Развитие звуковой культуры речи – дошкольника 3-4 лет с использованием здоровьесберегающих технологий
статья по развитию речи (младшая группа)

Использование здоровьесберегающих технологий при проведении занятий по развитию речи, а также создание разнообразной,

интересной для ребенка речевой среды способствует решению поставленных задач более результативно и в короткие сроки. Все эти упражнения занимают совсем немного времени, но в конечном итоге ребенок показывает хорошие результаты при усвоении материала. Ведь только здоровые дети в состоянии должным образом усваивать знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zvukovoy_kultury_rechi.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие звуковой культуры речи – дошкольника 3-4 лет с

              использованием здоровьесберегающих технологий

             

Звуковая культура речи – составная часть культуры речи. Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т.д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи). Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи

       Возраст 3-4 года — подготовительный  этап, направленный на развитие восприятия и ориентации в звуковом слове. В этом возрасте дети осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями. При нормальных условиях к 4 годам ребенок произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим. Исключаются только шипящие (ж,ш,ч,щ) и сонорные (р,л)  звуки, наиболее трудные для произношения. У каждого ребенка эти процессы сопровождаются неодинаковой успешностью. Если речевые нарушения не устранить в детстве, то в последующие годы преодолеть их будет гораздо труднее.

            Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения звука, закрепление звука в словах.

 Задачи развития у детей 3-4 лет звуковой культуры речи, которые должны решать воспитатели в детском саду:

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Работать над речевым дыханием, т.е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами. 4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию.

7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

8. Формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

 Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, заикание), для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду»

                                                   

  Как использовать здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи? И что такое здоровьесберегающие технологии? Это система мер, направленных на улучшение здоровья детей, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Ведь здоровье – это не только отсутствие болезней, но и психическое, и социальное благополучие. Важно организовывать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребенка и воспитывающий ценностное отношение к своему здоровью. Важно не только давать знания детям, но и научить жить в гармонии с собой и с окружающим миром.

        Методы работы с использование здоровьесберегающих технологий помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления дошкольников. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • Принцип «не навреди!»
  • Принцип сознательности.
  • Принцип непрерывности процесса.
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип доступности и индивидуальности.
  • Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
  • Принцип постепенного наращивания оздоровительного воздействия.
  • Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

      Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия, повышению речевой активности, снятию напряжения, восстановлению работоспособности, активизации познавательного интереса.

 

Приёмы здоровьесберегающих технологий:

Дыхательная  гимнастика

      Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, просто взахлёб, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать.

      Если мы хотим научить ребёнка говорить красиво и чётко, следует
обучить его правильному дыханию. В своей работе я использую упражнения
дыхательной гимнастики, проводим их ежедневно в течение 5-10 минут, я использую их и как физкультминутки в процессе образовательной деятельности, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц,  и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Какие это упражнения? «Дровосек», «Гуси», шумные вдохи и выдохи и т.д.
 

 Артикуляционная гимнастика

       Главная мышца органов речи — это язык. И для него, как и для всякой мышцы, необходима гимнастика. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, я ежедневно в процессе образовательной деятельности занимаюсь артикуляционной гимнастикой.
     Для индивидуальных занятий с детьми по артикуляционной гимнастике можно использовать зеркала (как логопед) 
Ребенок должен видеть, что язык делает. У нас, взрослых,
артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо
через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Как показывает опыт, дети дошкольного возраста выполняют
артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом.

                                                   

Пальчиковая гимнастика 

        Формирование словесной речи ребёнка начинается,
когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие
пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования
речи. Чем больше мастерства в детской руке, тем
ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Сначала дети осваивают движения без речевого сопровождения, затем добавляется речевое сопровождение (разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук). Очень хороши пальчиковые игры в сочетании с массажем.

         А на ногах тоже есть пальчики! Издревне известно, что на ногах находятся важнейшие чувствительные точки, которые оказывают влияние как на физическое, так и на психическое здоровье. Можно и рисовать большим пальцем ноги и на ковре, и на песке. Использование упражнений с ногами создают так необходимый в обучении эффект новизны, делают занятия эффективными, занимательными, оригинальными. Они приводят детей в восторг и очень полезны для гиперактивных детей, которые нуждаются в движении больше, чем обычные дети.

 Самомассаж

     Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса. Происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре
головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

       Приемы  самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание, вибрация (потряхивание). Для самомассажа можно использовать грецкие орехи, мячики с шипами, «сухой

пальчиковый бассейн», карандаш, варежки обшитые бисером. Можно проводить массаж и самомассаж рук в сочетании с пальчиковыми играми. Главная ценность массажа в том, что прежде всего он влияет на нервную систему, помогает снять общую усталость и работать всем органам эффективно.

 Зрительная гимнастика

        Есть такая народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Зрение играет большую роль в развитии человека. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности, поэтому во время занятий по развитию речи, да и не только, я включаю гимнастику для глаз. Нарушения зрения у детей сочетаются с рядом неврологических расстройств. Это проявляется, прежде всего,  в нарушении умственной  работоспособности, повышенной возбудимости, раздражительности, происходят изменения в мелкой моторике, а отсюда следует неполноценное развитие речи детей.

        В своей работе я применяю такую гимнастику для глаз, как например: «Проследи глазами цифры от 1 до 10», «Проследи за игрушкой» и т.д.

 Кинезиологические упражнения

          Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, иначе они называются «гимнастикой мозга». Применение этих методов позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, мелкую и крупную моторику, снижает
утомляемость. Какие это упражнения? «Растирание ушек», «Сережки на ушах», «Катаем  шарики на голове» и т.д.
 

 Песочная терапия

       Песок – прекрасный материал для работы с детьми практически по любой проблеме. В последнее время значительно возрос интерес специалистов  к занятиям с использованием песочницы. Игры и занятия с песком благотворно влияют на психику, успокаивают, гасят негативные

эмоции, развивают мелкую моторику, координацию движений, тактильную чувствительность. Можно предложить погладить песок, перемешать его, перетереть его пальчиками, можно использовать миниатюрные фигурки, бусинки, пуговки, ракушки и т.д. Я провожу следующие игры с использованием песочницы: «Найди сюрприз», «Ладошки на песке», «Выложи узор на песке» и т.д.

 — Упражнения на расслабление и снятие напряжения

       Проводя упражнения на расслабление, я обучаю детей игровым приемам произвольного расслабления – техника поочередного напряжения и расслабления мышц. Представляю детям возможность почувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя. Игровые упражнения с воображаемым песком, «Плаваем в речке», «Брызгаемся водой», «Лежим, загораем» и т.д. Очень хороши упражнения «Расскажи стихи руками».

        И, завершая, хочу вспомнить учение Ивана Петровича Павлова о высшей нервной системе. Он считал, что любая мысль заканчивается движением.  Для закрепления мысли необходимо движение. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических
действиях, например ходьбе, покачивании ногой,  постукивании карандашом по столу и др. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается! Исследования показывают, что современные дети испытывают «двигательный  дефицит». Не секрет  —  и дома, и в детском саду дети больше сидят - за столом, перед телевизором и т.д. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие. У таких детей больше заболеваемость ОРВИ. Движения необходимы ребенку! Имеется непосредственная связь между подвижностью и интеллектом. Чем меньше ребенок двигается, тем больше он отстает в нервно-психическом развитии.

         

     Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении занятий по развитию речи, а также создание разнообразной,

интересной для ребенка речевой среды способствует решению поставленных задач более результативно и в короткие сроки. Все эти упражнения занимают совсем немного времени, но в конечном итоге ребенок показывает хорошие результаты при усвоении материала. Ведь только здоровые дети в состоянии должным образом усваивать знания.

                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция искусств в развитии звуковой культуры речи дошкольников

Более длительное нахождение детей внутри опреде­ленного познавательного контекста, уси­ливает эмоциональную включенность детей, позволяет взглянуть на одно и тоже явление, событие с раз­ных сторон, чт...

Развитие звуковой культуры речи дошкольников через систему игровых упражнений на музыкальных занятиях

Развитие звуковой культуры речи дошкольниковчерез систему игровых упражненийна музыкальных занятиях...

«Игры для развития звуковой культуре речи дошкольников»

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это часть общей речевой культуры, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, ...

Буклет для родителей "Развитие звуковой культуры речи дошкольников"

Распространение педагогических знаний среди родителей....