Методическая разработка: Подготовка детей к обучению грамоте "Ознакомление со звуковым строением слова"
статья по обучению грамоте

Баталова Ольга Владимировна

В статье узнаете о сущности подготовки детей к обучению грамоте; о развитиии фонематического слуха и фонематического восприятия и его влияния на овладение навыкам чтения. О задачах и содержании подготовки к обучению грамоте и с ознакомлением звуковым строением слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_stroen_slova.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Подготовка детей к обучению грамоте

«Ознакомление со звуковым строением слова»

Подготовила

  Баталова О.В.

Нижний Новгород

2017-2018учебный год

Подготовка детей к обучению грамоте.

1.Сущность подготовки детей к обучению грамоте.

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом. Чтение и письмо -- виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь.Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).

Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевоеразвитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: - развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно, овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами. 

Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью. 

Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие, умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.

Формирование речевых умении и навыков и осознания явлений языка и речи - взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой - сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое, развитие, повышение речевой культуры детей. Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.

Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием.

Чтение - это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи. Д. Б. Эльконин показал, что механизм чтения определяется системой письма на том или ином языке. Например, при ероглифическом письме смысловые единицы (слова, понятия) кодируются с помощью особых значков - иероглифов. Их столько, сколько слов-значений в языке. При этой системе письма обучение чтению сводится к запоминанию значений отдельных иероглифов. Хотя это трудоёмкий и длительный процесс, но он прост по своей психологической природе: основными его компонентами являются восприятие, запоминание и узнавание. 

В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.

Русское письмо - звуко-буквенное. Оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко -буквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтения - изменяется: «начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое.

Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д.,Б. Эльконин, были, направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приёмов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам: путь анализа и синтеза звуковой стороны речи. Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его,

говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б.эльконина и другие).

В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.

При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны:

1) различать четко все гласные и согласные фонемы;

2) находить гласные фонемы в словах;

З) ориентироваться на гласную букву и определять твёрдость или мягкость предшествующей согласной фонемы;

4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух - это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, г. М. Лямина и другие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска).

Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. 

Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е, производить анализ звуковой структуры слова. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребёнком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из основных задач специально подготовки к обучению грамоте.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие, фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение (Т. Г. Егоров). Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д.Б Эльконин считал, что от того, как ребёнку, будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит всё последующее усвоение языка грамматики и связанной с ней орфографии.

Готовность к обучению грамоте заключается также в, достаточном, уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте.

Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8лет. С 1944 года, когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. Вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л. С. Выготский; Д. Б. Эльконин, Л. и: Божович, Е. и. Тихеева, Ю. И. Фаусек, Р. Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-хтг. под руководством А. П. Усовой И А. И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации, программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.

К началу 70-х г. в программе осталась только подготовка к обучению грамоте. Вместе с тем всё это время не прекращались исследования по разработке, методики для дошкольников. Коллективом научных сотрудников нии дошкольного воспитания АПН (Л; Е. Журова, Н. С. Баренцева" Н. В. Дурова, Л .. Н; Невская) была создана методика обучения чтению детей 5 - 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина.

Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребёнок, пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. (Н. С-Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребёнок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова). Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М., 198-1) . Подготовка к обучению грамоте, предусматривается не только в старших группах, она, начинается значительно раньше. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят(в практическом плане) с терминами: «слово», ((звук». В средней группе детей продолжают знакомить с терминами ((слово, звук) практически, без определений, т.е . учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с, тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).У ребёнка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове; произносить заданный звук протяжно (ррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. В старшей группе учат производить анализ слов различной _звуковой структуры выделять; словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твёрдый и мягкий согласный, ударные и безударный гласный), правильно употреблять соответствующий термин.

В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основам грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научится со скоростью 30 - 40 слов в мин.

Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова/ формирование действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.

В Программе рф ( 1985) содержание значительно уже. В средней группе предусматривается развивать фонематический слух; различение на слух и называние слова с определённым звуком} в старшей предполагается учить определять место звука в слове. В подготовительной к школе группе рекомендуется; дать детям представления о предложении (без грамматического определения); упражнять в составлении предложений из 2 - 4 слов} в членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить делит в двухсложные слова на слоги }составлять слова из слогов} делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

Содержание современных программ существенно отличается. Объём требований к подготовке детей определяется тем, предусматривается ли обучение началам грамоты и в каком возрасте.

