Конспект по развитию речи в старшей группе. Рассматривание картины "Ежи" и составление рассказа по ней
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галиева Айгуль Асгатовна

Конспект по развитию речи в старшей группе.Рассматривание  картины "Ежи" и составление рассказа по ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.

2. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

3. Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С Маршак «Тихая сказка», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Стимульный материал: учебно-наглядное пособие «Ежи», С. Н. Николаева; художник М. Ю. Алексеев.

Ход занятия:

1.Воспитатель созывает детей в круг.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Как называется осенний месяц?

- Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. Это о каком времени я говорю. (лето)

- Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку:

СЕРДИТЫЙ НЕДОТРОГА ЖИВЕТ В ГЛУШИ ЛЕСНОЙ

ИГОЛОК ОЧЕНЬ МНОГО, А НИТКИ НЕ ОДНОЙ.

- Как вы догадались, что это еж?

Дети обосновывают ответ

- Есть еще загадка про ежа. Вы мне поможете ее загадать (ребята договаривают последнее слово в предложении)

ЛЕСОМ КАТИТСЯ КЛУБОК,

У НЕГО КОЛЮЧИЙ БОК,

ОН ОХОТИТСЯ НОЧАМИ

ЗА ЖУКАМИ И МЫШАМИ.

- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик, мама -… (ежиха, дети. (ежата, можно назвать их ласково… (ежатки, а если один малыш – то… (ежонок).

2. Воспитатель говорит: Среди густой травы, папоротников мимо старого пня

Тихо пробирается ежиха со своими ежатами к ручейку.

Посмотрела ежиха по сторонам – нет опасности.

Ежата, можете гулять!

Воспитатель выставляет перед ребятами картину «Ежи»

- Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы сами придумаете для нее название.

- Каждая картина имеет свое название. Как можно назвать эту картину. (заслушивает ответы)

- Давайте составим рассказ по этой картине.

Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний день ежиха вывела ежат на прогулку к пню. Это лето? Не ошиблась ли я? А вдруг это осень? А в лес ли вывела ежиха ежат?»

Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по лесу и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».

Д: Один ежонок, увидел бабочку и захотел с ней поиграть.

В: Да, правильно, и хоть ежонок маленький, он не испугался бабочки. Потому, что ежонок какой? (смелый, храбрый)

Д: Другой ежонок нашел улитку и, думает, что с ними делать.

В: Какой характер у такого ежонка? (ловкий, шустрый, любопытный)

Д: Третий ежонок пьет воду из лужи, потому что очень захотел пить.

После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).

ОБОБЩЕНИЕ: Каждый ежонок нашел для себя занятие. Один ежик пьет воду из лужи, потому что он очень устал. Другой ежик смелый и любопытный (смотрит на улитку)  и думает можно ее съесть или нет. Третий ежик храбрый увидел бабочку, и хочет с ней поиграть.

Педагог обращает внимание детей на ежиху и ежа и просит рассказать о них.

Д: Папа еж спит рядом.

Д: Ежиха смотрит на ежат.

В: Почему она наблюдает за ежатами. (волнуется, заботится)

В: можно сказать, что ежиха заботливая, внимательная мама.

В.Почему спит папа еж (он пришел с охоты , устал)

ОБОБЩЕНИЕ: Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда. Папа еж отдыхает он пришел с охоты

- Теперь нам осталось закончить наш рассказ.

Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи в лесу.

«Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом».

3. Физминутка

Ребята, ежи это какие животные? (дикие)

Ребята, а ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят

4. – У нас уже получилось составить рассказ о ежатах, мы рассказали и о ежихе и еже, как чувствуют себя ежи в лесу. А теперь давайте расскажем обо всех вместе. Чтобы не запутаться и чтоб рассказ получился интересным, я предлагаю вам подсказки.

Воспитатель вывешивает на доску алгоритм (план, подсказки – 4 карточки, на, которых схематически обозначены ориентиры, о чем нужно рассказывать.

1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие.

2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры).

3. Потом расскажите про ежиху и ежа (ее занятие, ее характер).

4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему).

-Не забывайте в своем рассказе включать такие слова, как колючий, любопытный, заботливая, внимательная., охотиться…

Заслушивается ответ 1-2 человек.

Воспитатель помогает начать: «В теплый летний день…»

Анализ детских рассказов.

- Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.

5. Итог

- Ребята, скажите, чем на занятии вам больше всего понравилось заниматься?

- О чем было трудно для вас рассказывать? О чем (о ком) легко?

Внимательно слушали, поэтому удалось последовательно, точно, красочно передать в рассказе, то, что увидели на картине.

- А сейчас нам надо сделать зарядку для глаз, чтобы они лучше видели.

Вот стоит осенний лес! (Поворот головы)

В нем много сказок и чудес! (Круговые вращения глаз)

Слева - сосны (глаз влево,, справа - дуб (глаз вправо).

Дятел сверху тук да тук (глаза вверх-вниз)

Глазки ты закрой – открой – и картина пред тобой!

-Давайте с вами, дети, внимательно посмотрим на картину.

Игровая мотивация:

Дидактическая игра «О ком идет речь?»

- большой, неуклюжий, бурый… (медведь).

- рыжая, хитрая, пушистый хвост… (лиса).

- серый, зубастый, сердитый… (волк).

- длинноухий, косой, трусливый… (заяц).

- как называются эти все животные? (Дикие).

- где они живут? (В лесу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа»

Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, развивать мелкую маторику. Совершенствовать навыки изменять имена существительные по числам и родам, по падежам. Умение составлять предложения по серии ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «составление рассказа на тему «Как я буду заботиться о здоровье»

Тема «составление рассказа на тему «Как я буду заботиться о здоровье»» Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. - Закрепить навыки составления повествовательного расск...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление рассказа на предложенную тему"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление рассказа на предложенную тему".С использованием сказки "Белоснежка и семь гномов"...

НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание и составление рассказа по картине И. Грабаря «Март»

НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание и составление рассказа по картине И. Грабаря «Март»...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Зайцы» из серии «Дикие животные»

учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Купание медвежат».

Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления, с усложнением детской деятельности и разными формами обще...