Занятие по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» в театре кукол
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рылькова Татьяна Анатольевна

Занятие для детей старшей группы. Цель :  Формировать у детей интерес к театрализованной деятельности, развивать связную речь дошкольников посредством постановки  кукольного спектакля по русской народной сказке  " Заюшкина избушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие для старшей группы45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Занятие по театрализованной деятельности

«В гостях у сказки» в театре кукол

Старшая группа

Воспитатель МБДОУ № 114 г. Кемерово:

Рылькова Татьяна Анатольевна

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

 Цели:

1.Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

2.Развитие связной речи дошкольников посредством постановки кукольного  спектакля по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей с героем  русского народного театра – Петрушкой;  научить детей работать с перчаточной куклой , как ею управлять, передавая характер и  диалог  героев сказки.

2.Активизировать словарный запас  слов  (перчаточные куклы, ширма, верховые куклы, грядка , декорации).

Развивающие:

1. Содействовать развитию любознательности, познавательного интереса, эмоциональной сферы ребенка.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую связную  речь.

3. Развивать навыки импровизации , умение выразительно исполнять роли.

4. Развивать умение взаимодействовать в  микрогруппе.

5.Способствовать формированию коммуникативных способностей , развитию долговременной памяти, артистических способностей.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к народной культуре.

Предварительная работа:  чтение сказки « Заюшкина избушка»;

рассматривание иллюстраций разных художников к сказке; загадывание загадок; создание театрального уголка «Буратино».

Работа с родителями:

просмотр с детьми мультфильма «Заюшкина избушка»; рисование с детьми героев сказки.

Оборудование: перчаточные куклы, кукла Петрушка, ширма, наглядность, доска, магнитофон, русская народная сказка «Заюшкина избушка», театральный уголок «Буратино».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: « Доброе утро!»

Давайте улыбнемся и подарим улыбки друг другу. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. (Ребята сидят на стульях в театральном уголке «Буратино»).

- Ребята, хотите мы с вами  отправимся в одно очень увлекательное путешествие: в мир театра? ( Да.)

Итак, отправляемся в наше путешествие. Закрываем глаза… (звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского).

- Ребята, мы с вами перенеслись в волшебный мир театра. Кто знает, что такое театр?

ТЕАТР –  в переводе с  греческого означает  место для зрелищ. В театре мы с вами можем отдохнуть и получить наслаждение от просмотренного спектакля.

- Кто из вас бывал в театре?

- Какую постановку вы видели в театре, понравилась ли она вам? Почему?

( Ответы детей : « Три поросенка», « Красная Шапочка», «Теремок», «Приключения  Буратино» и др.)

- А как нужно вести себя в театре?

( Ответы детей. Нельзя разговаривать,  нельзя вставать с места, не мешать другим людям и  т. д.)

- Молодцы.

( Стук в дверь.)

Воспитатель: В дверь кто – то стучится. Кто же это ? Пойду открою.

- Ребята , здесь написано : « Отгадайте мою загадку, и  вы узнаете, кто я».

                    Наряд мой пестрый,

                    Колпак острый,

                    Шутки и смех веселят всех!

                    Я – веселая игрушка,

                    А зовут меня … (ПЕТРУШКА).

(Воспитатель надевает на руку куклу Петрушку).

Петрушка: Привет , девчонки и мальчишки ! А вот и я! Я – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите , каков Петрушка! Как он выглядит, какой у него наряд?

Петрушка в яркой рубахе, колпак у него с бубенцами и кисточками. Раньше он грозил палкой всем лентяям, врунам, злыдням и всегда готов был заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э–ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра.

- Нравится вам такой герой? (Да).

Петрушка ( оглядываясь): Ребята, у вас тоже есть свой театр? Как он называется? ( «Буратино»).

Петрушка: Здорово! А что у вас в театре есть? А какие театры вы знаете?

(Воспитатель и дети рассказывают)

У нас есть разные виды театра: пальчиковый, перчаточный, куклы «Би – ба – бо», теневой театр, театр на фланелеграфе, вязаный театр маски , костюмерная, театральные шапочки   и многое другое.

Петрушка: Давайте отдохнем.

Физминутка.

Наш Петрушка  потянулся ,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки в стать.

Воспитатель: Вот мы и достали волшебный ключик ! (Достает ключик из сундучка. )Этим ключиком  мы с вами будем открывать большой, яркий, неизведанный мир театра, полный загадок и неожиданностей.

- Ребята, а вы  хотите стать  артистами и сами управлять куклами? (Да.) Тогда давайте учиться? Сегодня мы познакомимся с перчаточными куклами.

 ( Воспитатель показывает и объясняет ребятам. )

Они  называются перчаточные , так как одеваются на руку кукловода ,

как перчатка, и управляются пальцами  и кистью.

 А кто такой кукловод? (Кукловод – артист кукольного театра, из- за  ширмы управляющий куклами).

Все куклы – перчатки  работают на ширме (ширма – комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей, бумагой) и  находятся чуть выше головы кукловода, поэтому они называются верховые

( сверху). ( Показ .)

Место, по которому передвигается кукла, называется грядка.(Показ.)

Еще на ширму крепятся нужные для спектакля вещи: цветы, деревья, домики и многое другое – все это называется декорации. (Ребята повторяют новые слова хором и индивидуально.)

 - Сегодня мы с Петрушкой  приглашаем вас стать кукловодами и показать сказку «Заюшкина избушка»  нашим зрителям.

-  Хотите стать кукловодами? ( Да.)

- Но прежде чем распределить роли, давайте с вами  обсудим, как будем передавать характер героев сказки и каким голосом озвучивать их.

- Давайте вспомним, кто главные герои сказки? ( Заяц и лиса.)

- Какая Лиса? Какой у нее характер? (Лиса хитрая, коварная обманщица.)

- Давайте проговорим слова лисы, которые так пугают героев сказки.

(Ребята произносят слова хором и индивидуально : «Как  выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам».)

- Каким голосом нужно произносить слова лисы , чтобы передать ее характер?

( Ответы детей. Когда лиса хочет попасть в домик зайчика , нужно говорить хитрым, спокойным, плавным, даже плаксивым голосом. Когда лиса выгонит зайчика из домика,   нужно произносить слова уже громким, пугающим голосом.)

- А как меняется голос лисы, когда к домику подходил петушок – золотой гребешок?

( В конце сказки, когда ее выгоняет  петушок из домика, лиса говорит пугливым , трусливым, дрожащим , тихим голоском.)

 - Как будем управлять перчаточной куклой лисой? (В начале сказки кукла  лиса будет передвигаться по грядке уверенно, а конце сказки суетливо, то есть лиса то покажет свою голову, то спрячет, затем быстро убегает в лес – прячется за ширмой.)

 - Какой в сказке зайка? Какой у него характер? ( Зайка в сказке доверчивый, добрый, тихий, плаксивый.)

- Давайте проговорим слова, которые так жалобно произносит зайка. А каким голосом нужно произносить его слова?( Печальным, грустным, тихим, плаксивым. )

( 2 – 3 ребенка произносят слова: « Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня».)

- Как будем управлять куклой зайкой? (Кукла должна двигаться по грядке не спеша, слегка с опущенной головой.)

- Кто хотел помочь зайке в его беде? Почему? ( Собаки, медведь, петушок – золотой гребешок.Им было жалко зайку, они хотели восстановить справедливость, вернуть зайке его дом.)

- Удалось ли собакам и медведю выгнать лису из домика? ( Нет, потому что испугались лисы.)

- Каким голосом мы должны произносить слова собак : « Ав – ав – ав! Поди, лиса вон!» ( Звонким, смелым, громким.)

 -А когда лиса напугала  и прогнала их? (Тихим, напуганным.)

(Ребята произносят слова хором и индивидуально.)

- Как будем управлять куклой собакой? ( Сначала, когда собаки идут вместе с зайчиком к домику, кукла передвигается по грядке уверенно , а после того , как собаки испугались лисы, рука с куклой движется быстро и прячется за ширмой.)

- Каким голосом мы должны произносить слова медведя : « Поди, лиса вон!» ( Ревущим, пугающим, грубым, громким.)

- Покажите , как должен реветь медведь? Ребята показывают рев медведя хором и индивидуально.)

         - Как будем управлять куклой  медведем?( Рука с куклой сначала будет передвигается по грядке уверенно , слегка  покачиваясь вправо и влево, а потом после слов лисы – кукла -медведь убегает быстро , вперевалочку, и  прячется за ширмой.)

- Кто помог зайчику вернуть домик?( Петушок – золотой гребешок.)

- Какой петушок – золотой гребешок в сказке? ( Он смелый, решительный, умный, храбрый, добрый, отзывчивый.)

- Сколько раз кричал свои слова петушок? ( 3 ) Каким голосом мы должны произносить его слова?( Звонким, громким, уверенным,)

- Давайте  произнесем их вместе: « Ку– ка – ре – ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса вон!»

- Как будем управлять куклой ?(Рука  с куклой будет передвигается по грядке уверенно ,с высоко поднятой головой, степенно, важно, ничего не боясь, произнося слова с каждым разом все громче и громче.)

- Молодцы!

- А сейчас ребята вы станете кукловодами и покажете  сказку «Заюшкина избушка»  нашим  зрителям.

(Ребята распределяют роли, надевают перчаточные куклы и показывают  кукольный спектакль.)

Петрушка: Ай – да, ребята! Настоящие артисты. Молодцы. Аплодисменты.

Воспитатель:  Наше путешествие в мир театра кукол  завершилось. Спасибо вам за работу на занятии, за ваши добрые глаза и приветливые улыбки.

Петрушка: До встречи!

Дети: До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности "В гости к сказке".

Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи.Источник: http://www.calend.ru/...

Конспект занятия по театрализованной деятельности «В гости к сказке» (младший дошкольный возраст)

Целью НОД является приобщение детей к народному творчеству,  к театральной деятельности....

Театрализованная деятельность «В гостях у сказки». Младшая группа. Тема. В театре кукол.

Театрализованная  деятельность «В гостях у сказки».  Младшая группа.Тема. В театре кукол.Задачи. Знакомить с искусством театра; дать представления о его атрибутике (афиша, зрительный зал, би...

Конспект занятия по развитию речи детей с элементами театрализованной деятельности "В гости к сказке "Теремок"

В жизни ребёнка немаловажную роль играют сказки. Малыш постоянно просит почитать их, рассказать, послушать аудиозапись. Ребёнок ещё и ещё раз хочет услышать про своих любимых героев, часто подражает и...

НОД в старшей группе по театрализованной деятельности В гостях у сказки.(сказка В. Сутеева Яблоко)

Задачи:Учить детей чётко произносить слова скороговорки, изменяя силу голоса и интонациюУчить сочетать движение и речьУчить интонационно и выразительно произносить фразыУчить использовать жесты, как с...

Конспект занятия по театрализованной деятельности "В гости к сказке"

Развитие речевой активности, развить творческие способности у детей...

Конспект занятия по театрализованной деятельности "В гостях у сказки"

Занятие рассчитано для детей второй младшей группы. Инсценировка сказки "Репка" в стихах....