Консультация для воспитателей «Увлекательный процесс заучивания стихотворения»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Почему одни дети молниеносно запоминают все, что им нравится, а для других выучить стихотворение — это настоящая проблема? Давайте разберемся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_stihi.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Увлекательный процесс заучивания стихотворения»

Как учить стихи с ребенком?

Я хочу поговорить с вами о эффективных методах и приемах, способствующих развитию компенсаторных функций у детей дошкольного возраста при заучивании стихотворений.

Почему одни дети молниеносно запоминают все, что им нравится, а для других выучить стихотворение — это настоящая проблема? Давайте разберемся.

В тех семьях, где близкие часто и много разговаривают с малышом, поют ему песенки и начитывают стишки, кроха уже в годик смешно качается и ахает в ритм стихотворения «Идет бычок, качается». Но есть и такие детки, для которых запомнить стих — это настоящее испытание.

И чтоб помочь детям справиться с трудностями, можно посоветовать:

 

Совет  №1 

Чтобы ребенок легко запоминал рифму, нужно как можно раньше познакомить его с «музыкой» стихотворения. Малыш еще лежит в коляске, а ему уже начитывается ритмичное «Наша Таня громко плачет» или «Гуси, гуси, га-га-га!». По мере взросления этот самый первый, заложенный в подсознании опыт позволит ребенку гораздо легче проходить процесс заучивания.

Самый благоприятный возраст для разучивания стихов — 4-5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами,  после четырех лет начинается осознанное запоминание текста наизусть. Учить как можно больше — вот лучший способ сформировать нужный объем памяти для дальнейшего обучения!

 

СОВЕТ №2  

Эмоционально и с выражением — именно так следует разучивать стихотворение, иначе оно потеряет всякий смысл для ребенка.

Иногда ошибочно приучают детей невыразительно читать стихи и заучивание  превращается в сплошное «На-на, на-на, на-на, на-на…»  

Переучить ребенка читать уже выученное стихотворение таким образом, очень трудно, а иногда просто невозможно, легче выучить новое.

Если малыш не познает красоту поэзии в детстве, то вряд, и он обратится к ней во взрослой жизни.

СОВЕТ №3  

Если стихотворение будет соответствовать темпераменту и возрасту ребенка, его легче будет выучить. Не стоит четырехлетнего малыша заставлять заучивать отрывки из «Евгения Онегина». Учить с ребенком лучше детскую классику — Барто, Чуковского, Михалкова, Маршака.

Спокойным ребятишкам лучше предлагать стихи плавные, размеренные, а вот непоседам подойдут веселые, ритмичные тексты.

СОВЕТ №4  

Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно должно быть для кого-то подарком. Посвятить его можно маме, папе, бабушке, дедушке  или же сказочному персонажу как Деду Морозу. Лишь в 7-8 лет ребенок начнет осознавать, что стихи можно и нужно учить для своего удовольствия.

 

СОВЕТ №5  

Прежде чем начать учить стихотворение с ребенком, прочитайте сами текст с выражением, а лучше выучите наизусть. Затем обязательно найдите в тексте непонятные для ребенка места или незнакомые слова и объясните их значение. После этого еще раз нужно прочитать стихотворение — медленно и со смысловыми акцентами. После второго прочтения можно рассказать малышу о том, кто написал это замечательное произведение,  показать иллюстрации. Сообщить, что стихотворение он будет учить наизусть,  пока ребенок будет  разглядывать картинки - иллюстрации, прочитать текст еще раз.

Такой подход приучит ребенка легче воспринимать поэзию: у него постепенно сформируется художественный образ стихотворения. Ну, а после подготовительной работы можете начинать процесс заучивания.

СОВЕТ №6  

Методы заучивания стихотворений:

1. Слуховой. Самый распространенный метод. Сначала заучивается каждая строчка в  четверостишии, добавляя каждый раз по одной строке, затем повторяется четверостишие полностью, так же учится второе четверостишие и когда выучена вторая часть, повторяются обе сразу и так, пока ребенок не запомнит все стихотворение. Идет слуховая опора на рифму.

2. Двигательный. Метод заключается в том, что ребенок подкрепляет запоминание двигательным актом. Так, можно взять толстую нитку и «смотать стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотать. После чего он прячет ручки за спину и понарошку наматывает клубок.

Как вариант — нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

3. Визуальный. Создание простого  «картинного плана»

Для того, чтобы процесс заучивания стихотворений был увлекательным, интересным, и не занимал много времени и сил, можно использовать  метод – мнемотехники.  Его  путают с обычным показом книжных картинок. На самом деле  создается простой «картинный план» на глазах у ребенка одновременно с разучиванием стиха.

Понятие «Мнемотехника», для чего она, и что развивает

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать :

  •  Ассоциативное мышление;
  •  Зрительную и слуховую память, внимание;
  •   Воображение.

Варианты мнемотехники

Мнемотехника строится от простого к сложному:

1.Простейшые мнемоквадраты – это 1 карточка с 1 рисунком-символом.

2. Мнемодорожка - вид мнемосхемы, которые выстраиваются в линию.

3.Мнемотаблица – это таблица, в которую заложена определенная информация для заучивания. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, а для детей старшего дошкольного возраста - схематическое изображение.

Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово  или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение);  таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки – ребенок легко запоминает информацию.

Читается строчка и изображается то, о чем идет речь, отделяя  каждую картинку горизонтальной чертой, т.е. создается рисунок – план.  Затем по этому плану ребенок несколько раз рассказывает стихотворение.

Очень ценным моментом в заучивании стихов по мнемотаблицам будет, если ребенок  сам  их нарисует.  Не важно, это будет схематичное изображение,  прорисованные картинки или просто ему понятные знаки. Главное, что ребенок запомнит его еще быстрее. 

СОВЕТ №7

И последний совет: Создать  авторскую книгу из рисунков, которые были созданы к выученным произведениям,  подписав название  и  автора. В дальнейшем  ребенку приятно будет рассматривать их с близкими, и вспоминать ранее выученные стихи!

Это отличный способ мотивировать малыша для пополнения литературных знаний, а заодно и своеобразный подсчет его достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словаря детей в процессе заучивания стихотворений ( старшая группа)

Формирование словаря идет во всех видах детской деятельности. Наиболее благоприятная из них – образовательная деятельность по заучиванию стихов, т.к. поэзия, как один из жанров литературы, является ис...

Консультация для педагогов на тему "Заучивание стихотворений"

Заучивание стихотворений дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «МНЕМОТАБЛИЦЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18369524","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] Мнемотехника – это система различных приёмов, обле...

Консультация для педагогов «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»

Мнемотехника помогает развивать:- ассоциативное мышление- зрительную и слуховую память- зрительное и слуховое внимание- воображение...

Консультация для родителей "Советы по заучиванию стихотворений"

Способов заучивания стихотворений много. Родители могут не только выбрать их из ныне существующих, но и придумать свой, который больше всего подойдет их малышу. А если вы все еще не знаете, как научит...