Вместе с тем закономерности овладения чтением и письмом} предпосылки к обучению грамоте} имеющиеся у дошкольников} наличие детально разработанной и апробированной методики обучения} данные о её положительном влиянии на умственное и общеречевое развитие детей позволяют утверждать}: что при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте, целесообразно выделить следующие, направления:

* ознакомление детей со словом вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

* ознакомление с предложением выделение его как смысловой единицы из речи;

*ознакомление со словесным составом предложения - деление; предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;

* ознакомление со слоговым строением слова членение слов (из 2-З слогов) на части и составление слов из слогов;

* ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового: анализа слов определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определёнными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку как уже указывалось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

3.0знакомление со звуковым строением слова.

В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа.

Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребёнка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет. Это объясняется тем, что в повседневном общении задача анализа звуковой стороны слова перед детьми не встаёт. Её необходимо решать только в связи с обучением грамоте.

В исследованиях Ф. А. Сохина, Л. Е. Журовой И их учеников разработана последовательность, формирования у детей ориентировки в звуковой форме слова. Ознакомлений детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших и средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх, они учатся внятно и чётко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Всё это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Данная работа продолжается затем и в старших группах. Для этого используют разнообразные методические приёмы, направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли: произношение слов с интонационным выделением звуков; вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие); выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах; сравнение слов-синонимов {врач -доктор, веселый - радостный: смысл слов близкий, а звучание разное); сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ звучание одинаковое, а смысл разный).Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.

Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Этот этап рассматривается как пропедевтический (подготовительный) в последующем обучении звуковому анализу; а затем и чтению. Методика работы с детьми пятого года жизни исследовалась Н. В. Дуровой.

Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс} а как некое структурное образование} состоящее из отдельных звуков} т. е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова - с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука.(Протяженное произнесение отдельных звуков - хорошо известный в школьной методике способ. Л. Е. Журова ввела его в обучение по системе Д. Б. Эльконина.) При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребёнка нужно специально научить особому протяжному произнесению ЗВУКQ, интонационному выделению его (дддом, кккот). При этом слово следует произносить слитно - нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль} выполнять функцию ориентировки в слове.

Овладению способом интонационного выделения звука помогают приёмы сравнения звуков речи с «песенками» ветра - шшш, насоса - ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах. Для этого подбирают слова} которые можно произносить протяжно (с шипящими} сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки} игрушки так} чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар} кошшшка} карандашами; «песенка» жука - жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становился понятно что звуки в слове следуют один за другим. Исследователи подчеркивают, что необходимо добиваться усвоения обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука.

Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук « С», «Назови слова».

Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук - в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком. Это умение закрепляется в разнообразных играх.

Следующий этап работы - формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук. Детям предлагаются для интонационного выделения не только твёрдые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (n'),кккuт (к). Объяснение мягкости и твёрдости звуков даётся в игровой форме: парные фонемы (м-м\ с-с) называют «братцами»; твердые фонемы «сердитыми», мягкие «добрыми» (рекомендации Л. Е. Журовой); другой вариант - большими и маленькими «братцами»). Для ознакомления детей с этими названиями и способами выделения твёрдых и мягких звуков создаются игровые ситуации, например вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики. Одна кукла - мальчик с сердитым нахмуренным лицом-одета в синий костюмчик, другая - улыбающийся мальчик в зелёном костюмчике. Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твёрдости или мягкости отдать картинку той или иной кукле. (Впоследствии, уже в старшей группе, после ряда таких игр дети легко усваивают действие замещения мягких согласных звуков зелёными фишками, а твёрдых согласных - синими).

Для демонстрации следования звуковрекомендуются специальные пособия} моделирующие последовательное появление (и исчезновение) звуков при произнесении слова.

Одно из пособий- табло - линейка большого размера (4 на 10 см) с рядом окошек-квадратов и с передвигающейся планкой того же цветового тона, на конце которой нарисован синий квадрат - «звук»}. При протяжённом произнесении педагогом первого звука в слове планка передвигается так, чтобы в первом окошке появился нарисованный на конце синий квадрат (<<звук»). Квадрат находится там до тех пор, пока звучит первый звук. При начале, произнесения второго звука синий квадрат исчезает в первом окошке и появляется во втором и т. д. Когда звучание слова прекращается, квадрат (<<звук») исчезает совсем. Таким образом, дети одновременно слышат протяжённое, произнесение и следят за последовательным появлением и исчезновением «звуков» В окошках линейки.

