Формирование звуковой культуры речи.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колобухина Елена Евгеньевна

В материале чётко сформулированы задачи по формированию звуковой культуры речи во всех возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zvukovoy_kultury_rechi.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование звуковой культуры речи детей в разных возрастных группах

Возраст

Задачи

На конец года дети должны

2 – 3 года

  • Способствовать развитию речевого слуха;
  • побуждать проговаривать вслед за воспитателем, а затем самостоятельно звукоподражания животным (ко – ко, му – му, мяу – мяу) и предметам (поезд: у – у – у);
  • развивать фонематический слух. Развивать на слух два – три слова и находить соответствующие картинки (предметы);
  • дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (ку-ку – ко-ко; му-му – мур-мур; ха-ха – ах-ах и др.);
  • развивать слуховое внимание посредством игр и игровых упражнений.
  • Правильно произносить все гласные звуки, согласные [м], [п], [б], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [й], [с'], [з'], а дети старшей подгруппы также и звуки [с], [з]);
  • дети должны чисто и ясно произносить слова с открытыми слогами типа Катя, бумага (без стечения согласных);
  • правильно сохранять слоговую структуру слова в трех, четырехсложных словах;
  •  уметь пользоваться голосовым аппаратом (громко отвечать на вопросы, произносить звукоподражания и слова с различной громкостью);
  •  обладать достаточно развитым слуховым восприятием (уметь различать на слух различные звукоподражания, далекие и близкие по звучанию, дифференцировать громкость их произнесения.

3 – 4 года

  • Развивать речевой слух;
  • упражнять речевой аппарат (артикуляционный и дыхательный) для закрепления и появления правильного звукопроизношения; произносить, уточнять и закреплять произношение звуков родного языка (гласных и части согласных);
  • дифференцировать слова, близкие по звучанию (с опорой на картинки): дом – ком, удочка – уточка и др.;
  • вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса посредством игр-драматизаций, игровых сюжетов, чтения и воспроизведения простейших попевок, потешек, отрывков авторских произведений.
  • Правильно и четко произносить гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [И] - изолированно, в словах и фразовой речи;
  • правильно и четко произносить согласные звуки [М], [Б], [П], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], “Ф”, [В], [Л], [С], [Ц] - изолированно, в словах и фразовой речи;
  • уметь произвольно регулировать силу голоса (громко — тихо), темп речи (быстро — медленно), речевое дыхание;
  • использовать выразительные средства речи — темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;
  • понимать значение терминов “звук” и “слово”.

4 – 5 лет

  • Развивать фонематический слух;
  • закреплять правильное произношение звуков родного языка (свистящих и шипящих, сонорных, твёрдых и мягких);
  • отрабатывать артикуляцию звуков и речевое дыхание;
  • упражнять в выделении заданного звука в словах (в начале слова); в умении подбирать слова на заданный звук (в начале слова);
  • выбрать из двух предметов тот, в названии которого есть заданный звук (звук [з] - кролик, заяц);
  • упражнять в умении использовать различные средства речевой выразительности.
  • Правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах и во фразовой речи;
  • различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
  • определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.

5 – 6 лет

  • Развивать речевой слух: фонематический и фонетический;
  • уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка, используя анализ артикуляции (по пяти позициям: положение губ, зубов, языка, вибрация голосовых связок и прохождение воздушной струи) в игровых упражнениях, речевых играх и т.д.;
  • совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих [с - ш], [з – ж], [ц – с]; звонких и глухих [ж – ш], [з – с], [б – п], [д – т], [г – к], [в – ф]; соноров [р – л]; твёрдых и мягких [с – с’], [з – з’], [п – п’], [б – б’], [т – т’], [д – д’], [к – к’], [г – г’], [в – в’], [ф – ф’], [р – р’], [л – л’];
  • предлагать задания на подбор слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине и конце слова); определять последовательность звуков в словах;
  • развивать умение передавать разнообразные интонации через изменение высоты голоса, силы его звучания, ритма и темпа речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и упражнениях и т.д.;
  • развивать контроль за собственной речью и критическое отношение к речи окружающих.

  • Верно произносят все звуки родного языка; достаточно четко — слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения;
  • определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
  • отвечают на вопросы, не торопясь;
  • изменяют в зависимости от содержания высказывания голос, темп речи;
  • правильно пользуются интонационными средствами выразительности;
  • дети имеют хорошо развитый фонематический слух.

6 – 8 лет

  • Упражнять в умении дифференцировать звуки (гласные – согласные, мягкие – твёрдые);
  • работать со словами-паронимами, объяснять их лексическое значение;
  • упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);
  • упражнять в умении производить анализ и синтез предложения по словам; короткого высказывания по предложениям;
  • формировать представление о слоге и ударении;
  • формировать первоначальное представление о предложении и слове: составлении нераспространённых и распространённых предложений; разделении предложений на слова, последовательном выделении их из предложений; определении количества слов.

 

  • Составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его;
  • способны произвести полный звуковой анализ слова;  
  • фонематическое восприятие: могут определить наличие данного звука в слове, выбрать слова с заданным звуком из ряда других слов; выделить слова с заданным звуком из фразы; определить часто повторяемый звук в словах;
  • речевой слух: найти смысловые неточности в речи; определить на слух громкость звучания голоса в речи; определить на слух скорость звучания речи, ее интонационную выразительность; определить на слух тембр голоса; определить ударение в слове, его ритмическую структуру;
  • делить слова на слоги;
  • понимать и использовать в речи термины “звук” и “слово”, “предложение”;
  • определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
  • различать гласные, согласные; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки;
  • пользоваться графическим обозначением звуков (гласные — красные, твердые согласные — синие, мягкие согласные — зеленые);
  • проводить звуковой анализ слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Доклад "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"...

Конспект в старшей группе «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи» .

Конспект на тему "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития свзяной речи"....