Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Владимира Капнинского «Снежинка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

слесаренко татьяна владимировна

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи в подготовительной группе по мотивам сказки В.Капнинского "Снежинка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 7

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Владимира Капнинского «Снежинка»

Приложение 7

Конспект образовательной ситуации

Тема: В.Капнинский «Снежинка»

Цель: создание условий для развития образной речи детей

Возрастная группа: старшая группа

Интеграция образовательных областей: речевое развитие,  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое.

Предварительная работа:  чтение  сказки В Капнинского «Снежинка»; наблюдения (экспериментирование) на прогулке за ветром, снегом, рассматривание снежинок; экспериментирование «Свойства воды»; чтение познавательной литературы о ветрах, сторонах света; рассматривание зимних пейзажей, чтение художественной литературы (стихи и сказки о зиме); рассматривание иллюстраций; презентации по данной тематике.

Материалы:  Книга – сказка В. Капнинского «Снежинка» с иллюстрациями художника; аудиозаписи (Антонио Вивальди «Зима», звуки «Шум океана», музыка для динамической паузы «Танец снежинок»).; иллюстрации ветров, снежинка (оригами); снежинки из салфеток; модель айсберга из бумаги; фонарик; раскраска «Снежинка-капелька».

Задачи программного содержания:

- Вызывать  интерес к авторской сказке.

- Учить детей воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.

- Расширять словарь детей за счет новых слов и словосочетаний:  вскружить голову,  знойный,  суровый,  разорваться на части, алмазное сверкание, величественный, неизведанное, однообразно, неподвластен,  все у твоих ног,  и т.д.

- Развивать умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, с опорой на иллюстрацию.

- Способствовать связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание сказки.

- Упражнять в подборе слов-определений, синонимов, в правильном употреблении и образовании прилагательных в превосходной форме, глагольных форм.

-Активизировать использование в речи детей эмоционально - оценочной лексики.

- Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Ход:

1.Организационно-мотивационная часть.

Приложение 7

Педагог. – Ребята, вы сказки любите? (Ответы детей.) Предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке. Согласны? (Ответы детей.)

- А поможет нам перенестись в сказку волшебный фонарик. (Зажигается фонарик, включается музыка А. Вивальди «Зима».)

- Фонарик и музыка перенесет нас в сказку. Что это будет за сказка, вы скоро узнаете. Давайте закроем глаза и послушаем музыку. Она звучит не случайно. Может мы окажемся в сказке, в которой будет светить ярко солнышко, будут петь птицы, распускаться цветы, а может, будет идти снег, будет холодно и морозно.

- Давайте откроем глаза, протянем руки к фонарику и скажем волшебные слова: «Раз, два, три – фонарик в сказку нас веди!»

- Но для того, чтобы узнать какая это сказка, нужно разгадать загадку:

Летят пушинки белые кружатся на ветру.

Холодные красавицы укрыли поутру всю землю покрывалами.

Узоров их не счесть.

Белоснежные пушинки – это нежные …(снежинки).

- Закройте глаза и представьте себе снежинки. Какие они? (легкие, нежные, пушистые, узорные, белые, красивые, очаровательные, холодные).

- Понаблюдайте, как падают снежинки.

Каждый ребенок берет снежинку, вырезанную из салфетки, поднимает ее высоко над головой и роняет.

-  Как падают снежинки? (Легко, мягко, нежно, плавно, красиво).

 - А вот и к нам прилетела снежинка, в сказку к которой мы попали (показ на экране иллюстрации Георгия Инешина).

2. Основная часть.

«Жила-была снежинка. Она танцевала от каждого дуновения ветра. То поднималась вверх, то опускалась вниз. Она была так очаровательна, что разом вскружила голову всем четырем ветрам: Северному, Восточному, Западному и Южному».

Речевое упражнение «Скажи по – другому»

Очаровательная – прелестная, обворожительная, прекрасная, милая, симпатичная, обаятельная,  красивая и т.д.

Вскружить голову – завлечь, очаровать, взволновать, влюбить в себя т. д.

«Северный ветер был…»

- А вот каким он был, вы сейчас сами догадаетесь. (На вдохе – выдохе дети произносят звук «С-с-с-с» на тыльную сторону ладони.) Северный ветер был самым холодным, суровым, морозным. Южный ветер был…» (Дети произносят звук «Ш-ш-ш-ш».) (Ответы детей.)

«Южный ветер был самым теплым, знойным, горячим. Западный ветер был…» (Дети произносят «Пф-ф, пф-ф, пф-ф» сильно, резко.)

«Западный ветер был резким, порывистым, сильным. Восточный был…» (Дети произносят «Ах-х, ах-х», расслабляясь всем телом.)

Приложение 7

«Восточный ветер был ласковым и нежным и дул так мягко, словно вздыхал: «Ах - ах»!»

 «Каждый ветер мечтал пригласить очаровательную снежинку в свои владения» (показ на экране иллюстраций разных ветров).

«- Летим со мной! – говорил Северный ветер. – Я построю для тебя хрустальный дворец!

- Летим со мной! – говорил Западный ветер. – Я подарю тебе самый большой во всем океане айсберг!

- Летим со мной! – говорил Восточный ветер. – Мы будем любоваться восходом солнца.

- Летим со мной! – говорил Южный ветер. – Я подниму тебя на самую высокую горную вершину.

- Какие вы смешные! – сказала Снежинка. – Не могу же я разорваться на части!

- Тогда выбери одного из нас! – вздохнули ветры и стихли.

- Хорошо! – сказала Снежинка и тут же улетела к Северному ветру. Стала жить в хрустальном дворце

 - Ты самая красивая из снежинок! – шептал Северный ветер. От этих слов, от танца и алмазного сверкания звезд у снежинки кружилась голова».

Динамическая пауза. Музыка «Белые снежинки».

 (Дети имитируют действия снежинок - кружатся, падают, танцуют, летят.)

Упражнение «Скажи иначе».

- Ребята, а как вы понимаете выражение «разорваться на части»? ( обремененный делами, работы много, вздохнуть некогда, завален работой, неуспевать т.п.

«Так прошло много дней и Снежинке наскучили танцы, северное сияние и хрустальный дворец. Тогда она упорхнула к Восточному ветру, который понес ее в ту сторону, где каждый день величественно поднимался красный шар солнца. Снежинка была снова счастлива».

- Солнце вставало, и Снежинка видела в лучах солнца много интересного. Давайте и мы посмотрим и запомним, что же видела Снежинка?

Упражнение «Восход солнца».

Педагог раздает детям иллюстрации с изображением восхода солнца. Некоторое время дети любуются ими, а потом делятся впечатлениями.

Педагог спрашивает, понравилась ли им картина и чем именно, просит описать небо (красное, розовое, алое, нежное, волшебное, дивное, тихое, загадочное и др.).

«Как ни хорошо было Снежинке у Восточного ветра, но со временем ей захотелось чего-то совсем нового и неизведанного. И такой случай ей представился. Пролетая в тесном ущелье, Снежинка повстречалась с Западным ветром. И он унес ее в безбрежный рокочущий океан и опустил ее на вершину самого большого айсберга». (Аудиозапись: «Шум океана». Показ модели айсберга.)

Приложение 7

«- Снежинке нравилось наблюдать за айсбергами, плававшими вокруг. Она пригляделась и увидела, что каждый айсберг похож на какую-то фигуру или предмет».

- Ребята, а вы знаете что такое айсберг? (глыба льда в океане).

- А айсберг он какой? (большой, огромный, холодный, ледяной).

- С чем можно сравнить айсберг? (с горой в океане).

«Но вот Снежинка заскучала снова.

- Здесь все так однообразно! – сказала она зевая. – Сделай так, чтобы мы плыли туда же, куда летят птицы.

- Но это выше моих сил – признался ветер, - айсберг глубоко сидит в воде и неподвластен ветру. Убедись сама, дорогая! Западный ветер сорвался с места, навалился всей силой на айсберг, но тот даже не сдвинулся с места».

Работа с фразеологизмом «выше моих сил».

- Ребята, как вы понимаете выражение «выше моих сил»? (невыносимо, моченьки нет, выше сил человеческих, мочи нет, терпежу нет, невозможно, непереносимо, невмоготу).

Упражнение «Айсберг и ветер».

Дети делятся на пары. Один – айсберг, другой – ветер. «Ветер» толкает в спину руками «айсберг». Дети меняются ролями.

«Однажды над айсбергом случайно полетел Южный ветер. Снежинка не долго думая, вспорхнула и улетела с ним. Южный ветер долго нес Снежинку над облаками и наконец бережно опустил на вершину самой высокой горы.

- Здесь будет твой дом, моя царица. Тут все у твоих ног. – Сказал Южный ветер и лег к ее ногам.

Как то раз, Южный ветер принес Снежинке аромат луговых цветов.

- Какой чудесный запах! – сказала она, вдыхая.

- Так пахнут цветы – сказал Южный ветер. – Они также прекрасны, как и их запах».

Упражнение «Скажи ласково».

Тюльпан – тюльпанчик,

Роза – розочка,

Ромашка – ромашечка,

Василек – василечек,

Мимоза – мимозочка и т. д.

«Снежинке захотелось поближе взглянуть на цветы и она стала медленно опускаться в зеленую долину. Когда она оказалась достаточно низко и приблизилась к цветам, ей стало так тепло, что она вдруг…»

- Что же произошло со Снежинкой? (растаяла, превратилась в капельку воды).

Упражнение «Капелька».

И.п.: стоя, руки вверху. Дети очень медленно опускают руки, затем подгибают колени и медленно – медленно приседают. В конечном итоге дети «превращаются» в «капельку воды» (садятся на пол, обняв руками голени и прижав голову к коленям).

Приложение 7

3. Рефлексия

Вот так закончилась сказка про Снежинку. Скажите, что вам запомнилось из нашего путешествия? Что понравилось? О чем вы бы хотели рассказать своим друзьям? Что запомнили? (Ответы детей.)

- Ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Снежинке очень понравилось, как вы путешествовали и играли, что она приготовила для вас картинки со своим изображением. (Раскраска «Снежинка – капелька».) Раскрасите снежинку и капельку.

- А сейчас, возьмем волшебный фонарик. Садимся вокруг него. Фонарик загорелся – можно возвращаться домой. Скажем волшебные слова:

«Раз, два, три – из сказки выходи!»

Иллюстрации художника Георгия Инешина:

 

D:\Documents\7214242_70-50.jpgD:\Documents\6702.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена « Гадкий утенок»

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена....

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Д.Мамина - Сибиряка "Сказка про храброго Зайца - длинные уши, короткий хвост, косые глаза"...

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка»

Конспект образовательной ситуации для создания условий для развития образной речи у детей старшего возраста...

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки А. С, Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Конспект образоватльной ситуации по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи в старшей группе детского сада. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное,физическое развитие, познав...

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки С.Я.Маршака« Двенадцать месяцев»

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" в старшей группе...