Конспект НОД "Путешествие по временам года"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шишкина Елена Александровна

Формирование познавательно - речевых навыков детей в процессе использования игровых форм обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                           детский сад «Пчелка» п. Товарково 

                                          Конспект

       занятия   в ОО «Познавательное развитие»,

                             «Речевое развитие»               

        Тема: «Путешествие по временам года»

                    Подготовительная группа

   Воспитатель: Шишкина Елена Александровна

                                     П. Товарково

                                             2014

Цель: формирование познавательно-речевых  навыков детей в процессе использования игровых форм обучения.

Задачи:

а) активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбор определений);

б) развивать связную речь, используя различные игровые методы и условные ситуации (эмпатия);

в) развивать образное мышление, фантазию, коммуникативную культуру детей  с помощью различных приемов ТРИЗ-технологии;

г) закрепить представления об особенностях разных времен года;

з) воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о маленьких и больших ее обитателях.

Предварительная работа: экскурсии в природу, наблюдение за природными объектами, развивающие  игры по системе ТРИЗ, работа по программе дополнительного образования «Познай себя», чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций, рисование пейзажей, просмотр видеоблоков «Времена года».

Материалы и оборудование:  элементы декораций по временам года, клубок ниток, снежинка, черный и белый кружки, микрофон, шишки с картинками, картинки с изображением объектов природы, мешок с овощами и фруктами, ватман, клей, фотографии из жизни детей в детском саду, спортивные модули.

                           Под музыку дети входят в зал.

Воспитатель:  Дети, сегодня у нас будет необычное занятие, но об этом вы узнаете немного позже. А сейчас я предлагаю вам выполнить наш обычный ритуал приветствия, чтобы настроиться на добрый лад.

         

              Игровое упражнение «Связующая нить».

                         Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Скоро вы пойдете в школу, и будете вспоминать наш детский сад, своих  друзей,  наши игры и занятия, праздники и прогулки. А сегодня мы поговорим о нашей природе, о нашей земле.

Мы отправимся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем. А природа наградит нас своими дарами и, может быть, необычными встречами.  Звучит музыка (Зима).

Воспитатель: Какое  сейчас время года? (Зима).

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

Какая зима в нашем краю? (Суровая, снежная, долгая, веселая, холодная...).

        Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Черное - белое». 

Что зимой хорошо? (Предполагаемые ответы детей).

Что зимой плохо? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Мы с вами знаем, как живется зимой людям. А хотели бы вы узнать, как живут звери в лесу, какие у них трудности и как они с этим справляются? Я предлагаю вам отправиться в зимний лес и взять у них интервью.

Звучит музыка.  Дети с воспитателем отправляются в лес.  

              Физкультминутка «Зимние ветры».

Воспитатель: Заметет дорожки пороша: ш-ш-ш-ш (дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону).

Завьюжит вьюга: в-в-в-в (дети выполняют руками круговые движения).

Закружит метель: у-у-у-у (дети кружатся и садятся на корточки).

Наконец, метель стихла. Мы пришли в лес.

Воспитатель: Как тихо вокруг, кажется, здесь никого нет. Но, мы же должны поговорить с обитателями леса. Я думаю, нам поможет это необычное дерево.

Шишки с дерева снимите,

На картинки посмотрите.

Пару найдите и определите,

Кто будет вопросы задавать,

А кто на них отвечать.

     Игра «Интервью». Дети делятся на три группы по цвету шишек. Внутри группы – один корреспондент, фотограф, два-три ребенка в роли зверей (белки, волки, зайцы).

Воспитатель: Мы с вами взяли интересные интервью у лесных жителей, узнали об их нелегкой жизни в зимний период. А теперь я предлагаю отправиться в другое время года. Как вы думаете, в какое время года после Зимы мы можем попасть?  (Весну). Только, вот беда, я не знаю, как нам это сделать? Давайте пофантазируем, с помощью чего мы можем попасть в следующее время года?

Дети предлагают свои способы передвижения во времени.

Воспитатель: Вы предложили много интересных способов. У нас есть волшебный Звездолет. На нем мы  и полетим. Итак, отправляемся в Весну.

       Дети садятся в Звездолет, имитируют полет, под музыку произносят слова: «Сядем в Звездолет, отправимся в полет,  

кружимся, летим, в Весну попасть хотим».  

