Мастер-класс с родителями: "Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Чубаева-Городецкая Елена Николаевна

Автором разработан план -конспект проведения мастер-класса с родителями старшей группы по развитию речи в помощь педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1

«Общеобразовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР

п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

        

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.
Задачи: показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка; способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

Участники: родители.

Форма проведения: мастер-класс.

Оборудование: ручки, зубочистки, пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, мяч.

                                             Ход мастер-класса:

Педагог: - Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на мастер-классе «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр». Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.

Ритуал приветствия «Поделись добротой с друзьями»

      Родители становятся в круг и говорят слова - приветствие, подавая друг другу руку и при этом улыбаясь. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг. Воспитатель отмечает, что все родители - единое целое. Подарив товарищу улыбку, они отдали ему частичку тепла своей души. Родителям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони.

- Спасибо. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов. Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Детей вы любите, да или нет? (да)
Чтоб ребяткам своим во всем помогать
Вы хотите что-то новое узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать.

                                  Теоретическая часть.
- Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают?  (ответы родителей)
-
Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.
Ребёнку необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть тем лучше ребёнок говорит.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

                             Практическая часть:

- А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.
-
Предлагаю вам игры с мячиками. Мы используем массажные гладкие и колючие мячики. Массажный мячик - эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение.
1.С колючим мячиком:
Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек". Можно катать стопой по полу, заменив "ладошки"на "ножки", делать массаж тела, называя все соответственно)
2.Пальчиковая гимнастика с карандашом.

- Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

«Ладошка».

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.
3.Пальчиковая гимнастика с платочками.
«Мы платочки постираем»

Мы платочки постираем                     Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку.

Крепко, крепко их потрём,

А потом повыжимаем,                        Выполнять движение «выжимаем бельё».

Мы платочки отожмём.

А теперь мы все платочки                  Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх-

Так встряхнём, так встряхнём.           вниз.

А теперь платки погладим,                Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по

Мы погладим утюгом.                        ладони другой.

А теперь платочки сложим                Хлопки одной ладошкой по другой.

И все дружно в шкаф положим.        Положить руки на колени.
4. Пальчиковая игра  «Галоши».

 Игры на развитие пальчиковой моторики с перевернутыми крышками от бутылок «Галоши». Обувают на пальчики «Галоши» и шагают под ритм стихотворения, раздвигают пальчики в разные стороны:

 Купила мама Леше

Отличные галоши.

Галоши настоящие,

Красивые, блестящие,

Теперь хоть и захочешь,

А ноги не промочишь!

Не терпится Алёше

Надеть свои галоши.

Галоши настоящие,

Красивые,блестящие.
5. Игра с использованием бельевых прищепок.

Игра «Щенок» (с прищепками)

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она

не была слишком тугой) поочередно

«кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и

обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш».

Игра « Котенок» (с прищепками)

У котят, как у ребят зубки режутся, болят.

Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!

Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!

Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.
6. «Математика на спичках»
Чтобы детям было ещё интереснее играть в пальчиковые игры я изготовила игру «Математика на спичках», с помощью этой игры развивается мелкая моторика, речь и математические способности. Спички мы используем ещё в одной игре: «Выложи из спичек». Ребёнок выкладывает (по образцу) из спичек орнамент или узор.
Педагог: -
Очень важно использовать пальчиковые и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу.
Две руки
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
А что же остается у того,
Кто не жалеет в жизни ничего?
В его руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.
Спасибо за внимание!

           

                                  Список использованных интернет-ресурсов.

1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/11/kartoteka-privetstviy-dlya-zanyatiy

2. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-s-masazhnymi-mjachikami.html

3.https://доу6щелкунчик.рф/images/18-19/str-ped/bulycheva/Kompleks_palchikovyh_igr.pdf

                                 Подготовил материал: воспитатель Чубаева Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей ДОУ. " Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр".

Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в ре...

Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.Задачи: показать ва...

Мастер класс для родителей"Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"

Данный материал полезен воспитателям детей раннего возраста для работы с родителями....

Мастер-класс для родителей. Тема "Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к в...

Мастер-класс для родителей. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.Задачи: показа...

Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми....