Конспект НОД по познавательно - речевому развитию для детей с ОНР (5-6 лет) «В гостях у Песочной феи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Паршина Наталья Александровна

Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы ДОУ, а так же логопедам. На этом занятии дети получат возможность реализовать свои творческие способности, повысить интеллектуальную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по познавательно - речевому развитию для детей с ОНР (5-6 лет)

«В гостях у Песочной феи»


Цели: Развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре. Активизировать социально - эмоциональный опыт детей путём решения их представлений об окружающем мире.
Задачи: Образовательные:
1.Формировать фонематические представления, умение соотнести букву и звук

2. Формировать умение придумывать слова с заданным звуком.

3 .Закрепление образа букв, правильное написание букв.

4.Закрепление лексических тем.

5.Способствоватьб проявлению детского творчества в работе с нетрадиционным материалом. Развивающие:
1. Развитие связной речи, упражнение в словообразовании и словоизменении.
2. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря
3. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза
4. Развитие тактильных ощущений
5. Развитие пальчиковой моторики рук
6. Развитие памяти, внимания
7. Развитие познавательных психических процессов
8. Обучение искусству расслабления
9. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.
Воспитательные:
1.Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать
2.Воспитывать аккуратность
3.Воспитывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Материал: контейнеры с песком на каждого ребенка, силуэты букв, цветные трубочки, ёмкости с водой, силуэты цветов с разным покрытием, ватман с картинкой радуга, цветной песок, кисточки, клей на каждого ребёнка, пульверизаторы с водой на каждого ребёнка.

Ход занятия

Звучит спокойная, тихая музыка. Дети заходят, здороваются.
Воспитатель: День добрый, милые друзья, сюда пришли совсем не зря, я приглашаю в сказку всех! Вас ждут преграды и успех. Тихонько отворяем двери, и каждый в сказку пусть поверит! Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю. Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я хочу вам рассказать одну сказку. Где-то далеко- далеко за морем - океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живёт себе, поживает Песочная Фея. И эта фея - не простая, она добрая волшебница, которая очень любит детей и хочет с вами познакомиться. А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней?

Ответы детей.

Воспитатель: Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Я сейчас скажу вам заклинание, вы повторите за мной: «Песочная Фея нам помоги, В страну волшебную перенеси, в ладоши мы хлопнем раз, два и три, Сердце своё для добра распахни!»
Звучит музыка. (Слайд Песочная страна)

Воспитатель: Вот мы и очутились в сказочной стране. Посмотрите, здесь какое - то письмо. Давайте прочитаем. Написано «Детям старшей группы». Это письмо написала песочная Фея, она просит нашей помощи. Здесь написано, что во вселенной была песочная страна с зелёными лесами, красивыми цветами, голубыми озёрами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы, потому что им никто ничего не запрещал. Они могли кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. Но однажды злой волшебник заколдовал всё в песочной стране. И стала песочная страна тёмной и безжизненной. Не стало солнышка, и радугу злой волшебник окрасил в чёрный цвет. И нам нужно с вами разукрасить радугу в разноцветные цвета и помочь песочной фее расколдовать всех жителей песочной страны. (Слайд бесцветное солнце и радуга)
Воспитатель: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь Фее разукрасить радугу и расколдовать жителей песочной страны? Ответы детей.
Воспитатель: Спасибо, что вы согласились помочь Фее. Нам в пути помогут: верность, доброта, смекалка, смелость и дружба. Давайте крепко возьмёмся за руки и произнесём волшебные слова:
Песочная Фея нам помоги, В страну волшебную перенеси, в ладоши мы хлопнем раз, два и три, в песочной стране окажемся мы! Дети подходят к песочнице.

Воспитатель: А вот и песочная страна, где живут друзья песочной Феи. Посмотрите, как здесь пусто и тоскливо. Нет ни солнышка, ни радуги. Один песок. Но этот песок не простой, он волшебный. Он может чувствовать прикосновения, слышать. Прежде чем подойти и потрогать песочек, нам нужно с вами повторить правила пользования песком. (Слайды правила пользования песком)
1.Нальзя брать песок в рот.

2.Нельзя бросать песок в глаза.
3.Нельзя кидаться песком.

4.Нельзя высыпать песок из песочницы.
5.Перед работой с песком нужно одевать фартуки.

6.После работы с песком нужно мыть руки.

Воспитатель: Надеюсь, что вы эти правила запомнили и будете их выполнять. Давайте повторим.
Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: А теперь давайте потрогаем песочек. (Дети различными способами дотрагиваются до песка). (Слайд пустая песочница)
Воспитатель: Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?
Дети: сухой, шершавый, мягкий. 
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок!». Послушайте, он с вами здоровается. Вы все слышите? Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом. А давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. А теперь давайте покажем, как змейка пробежала по песку
(дети водят по песку ребром ладони).
Воспитатель: Молодцы! А теперь покажите, как медведь идёт по песочку (дети кулаками нажимают на песок).

Воспитатель: А теперь как зайчик прыгает по песочку (двумя пальчиками медленно). 
А теперь муравей пробежал по песочку
(двумя пальчиками быстро) 
Дети повторяют. 

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами нарисуем свой портрет на песке.
Когда вам дарят новую игрушку? Когда вас обидели? Когда вы испугались? Когда вы увидели радугу? Вот, молодцы! Вы отлично справились с заданием!
Для того, чтобы вернуть радугу и расколдовать жителей песочной страны, нам с вами нужно преодолеть первое препятствие.

Игра « Нарисуем буквы» (Педагог показывает буквы, дети называют их, а затем пишут на песке сначала указательным пальцем правой руки, затем указательным пальцем левой руки, как усложнение двумя руками одновременно)
Воспитатель:  Молодцы, ребята! Вот мы и справились с первым заданием!!!! Но посмотрите, у нас так и не появилась радуга. Значит, нам нужно идти с вами дальше. (Дети приходят на цветочную полянку)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда это мы свами попали? Это цветочная поляна. Отгадайте, кто здесь хозяйка? (Педагог читает загадку про весну)
Воспитатель: Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет,  звонче птичьи голоса. Значит, к нам пришла ….

Дети: весна! (слайд весна)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как постаралась хозяйка Весна. Взгляните, чем она украсила весеннюю полянку?
(На полу расположены изображения весенних цветов с различными тактильными покрытиями: соль, песок, рис, фольга, чай) 
Дети: Весенними цветами. (Слайд первые весенние цветы)
Воспитатель: Выберите себе любой цветок и расскажите о нём. Какой у тебя цветок? А у тебя? На что он похож. Потрогайте свои цветочки, что вы ощущаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам превратиться в весенние цветы.
Психоэтюд: «Первые цветы» (Педагог под музыку произносит строки, дети с помощью пластических движений выполняют действия)
Воспитатель: Наши первые цветки распускают лепестки. (Руки перед грудью, ладонь прижата к ладони, поднимаем вверх, раскрываем руки)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (М
едленно раскачиваемся из стороны в сторону)
Наши нежные цветки закрывают лепестки. (Ладони рук над головой соединяются. Опускаются к груди)
Головой кивают, тихо засыпают.
(Киваем головками, закрываем глаза, голову кладём на ладони)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Но весенняя полянка нам не помогла. Посмотрите, у нас так и нет цветной радуги. И жители песочной страны всё ещё заколдованы.
На полу лежит синяя ленточка (имитация ручейка)
Воспитатель: Посмотрите. Ребята, а что это? Это весенний ручей. Но он не журчит, не поёт, наверное злой волшебник и здесь побывал. Попробуем оживить ручеёк?
(Дети подходят к столу, на котором стоят стаканчики с водой. С помощью цветных трубочек имитируют песенку ручейка)
Воспитатель: Ребята, какими словами можно описать песенку ручейка?
Дети: озорной, задорный, шумный, игривый, журчащий, быстрый.
Воспитатель: Ручей, ручей, ты не знаешь где нам найти краски радуги и оживить жителей песочной страны? Ребята, ручей не знает, как вернуть радугу, но он сказал мне , что у него волшебные капли воды, и с помощью этих капель мы с вами можем оживить наш песочек.
(Дети и педагог подходят к песочнице)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас здесь с вами ничего не изменилось. Жителей в песочной стране так и нет. Ребята, а какой песок в песочнице?
Дети: сухой.