• Другая форма-демонстрации «динамики» слова когда окошки в линейке последовательно заполняются «звуками». Появившийся В окошке квадрат «звук» не исчезает после того, как открывается следующее окошко. Эта форма демонстрации динамики слова подводит детей к схеме слова, которой им предстоит в дальнейшем пользоваться при освоений звукового анализа.

В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить, звуковой (фонемный) анализ. Напомним, что звуковой анализ слов в современно методике понимается как:

1} выяснение порядка следования фонем в слове;

2}, установление различительной функции фонем;

З} выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д. Б. Эльконин). Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику, (гласный, согласный, твёрдый, мягкий).Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребёнком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определённой последовательности».

Методику формирования звукового анализа разработал Д. Б. Эльконин на основе теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Применительно к дошкольному возрасту методику адаптировала Л. Е. Журова. Действие звукового анализа рассматривается как особое умственное действие, формирование которого проходит ряд этапов, как и любое умственное действие.

На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем. С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков» . Дошкольники не могут, опираясь только на произнесение, устанавливать порядок следования звуков. Поэтому Д. Б. Эльконий предложил моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава. На картинке изображается, предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой даётся графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем. Кроме картинки с графической схемой звукового состава, дети получают несколько одноцветных фишек (одинаковые кусочки картона, пластмассовые пластинки, кружки нейтрального цвета - серые, белые),которыми должна последовательно заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова.

Картинка и схема позволяют наглядно по казать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребёнку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки являются заместителями (символами) звуков.

1 Следует особо подчеркнуть,-ЧТО к этим сложным формам моделирования можно переходить лишь в том случае, если дети научились интонационно выделять звуки и на основе этого определять их место в слове.

Педагог должен познакомить детей со схемой звукового состава слова. Это делается на примере слова « ау»: слово произносится протяжно, выделяется первый звук а, и воспитатель изображает его мелом на доске - рисует квадрат. Затем выделяется второй, звук - у и рядом с первым квадратиком рисуется - второй. Обсуждается, какой звук изображен первым квадратом, какой вторым. Воспитатель указкой показываем на клетки, затем медленно ведет по ним слева направо, а дети произносят тот звук, на котором задерживается указка. Далее демонстрируется картинка (мак) со схемой звукового состава дети вслед за воспитателем произносят слово мак с интонационным выделением звуков, ведя указкой по своей схеме и задерживая указку поочередно на каждой клеточке и одновременно выделяя звук голосом.

После того как дети хорошо познакомятся со схемой, воспитатель переходит к формированию действия звукового анализа. На последующих занятиях их учат замещать звуки фишками. Звуки поочередно выделяют интонацией, произносят изолированно: и фиксируют фишками. Это действие отрабатывается многократно на разных словах. Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

Сначала для анализа предлагаются слова из трёх звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, луг, жук, дым, нос, рак. После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. На примере одного из проанализированных слов выделяется гласный звук (его можно выкрикнуть; когда его произносят, ничего «не мешает» во рту - ни губы, ни зубы, ни язык). Дети находят гласные звуки во всех ранее проанализированных словах и обозначают их фишками красного цвета.

в дальнейшем детей знакомят с согласными звуками (их нельзя ни выкрикнуть, ни пропеть, их произнесению всегда что-то «мешает»). Дети называют с опорой на картинку и схему согласные звуки в проанализированных ранее словах. Если они уже хорошо умеют различать твёрдые и мягкие звуки (<<братцы»), то сразу вводятся названия «твёрдый согласный звук» И «мягкий согласный звук». Для их обозначения (замещения) на схеме используются фишки синего и зеленого цвета. Фишки нейтрального цвета убирают совсем.

После ознакомления с согласными и гласными звуками переходят к анализу слов из четырёх звуков. Авторы методики предлагают следующие слова: пила, луна, рыба, лиса, сани, мыло, гуси, бусы. Дети легко справляются с их анализом. Усложнение происходит за счет сравнения слов, звуковых игр дети выполняют роль гласных и согласных звуков. Например: «Подойди ко мне» первый, гласный звук, а теперь второй согласный» и т; д,; игра «Назови, слова». - дети называют слова с определенным звуком, слова, которые начинаются, например, с третьего звука слова доза; дет-и называют слова по моделям-схемам их звукового, состава; (игра «Угадай-ка» и др.) Картинки схемы заменяют только схемами слов, полосками бумаги без рисунков.