Воспитатель: Мы приземлились на весенней полянке. Какие весенние месяцы вы знаете?  (Ответы детей). Дети, Весна приготовила нам сюрприз. В корзинке лежат интересные картинки. Давайте пофантазируем и представим себя в роли какого-либо объекта природы.

       (Корзинка с картинками.  Игра «Угадай, кто я»).

Воспитатель: Дети, нам пора прощаться с Весной и отправляться в следующее время года, подскажите, в какое? (Ответы детей).

Дети садятся в машину времени и под музыку отправляются в путь.

Воспитатель: Мы с вами попали в Лето, очутились на лесной полянке.

Давайте вспомним летние месяцы. (Ответы детей).  Посмотрите, как красиво здесь, как много цветов. Угадайте, кого еще можно здесь увидеть. Попробуйте отгадать мои загадки.

         Шевелились у цветка

         Все четыре лепестка.

         Я сорвать его хотела –

         Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) 

 

         Имя взял у кузнеца,

         Цвет – у огурца,

         Крылья – у морошки,

         Ножки – у блошки.  (Кузнечик)

         Что за девчонка:

         В поясе тонка,

         Огромные очи,

         Летит – стрекочет.  (Стрекоза)

 

         Скачет зверушка,

         Не рот, а ловушка.

         Попадут в ловушку

         И комар, и мушка.  (Лягушка)

         

         Чернокожий карапуз

         Не по росту тянет груз. (Муравей)

Воспитатель: Как вы думаете, кто здесь лишний? Почему? (Предполагаемые ответы детей).

Ребята, посмотрите, муравьишка сидит на берегу ручья и мне кажется, он очень грустный. Попробуйте спросить его, что случилось?

 (Дети выясняют причину (муравьишка не может попасть домой, так как не знает, как переплыть ручей.)

Воспитатель: Давайте подумаем, как переправить муравьишку на другой берег.

Дети предлагают свои варианты. Возможны самые фантастичные идеи. Выбирают один из вариантов, помогают муравью переправиться через  ручей.

       Воспитатель: Спасибо, ребята, не оставили муравьишку в беде. Прощай, муравьишка. Нам пора отправляться дальше.

Подскажите мне, ребята, в какое время года мы должны отправиться теперь? (Предполагаемые ответы детей). Садимся в наш Звездолет и отправляемся в путь.

         Дети под музыку перелетают в следующее время года.

       Воспитатель: Мы с вами очутились в осеннем саду. Давайте вспомним, как называются осенние месяцы. (Ответы детей). Посмотрите, Осень приготовила нам свои дары и спрятала их в этот красивый мешочек. Я думаю, она предлагает нам поиграть в игру «Чудесный мешочек». Если вы не против, мы можем изменить правила игры. Вы будете описывать предмет, а я - отгадывать.

                            Игра «Чудесный мешочек».

       Воспитатель: Все дары осени  мы  возьмем  с собой в детский сад, отдадим нашим поварам, чтобы они приготовили   нам вкусный обед. Ну, а нам, ребята, пора возвращаться в свое время.

              На Звездолете возвращаются в Зиму.

Воспитатель: Дети, благодаря нашей волшебной машине времени, мы вновь очутились в нашем детском саду, вернулись в Зиму. Во время нашего путешествия мы видели много интересного, вы показали хорошие знания о временах года, записали интервью с жителями леса, помогли маленькому муравью.

О своих впечатлениях, о вашей жизни в детском саду в разные времена года мы можем выпустить интересную фотогазету. Я предлагаю вам ее сделать.

    Коллективная аппликация. Газета  «Путешествие по временам года»

Воспитатель: Дети, вы очень хорошо потрудились, газета получилась замечательная. Когда она высохнет, мы повесим ее в нашей группе. Спасибо всем за хорошую работу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Четыре времени года"

Тема занятия:   «Четыре времени года». 1.воспитательная задачи:-воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;-учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологичес...

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Конспект НОД "Смена времен года" по окружающему миру

Конспект НОД "Смена времен года" по окружающему миру в подготовительной группе...

Конспект НОД "Четыре времени года"

Конспект НОД "Четыре времени года"...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

Конспект "Путешествие по временам года"

Конспект занятия в старшей группе "Путешествие по временам года"...

Конспект ООД Дружба времен года

Данный материал обогащает знания в временах года,  об особенностях жизни растений и животных в разных сезонах....