Воспитатель: А из такого песка можно что - нибудь построить?
Дети: нет.
Воспитатель: Но нам нужно с вами оживить песок. А что нужно всему живому - растениям, птицам, животным, людям для жизни?
Дети: вода!
Педагог: Конечно, вода. Но нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовём дождик, который поможет нам всё оживить, ведь у дождика все капли волшебные.
Упражнение «Песочный дождик» (Каждому ребёнку выдаётся пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок)
Воспитатель: Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Начинаем поливать песок: «Дождик, лей веселей! Тёплых капель не жалей для лесов для полей и для маленьких детей и для мам и для пап кап-кап-кап!»
Воспитатель: Вы чудо - помощники! Песок вам очень благодарен. Посмотрите, какой стал песок?

Ответы детей.
Воспитатель: Но жителей всё ещё нет. Давайте поиграем в игру «Дежурная буква»

Игра « Дежурная буква» (Педагог на песке рисует букву, а дети придумывают слово на этот звук, кто быстрее придумает – пишет букву и говорит задание: придумать название посуды, животного и т.д. чтобы звук был в начале слова, и т. д.)
Назовите слово на букву М из раздела - животные.
Назовите слово на букву Ш из раздела – одежда.
Назовите слово на букву К из раздела – посуда.
Назовите слово на букву У из раздела – профессии.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. И посмотрите, у нас появилась радуга. Но она бесцветная, грустная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы радуга засияла снова своими разноцветными красками? Я думаю, что нам нужно самим разукрасить радугу в разноцветные цвета, и жители песочной страны обязательно вернуться.
(Дети с педагогом подходят к отдельному столу, где лежит бесцветная радуга. Дети с помощью клея, кисточек, цветного песка рисуют разноцветную радугу. В это время в песочнице появляются жители песочной страны)
(Звучит фонограмма песни Н. Королёвой «Маленькая страна»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы избавились от чар злого волшебника, разукрасили радугу, помогли песочной феи вернуть жителей в песочную страну. (Слайд цветная радуга)
(Дети строят песочную страну, расставляют фигурки песочных жителей, обыгрывают постройки)
Воспитатель: Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники!
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной, спасли жителей песочной страны, оживили саму страну. Узнали, какой бывает песок, чем отличается сухой песок от влажного. Сами приготовили влажный песок. Мы с вами сегодня совершили много хороших поступков.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться домой. Давайте произнесем заклинание, и оно вернет нас обратно. Дети вместе с педагогом произносят заклинание: «Песочная Фея нам помоги, Обратно домой нас перенеси, в ладоши мы хлопнем раз, два и три, Сердце своё для добра распахни!»
Воспитатель: Ну вот, мы и вернулись в детский сад. Какое у вас настроение и что нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: На этом наше с вами путешествие закончено! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Формирование познавательно - речевого развития у детей средней группы». Практикум в форме совместной деятельности детей и родителей «Гость группы» (выпечка печенья)

Цель: привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка и в развитии позна...

Конспект по познавательно-речевому развитию для детей 4-5 лет по мотивам русской народной сказки «Теремок».

Дан конспект занятия для развития речи детей средней группы детского сада.В процессе занятия решаются задачи:- продолжать знакомство с художественной литературой;- формировать умение пересказывать неб...

Конспект НОД (Познавательно-речевое развитие) в подготовительной к школе группы. Тема: «Балда в гостях у «Репки»

Конспект НОД (Познавательно-речевое развитие) в подготовительной к школе группы.Тема: «Балда в гостях у «Репки» Цели: Образовательные: формировать элементарные представления об овощах; расши...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы детского сада «Ежик в гостях у ребят»

Цель: продолжать учить детей составлять связный рассказ по серии картин. Задачи: 1. Развивать навыки связной речи, умение работать с наглядным материалом, умение работать самостоятельно...

Конспект НОД по речевому развитию для детей 2-3 лет на тему «В гостях у белочки»

Конспект НОД по речевому развитию для детей 2-3 лет на тему:«В гостях у белочки»Цель: Расширить знание детей о жителе леса Белочке. Создать условия для развития речевой акти...

Конспект по познавательно – речевому развитию для детей среднего возраста «Осень»

Развитие детьми умения последовательно запоминать и рассказывать стихотворение....