это слово, но перед ним вставляете нужную форму слова «весенний». Например – день, весенний день ( аромат, цветок, ручей, гриб, дождь ,погода, ночь, песня, птица, одежда, утро, настроение, солнце, небо, дыхание, дерево).

 Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, кто самый главный помощник у Весны, благодаря которому она приходит?

Дети: Солнце.

Дид. игра «Подбери признаки, действия»: на фланелеграфе выставляется желтый круг – солнце, без лучей, рядом разложены желтые полоски – лучи.

Воспитатель: Что – то оно невеселое у нас. Хотите его развеселить?

 Подарите ему ласковые слова. Скажите ласковое слово и приложите лучик к солнцу.

Дети: Ласковое, веселое, озорное, лучистое, теплое и т.д.

Воспитатель: А еще оно какое? (Игра «Сравни и назови»)

Солнце желтое, как (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как (мама, бабушка, ветерок, теплое море).

Солнце румяное, как (блинчик).

Солнце горячее, как (печка, огонь, костер).

Солнце доброе, как (бабушка).

Солнце яркое, как (лампочка, звезда, фонарь).

Солнце теплое, как (печка, рукавичка, свитер).

Воспитатель: Что солнце делает?

Дети: Греет, пригревает, светит, играет, ласкает.

Воспитатель: Чувствуете, как солнце стало пригревать?  Снег стал таять и зазвенела капель.

Проводится игра с движением:        Солнце стало пригревать,

                                                             Стали капельки стучать,

                                                             Капля раз, капля два,

                                                             Капли медленно сперва,

                                                             Кап – кап – кап  

                                                             Звенит капель

                                                             А потом быстрей, быстрей

                                                             Побежали ручейки,

                                                             Их попробуй, догони!

Звучит музыка «Звук журчания ручья»

Воспитатель: Узнаете этот звук? (Ответы детей).

Воспитатель: Это проснулся весенний ручеек.  Давайте подойдем к нему.

- Посмотрите льдинки! А на льдинке какой – то конверт. Давайте посмотрим, что там. (В конверте зашифрованные слова). Я вам предлагаю расшифровать слова, интересно, что у нас получится? 

Воспитатель: Вам необходимо вписать буквы в пустые клеточки в соответствии с поставленными цифрами. Проводится игра «Расшифруй слова». (Дети выполняют задание). 

Я вам буду загадывать загадки, у кого из вас отгадка, тот читает ее.

1. Это время года бывает перед летом и после зимы.

2. Так называется второй весенний месяц.

3. Цветок, который первый появляется из – под снега.

4. Так называются капли воды, которые капают с крыш в результате таяния снега.

5. Месяц, который начинает весну.

6. Ледяная морковка.

7. Место, где протаял снег и видна земля.

8. Эта птица первая возвращается весной.

9. Так называется последний месяц весны.                                                                                                                                                        10.Как называется явление, когда по реке плывут льдины.

11. Эта перелетная птица предпочитает жить в скворечнике.

12. Он бежит, журчит, наполняясь водой талого снега.

Воспитатель: Вы замечательно справились с этим заданием. Посмотрите, ручеек еще один сюрприз приготовил. На этой льдинке – весенние картинки. Давайте поиграем в игру «Будь осторожен».

Если на крыше висят сосульки, то будь осторожен. Почему?  (Ответы детей).

Если подошел к ручью, то будь осторожен. Почему?  (Ответы детей).

Если ты делаешь скворечник, то будь осторожен. Почему?  (Ответы детей).

Если решил повесить скворечник и поставил лестницу, то будь осторожен. Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Теперь я знаю, что вы сможете избежать неприятностей и постараетесь быть осторожными.

Ребята, а льдинки у нашего ручья волшебные. Давайте посмотрим, что под ними ? (Буквы.  Игра «Живые буквы»).  Из букв дети выкладывают слово «Весна».

Ребята, ручьи бывают разные, но все они текут и обязательно впадают в большой водоем. Вот и наш ручей добежит до озера Желаний. Хотите, чтобы ваши заветные желания  исполнились? (Ответы детей).

Предлагаю вам, ребята, взять лодочки, загадать желание и отправить их в путь до озера Желаний. (Дети берут лодочки, затем опускают их в ручей, проговаривая свое желание).

Воспитатель: Пусть наши лодочки  доберутся до озера Желаний! Пожелаем им счастливого пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста

Перед детским садом стоит задача - научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли...

Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего возраста

В данном пособии имеются дидактические игры и упражнения, направленные на развитие всех компонентов устной связной речи с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста

МБДОУ  Детский сад № 45 г. Нижнекамск        Консультация для воспитателей ясельных групп«Использование дидактических игр в развитии речи детей раннего воз...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Использование дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста

Развитие речи дошкольника процесс очень важный, ведь развитая речь будущего ученика-это хорошая основа для его полноценного развития и обучения. Сделать этот процесс интересным и увлекатель...

Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста

laquo;Игра – это искра, зажигающая  огонек пытливости и любознательности».В.А. Сухомлинский....

Использование дидактических игр в развитие речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается способ развития речи детей посредствам дидактических игр. Приведены примеры игр, способствующих развитию различных сторон речи дошкольников: фонетико-фонематической, лексическ...