Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Володина Галина Викторовна

Конспект занятия в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»

Цель: способствовать развитию умения пересказывать несложные тексты связно, последовательно, без пропусков и повторений.

Задачи:                                                                                                          

- содействовать обогащению знаний детей о Л. Н. Толстом как знаменитой личности, известном писателе;

-вспомнить с детьми известные рассказы Л. Н. Толстого и познакомить с новым произведением «Девочка и грибы»;

- содействовать овладению умениями слушать в исполнении воспитателя и товарищей произведения, объективно оценивать пересказы товарищей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; 

-развивать интонационную выразительность речи, умение придавать эмоциональную окраску пересказу, передавать чувства героев;

- содействовать формированию черт будущего читателя:  стремления к постоянному общению с книгой (слушание, рассматривание),проявление явного удовольствия при слушании литературных произведений, желание научиться читать самостоятельно, бережно обращаться с книгой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»

   

                                                   Воспитатель:   Володина Галина Викторовна

Цель: способствовать развитию умения пересказывать несложные тексты связно, последовательно, без пропусков и повторений.

Задачи:        

- содействовать обогащению знаний детей о Л. Н. Толстом как знаменитой личности, известном писателе;

-вспомнить с детьми известные рассказы Л. Н. Толстого и познакомить с новым произведением «Девочка и грибы»;

- содействовать овладению умениями слушать в исполнении воспитателя и товарищей произведения, объективно оценивать пересказы товарищей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;  

-развивать интонационную выразительность речи, умение придавать эмоциональную окраску пересказу, передавать чувства героев;

- содействовать формированию черт будущего читателя:  стремления к постоянному общению с книгой (слушание, рассматривание),проявление явного удовольствия при слушании литературных произведений, желание научиться читать самостоятельно, бережно обращаться с книгой.

Предварительная работа: чтение произведений Л. Н. Толстого, рассматривание художественных  иллюстраций к прочитанным произведениям.

Оборудование: кукла «Буратино», презентация о Л. Н. Толстом, портреты писателя в молодости и в старости, художественные иллюстрации к произведению Л. Н. Толстого «Девочка и грибы».

Ход НОД

Я иду, иду, иду, за собой ребят веду (Свету, Марину,……).

Здравствуй дружочек, здравствуй дружок.

Встанем мы вместе с вами в кружок.

Собрались ребята в круг-

Слева - друг и справа – друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Театр воспитателя в роли «Буратино»: - Здравствуйте, ребята! Я слышал, как вы утром говорили  о тех людях, которых нет в живых, но их знают и помнят

- Ребята, а как говорят о людях, которые жили давно, но их до сих пор почему- то  помнят, знают и уважают?  Дети отвечают на вопрос воспитателя по очереди (великие, известные, знаменитые, талантливые, образованные, трудолюбивые и т. д.).

Театр воспитателя в роли «Буратино»:

- Вот, вот! Я и принес вам портрет одного великого, уважаемого, талантливого человека! Это А. С. Пушкин! (Нет, это не Пушкин! Это Л. Н. Толстой! Дети проявляют свои  знания  о Л. Н. Толстом как  известном писателе.)

-Нет! Вы меня не путайте! Я видел портрет Л. Н. Толстого в книге, он с детьми и весь седой. Это точно не он!

-Сейчас мы во всём разберёмся. Дети проходят, садятся на стульчики полукругом.

- Ребята, а как вы думаете, почему данный портрет Л. Н. Толстого не похож на те, что вы и «Буратино» раньше видели  в книгах, на портретах?

-Почему же Толстого Л. Н. помнят, уважают, называют великим? (- На этом портрете Л. Н. Толстой молодой, поэтому его нелегко узнать. - Он написал много книг для детей. Сделал много добрых дел для людей.)

Очень давно жил замечательный русский писатель Лев Николаевич Толстой. Всю свою жизнь он трудился: писал книги (написал более 90 томов сочинений для детей и взрослых), разводил пчёл, посадил яблоневый сад.

Толстой очень любил детей, открыл для них школу в Ясной поляне.

Он сам учил ребятишек.

Учебников тогда не было, толстой составил «Азбуку», по которой учились грамоте многие поколения. Просмотр презентации о Л. Н. Толстом.

А Вы знакомы с рассказами и сказками Л. Н. Толстого?

Дети вспоминают произведения   Л. Н. Толстого. «Косточка», «Лев и собачка», «Филиппок», «У Вари был чиж», «Мальчик стерёг овец», «Отец и сыновья» и  др.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым рассказом Л. Н. Толстого «Девочка и грибы».

Театр воспитателя в роли «Буратино»:

- А давайте ляжем все на ковёр - так удобнее. Я люблю книжки лёжа читать.

Дети объясняют Буратино, что книги нужно читать и смотреть сидя, чтобы не помять и не порвать, что с книгами надо обращаться бережно, аккуратно. Также надо беречь и своё здоровье – зрение и осанку.

А сначала отдохнем! Дети встают свободно на ковре, выполняют движения по тексту

- Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

(рывки руками)

То направо посмотрели,

 То налево посмотрели.

(руки попеременно «под козырёк»)

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(повороты туловища)

Приседанье начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

(приседание)

А теперь на место сели.

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Девочка и грибы» воспитателем.

Первичное чтение литературного произведения (начало читается спокойно, потом в голосе появляются тревожные интонации). Необходимо интонационно подчеркнуть чувства испытанные старшей сестрой, пассажирами поезда, кондуктором и машинистом. Беседа по содержанию:

- О чём говорится в этом рассказе?

(Примерные ответы детей: - О том, как две девочки шли домой с грибами.)

- Что случилось с девочками?  (- Девочки услышали шум поезда. Старшая девочка вернулась назад, а меньшая  побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.)

- Какие чувства пережила девочка, оказавшись под поездом? (- Страх, испуг, ужас, паника.)

 - Кто, кроме девочки тоже  испытал похожие чувства? (- Страх почувствовали  старшая сестра, она кричала и плакала. Пассажиры, онисмотрели из окон вагонов.  Кондуктор, он побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой, и машинист.)

Ребята,  вы правильно ответили на вопросы, хорошо поняли содержание рассказа. А сейчас я вам ещё раз прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно – вы будете его рассказывать. (Повторное чтение произведения. Детям дается установка на внимательное прослушивание текста.)

Пересказ произведения детьми. Например: « Катя рассказала выразительно, но её рассказ не полный. Она не рассказала о том, как  старшая девочка закричала сестре:  «Не ходи назад!».

Воспитатель вызывает 5-6 детей. Дети, речь которых требует повышенного внимания, пересказывают на индивидуальных занятиях.

 После каждого пересказа дети дают оценку, как передано содержание и детали рассказа.

- Ребята, вам рассказ Л. Н. Толстого «Девочка и грибы» понравился?

Театр воспитателя в роли «Буратино»: - И мне очень понравился! -  Я сейчас пойду  и расскажу  рассказ другим детям так,  будто я сам всё видел. А вы расскажите дома родителям.

- Ребята, а вы, сможете рассказать рассказ Л. Н. Толстого «Девочка и грибы» родителям? - Да, сможем.

- А чтобы было родителям интересно, как надо рассказывать?

- Надо рассказывать выразительно, близко к тексту, не спешить.

А мне пора! До свидания!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл»....

Конспект занятия по развитию речи в пстаршей группе. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ  сказки  Л. Толстого  «Белка и  волк».Образовательные  задачи: продолжать учить пересказывать  ли...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»» (Гербова, с47) Цель. Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л.Толсто...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. "Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

Знакомство детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом "Золотой луг"....