Следующий этап работы-обучение вычленению ударного звука. Сначала дети выделяют ударный слог. В процессе звукового анализа слов ребёнок точно фиксирует на схеме место ударения. Для этого, используется, фишка другого-(черного) цвета. В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков типа «слива, замок, мишка, мушка». Постепенно отпадает необходимость в схеме звукового состава, остаются; только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах. Итак, дети овладевают звуковым анализом слов. К концу года они должны уметь анализировать любое предложенное слово; различать гласные звуки, твёРД,ые и мягкие согласные звуки; свободно ориентироваться в звуковой структуре слова; подбирать слова по предложенным моделям.

Таким-образом, звуковой анализ проходит в своём формировании следующие стадии:

1) интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки;

2) дифференциация гласных и согласных фонем; установление, места ударения в слове;

З) дифференциация согласных фонем по твёрдости и мягкости (в дальнейшем - по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове;

4) проведение звукового анализа без опоры на наглядность - графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане).

На протяжении всего периода обучения дети выполняют различные задания, закреплявшие их представления о звуковом строении слова и умение производить звуковой анализ: определить место звука в слове '''подобрать слова с заданным звуком; определить первый и последний звук в слове; определить последовательность звуков в слове; сравнить звуковое строение слов, 'состоящих из одних и тех же звуков (сон - нос, кот - ток); сравнить Звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак - рак, дым - дом)варианта игры «Живые звуки»; дидактические игры, компьютерные игры на звуковой анализ.

Методические указания

Занятия по развитию речи проводятся один или два раза в неделю. Как правило, на одном занятии решается несколько речевых задач: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи; словарная работа, воспитание звуковой культуры речи и ознакомление со словом и Т.п. При этом основная часть занятия, на которую отводится большая часть времени (15 мин), посвящена развитию связной речи. Один раз в месяц, на четвертом занятии основное время, уделяется формированию грамматического строя речи, словарной работе или воспитанию звуковой культуры речи. Если какие-то программные задачи останутся нерешенными, ознакомление со звуковым составом слова можно осуществлять вне занятий.

Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе осуществляется при помощи упражнений, которые проводят не реже двух раз в месяц, в течение 5-7 мин. Некоторые задачи воспитания произносительной стороны речи решают на занятиях по развитию речи, по ознакомлению детей с художественной литературой. Например, воспитатель обращает внимание детей на-громкость, темп речи, на чёткость и ясность произнесения слов, фраз, на правильное произнесение звуков и т.п. В процессе обучения рассказыванию по картинкам, игрушкам, во время пересказа сказок, рассказов, при заучивании и чтении наизусть стихотворений.

Список литературы.

1. Спецкурс «Обучение дошкольников грамоте» Н.В.ДубовоЙ М. 1994г.

2. Журова Л.В. «Подготовка детей к моделированию звукового состава слова» Под ред. Л.А.Венгер.М.1980г.

З. Журова Л.Е «Обучение грамоте в детском саду» М. 1974г.

4. Сохин Ф.А. «Ознакомление детей 5 лет с основным принципом звукового

строения слова. 1970г.

5. Тумаков Г.А., Максаков А.И. «Учите играя» М.198Зг.

б. Алексеева М.М, Яшина В. И «Методика развития речи» М.1997г. 7. Эльконин Д.Б. «Как учить детей читать» М.197бг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по подготовке детей к обучению грамоте. Звуко-буквенный анализ слова.

Памятка  предназначена для родителей с целью восполнить пробелы в знаниях фонетического разбора слов (звуках речи русского языка), грамотно выполнять с детьми домашнее задание....

Методическая разработка «Подготовка детей первой младшей группы к театрализованной деятельности»

Tеатрализованные представления привлекают детей дошкольного возраста. Но как самих детей привлечь к участию?Эту проблему можно решить с помощью игры драматизации....

Методическая разработка «Подготовка детей первой младшей группы к театрализованной деятельности»

Для современного этапа развития системы дошкольногообразования характерны поиск и разработка новых технологий обучения ивоспитания детей. При этом в качестве приоритетного используетсядеятельностный п...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Методические разработки “Подготовка детей к обучению в школе”

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА “Подготовка детей к обучению в школе”Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается...