Конспект НОД "Мебель"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме «Мебель».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_rr_mebel.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 28»

  Конспект занятия по развитию речи.

Тема: «Мебель».

Составитель: Жабина Ирина Ивановна

г. Новомосковск, 2020 г.

Цель –  обогащение словарного запаса по лексической теме «Мебель».

Задачи:

1. Обогащать словарный запас детей: сиденье, подлокотник, столешница.
  Уточнить и закрепить правильное произношение частей мебели.
  Закрепить умение образовывать относительные прилагательные.

2. Развивать речь, память, мышление, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев.

3. Воспитывать умение слушать друг друга, любознательность.

Тип занятия: комплексное.  

Форма занятия: групповая, индивидуальная.

Продолжительность: 25 мин.

Участники: воспитатель, воспитанники.

Возраст обучающихся: старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Оборудование и материалы. Демонстрационный материал по теме «Мебель», раскраски «Мебель»; цветные карандаши. 

Предварительная подготовка. Проведение цикла занятий о свойствах и качествах различных материалов (металл, дерево, пластмасса, резина), НОД «Путешествие в прошлое мебели», конструирование с элементами аппликации «Кукольная мебель».

Методы и приёмы работы с детьми: наглядный (рассматривание картин), словесный (беседа, словесные дидактические игры), практический (продуктивная деятельность).

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1.  Организационный.

Отгадывание загадок о предметах мебели, определение цели занятия.

3 мин

2. Основной.

Актуализация представлений детей о предметах мебели, их назначении, материале из которого они изготовлены. Формирование знаний о названиях частей предметов мебели.

Создание узора для плоскостного изображения кресла.

17 мин

3. Итог.

Закрепление полученных представлений. Совместный анализ с детьми выполненных узоров.

5 мин

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки (картинка – отгадка выставляется на доску).

Загадки.
Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.
(Стул)
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, —
Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать.
(Диван)
На рассвете и закате
Сладко спится на…
(Кровати)
Четыре брата  

Под одной шляпой стоят.
(Стол)
Воспитатель: Загадки вы отгадали, а как все это можно назвать одним общим словом?
Дети: Мебель.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о мебели и ее частях.

2. Основной этап.

Беседа.

Воспитатель:  Для чего нужна мебель? Что было бы, если бы не было мебели? Чем отличается мебель для спальни и для кухни? (ответы детей).
Рассматривание предметных картинок.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно картинки. Какая мебель подходит для гостиной (прихожей, спальни, кухни).
Дети выбирают картинки. 

Воспитатель: Назовите предметы мебели.
Дети по очереди называют предметы мебели, воспитатель обращает внимание на четкость произношения.
Воспитатель: Как вы думаете, вся мебель сделана из одного материала или разного? Давайте определим  - из какого?

Дидактическая игра «Из чего сделано?»
Например: кровать из дерева – деревянная, стол из стекла – стеклянный, стул из металла – металлический и т.д.

Знакомство с новыми понятиями.  
Воспитатель: Предлагаю вам внимательно посмотреть на картинки.
Стул состоит из частей: спинка, сиденье и ножки. 

Стол состоит из ножек и столешницы. 

Диван состоит из спинки, сиденья, подлокотников.

Дети повторяют новые слова: сиденье, столешница, подлокотник.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно назвать части шкафа, кровати, тумбочки, табуретки.

Физминутка «Мебель»
На кровати можно спать,
(руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)
Стулья, стол – переставлять.
(руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)
В шкаф я книги буду ставить,
(поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)
Кресла буду застилать.
(руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)
С полки буду пыль стирать,
(правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)
Тумбу – в чистоте держать.
(левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)
И скажу вам без прикрас,
(две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)
Эта мебель – просто класс!
(большие пальцы вверх)
Воспитатель: На ваших столах  раскраски, что это за предмет мебели?

Дети: Кресло.

Воспитатель: Как вы знаете, ткани, которыми обшивают диваны и кресла бывают разного цвета, имеют разные узоры. Придумайте свой узор и раскрасьте кресло цветными карандашами.

Пальчиковая гимнастика: «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре         (ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,  

(загибают пальчики на каждое название предмета мебели)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили,         (хлопают в ладоши)

Много мебели в квартире!               (разводят руками)

Самостоятельная работа детей с раскрасками.

Воспитатель следит за осанкой детей и контролирует умение правильно держать карандаш.

3. Итог. Рефлексия.

Воспитатель. Закройте глаза. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. Вы  видите на нем картинки (слова), которые произносили на занятии, запоминали. Вы как бы видите все занятие  от начала до конца. Откройте  глаза. Назовите слова (название мебели), которые удалось вам увидеть на экране вашего внутреннего телевизора.

Ответы детей.

Рассматривание и анализ работ детей. Предложить использовать полученные образцы «ткани для кресел» в сюжетно-ролевой игре «Магазин мебели».

Используемая литература:

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – 144с.

2. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 80 с.  

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 192 с.

4. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. / Под ред. О. С Ушаковой.  - М.: ТЦ «Сфера», 2002 – 144 с.  

5. Интернет ресурсы:

https://infourok.ru,  http://ped-kopilka.ru/,  http://www.maam.ru.