Опыт работы детского сада по развитию способности моделирования у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Трофимова Кристина Станиславовна

В нашей речи все чаще используются иностранные слова, дети испытывают дефицит живого общения. Из своего опыта работы и опыта своих коллег мы сталкиваемся с тем, что дети испытывают трудности на занятиях по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_kaychak.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы детского сада по развитию способности моделирования у детей дошкольного возраста в ДОУ.

К.С. Трофимова, д.Кайчак.

Структурное подразделение муниципального  дошкольного образовательного учреждения Тисульского детского сада№4 Кайчакский детский сад воспитатель, I квалификационная категория.

 «Учите ребёнка каким-нибудь

 неизвестным ему пяти словам –

 он  будет долго и напрасно

 мучиться, но свяжите двадцать      

 таких слов с картинками,

 и он усвоит их на лету»

К. Д. Ушинский

  Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста становится наглядное моделирование. Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания.         

  Актуальность этой темы заключается в том, что она имеет большое значение в решении творческих задач, в сложных эмоционально-насыщенных ситуациях, при смене ведущего вида деятельности. По мнению Л.С. Выготского, важно у детей дошкольного возраста развивать те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе (память, внимание, воображение, мышление, речь и т.д.). А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково-символической деятельности дошкольников.

 Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. В основе  моделирования лежит принцип замещения - реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Заключается он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства связи того или иного объекта. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

    Обучение моделированию следует осуществлять в такой последовательности. Я предлагаю детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими. Организуя сравнение двух объектов между собой, учу выделению признаков различия и сходства. Постепенно увеличиваю количество сравниваемых объектов до трех-четырех. Обучаю детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков. Руковожу созданием моделей элементарных понятий.

Модели многофункциональны:

    Предметные модели. Могут быть в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений: (макет аквариума, Земли, природных зон).

Предметно-схематические модели. Существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке — при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) — при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений — листьев, стеблей и т. д;.

Графические модели (мнемотехника).

Передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Например, календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

   Исходя из того, что модели многофункциональны, я использую их в различных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке,  ознакомлении детей с художественной литературой и природой. Использую  в образовательном процессе, как в совместно, так и в самостоятельной деятельности детей. Используя опорные рисунки, я превращаю непосредственно-образовательную деятельность в игру.         С помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) организую моделирование при  ознакомлении детей с природой (объектами и явлениями органического и неорганического мира). Все это помогает   при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок об овощах, фруктах, одежде, посуде, животных, временах года и  позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов, формирует обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

В последующем определено содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей, которое интегрируется с помощью  моделей. На основе модели  создаю разнообразные дидактические игры. Продумываю разнообразные модели вместе с детьми.  Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитее их мышления. При помощи картинок-моделей  организовываю различные виды ориентированной деятельности детей. Наглядные материалы использовала  на занятиях, в совместно  и самостоятельной детской деятельности. Используя в своей работе опорные схемы, я учу детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Выявлено, что учебно-игровая деятельность является наиболее эффективной на первых этапах овладения учением. Моделирование – это еще один метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом  овладению ими важными компонентами учебной деятельности. Эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей. Моделирование используется на разных видах занятий со старшими дошкольниками. С помощью схем-моделей и мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни; у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Конспект совместной деятельности взрослых и детей: "Развитие способности моделирования у детей дошкольного возраста через кодирование, декодирование ( расшифровывания информации) о свойствах предметов по их знаково - символическим обозначениям"

НОД Конспект совместной деятельности взрослых и детей: " Развитие способности моделирования у детей дошкольного возраста через кодирование, декодирование ( расшифровывания информации) о свойствах пред...

(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет

Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды,  а методами игры, загадки.  Посло...

Конспект НОД по развитию способности моделирования у детей старшего возраста

Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками старшего дошкольного возраста: «Развитие способности моделирования у детей дошкольного возраста через кодирование, декодирование (расшифр...

Наглядно - дидактическое пособие"Развивающий тренажёр"Размышляйка" для развития способности моделирования у детей дошкольного возраста"

Наглядно - дидактическое пособие"Развивающий тренажёр"Размышляйка" для развития способности моделирования у детей дошкольного возраста"...

Наглядно - дидактическое пособие - "Развивающий тренажёр компьютер "Размышляйка" для формирования способности моделирования у детей дошкольного возраста

Наглядно - дидактическое пособие - "Развивающий тренажёр компьютер "Размышляйка" для формирования способности моделирования у детей дошкольного возраста...

Опыт работы: "Развитие базовой способности моделирования у детей дошкольного возраста с использованием развивающих тренажёров"

Опыт работы: "Развитие базовой способности моделирования у детей дошкольного возраста с использованием развивающих тренажёров"...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Работа детского сада и семьи по правовому воспитанию детей дошкольного возраста"

Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Для того, чтобы работа с семьей по этому направлению была эффективней педагоги должны иметь достаточный уровень знаний и умений. В материале пр...